Экономическая оценка природных ресурсов. Законом Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 года N 160-1 плата за загрязнение окружающей среды взимается с организаций

Законом Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" от 15 июля 1997 года N 160-1 плата за загрязнение окружающей среды взимается с организаций и граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.

При этом согласно статье 29 вышеназванного закона ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов ежегодно утверждаются акимами областей (городов Астаны и Алматы) по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции "О порядке исчисления и внесения платежей за загрязнение окружающей среды и нарушение природоохранного законодательства" от 18 июня 1999 года N 693 "далее - Инструкция) выбросы в атмосферу от стационарных (организованных и неорганизованных) и передвижных источников являются одним их видов загрязнений окружающей среды.

Положением методики определения платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками, разработанной Министерством экологии от 15 мая 1996 года, размеры платежей за загрязнение атмосферного воздуха выбросами тепловых двигателей автомобилей, дорожно - строительной, сельскохозяйственной и иной техники, тепловозами, речными и морскими судами определяются количеством израсходованного топлива.

Вместе с тем согласно пункту 24 инструкции налоговые органы и местные фонды окружающей среды ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обмениваются сведениями по итогам контрольной работы за предыдущий квартал для отражения доначисленных сумм в лицевых счетах плательщиков.

В целях определения реальной налогооблагаемой базы Министерством государственных доходов было поручено предоставить сведения по количеству плательщиков налога на транспортные средств и платежам за выбросы в атмосферу передвижными источниками - юридических лиц за 2000 год.

При сопоставлении предоставленных данных было установлено значительное несоответствие. Так, в целом по республике количество плательщиков, привлеченных к уплате по налогу на транспортные средства юридических лиц, составило 45196, а плательщиков за выбросы в атмосферу передвижными источниками - всего лишь 23076, то есть разница составила 22120.

Проведенный расчет причитающихся сумм платежа за выбросы в атмосферу передвижными источниками показал, что в среднем на 1 плательщика приходится к уплате 21,0 тыс. тенге, т.е. расчетный резерв по данному виду платежа только по юридическим лицам составил более 400,0 млн. тенге.

При этом по Костанайской, Актюбинской, Западно - Казахстанской, Павлодарской областям плательщиков за выбросы в атмосферу передвижными источниками - физических лиц вовсе нет, несмотря на то, что согласнопостановлению Правительства РК от 1 декабря 1998 года N 1213плательщиками данного вида платежа являются юридические и физические лица независимо от форм собственности, ведущих хозяйственную деятельность.

Анализ представленных данных свидетельствует о неудовлетворительной работе территориальных налоговых комитетов по администрированию данного вида платежа.

Исходя из вышеизложенного, в целях пополнения доходной части бюджета, а также улучшения администрирования платежей за загрязнение окружающей среды, Министерство государственных доходов Республики Казахстан поручает провести следующие мероприятия:

- заключить двусторонние соглашения с территориальными управлениями Фонда ООС по предоставлению информации в разрезе налогоплательщиков ведущих хозяйственную деятельность, имеющих автотранспортные средства и состоящих на учете за выбросы в атмосферу передвижными источниками;

- наладить совместную работу с территориальными фондами охраны окружающей среды по предоставлению информации и оказанию содействия Фонду ООС в постановке всех плательщиков налога на транспортные средства юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на учет по платежам за загрязнение окружающей среды;

- осуществить соответствующие мероприятия по вопросу полноты и своевременности зачисления в бюджет платежей за выбросы в атмосферу передвижными источниками, используя данные по списанию автомоторного топлива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: