Китообразные

Китообразные всю свою жизнь проводят в воде, которая обеспечивает подъемную силу за счет давления, распределенного по всей поверхности тела животного (Ridgeway, 1972). Результатом является почти полная невесомость, способствующая нормальному дыханию. Кроме того, вода быстро рассеивает метаболическое тепло китообразных, превосходя воздушную среду по этому показателю в 25 раз (Ridgeway, 1972). Поэтому, при изъятии животных из их нормальной среды обитания для транспортировки, необходимо прежде всего создать для них адекватные условия поддержания тела для создания привычного комфорта и нормального дыхания, а также механизма температурного контроля, помогающего терморегуляции (см. Рис. 1 и 2).

В настоящее время разработано специальное вспомогательное оборудование для поддержания тела животных и обеспечения их нормального дыхания при транспортировке. Теперь китообразных перевозят в контейнерах промышленного изготовления, на плаву в заполненных водой емкостях, что создает привычные для животных условия невесомости. Кроме того, широко распространенное теперь использование самолетов для далеких перевозок значительно сокращает время, которое китообразные проводят вне привычной для них среды обитания (Cornell, 1978).

Важнейшее значение имеет температурный контроль. Поскольку большая часть тела китообразных окружена толстым термоизолирующим слоем жира, их терморегуляция в воде осуществляется за счет расширения или сужения периферических кровеносных сосудов в обильно васкуляризованных покровах грудных плавников, а также хвостового и спинного плавников (Slijper, 1979). В результате, у китообразных, оказавшихся вне воды, из-за низкой теплопроводности воздуха избыток тепла рассеивается хуже. Обеспечить нормальную терморегуляцию можно несколькими способами. Помещение китообразных в контейнер с водой позволяет с помощью специальных приспособлений менять ее температуру в соответствии с потребностями животных. При перевозке в самолетах или закрытых грузовиках температуру также можно регулировать. Транспортировку животных в открытых машинах лучше проводить по ночам или в пасмурные дни, чтобы избежать солнечных ожогов. Если по каким-либо причинам это невозможно, следует использовать легкие влажные полотенца, которые накладывают на кожу животных, защищая ее от ожогов и высыхания.

В прежние годы большие затруднения с транспортировкой китообразных возникали из-за отказа оборудования. Однако этого можно избежать при правильном планировании всей операции и тщательной подготовки к ней. Предвидя возникновение возможных проблем, следует заранее готовить аварийные планы, гарантирующие благополучие транспортируемым животным. Для реализации этих планов требуются квалифицированный персонал и соответствующее оборудование, чтобы можно было либо вернуть животных в условия их постоянного содержания, либо, в случае отказа транспорта, обеспечить надежный уход за животными в условиях непредвиденной задержки. Разумеется, необходимо отменить транспортировку, если предварительно не был разработан аварийный план, рассчитанный на длительные задержки в пути.

Прежде, при транспортировке китообразных без специального оборудования, у животных наблюдалось развитие мышечного тетануса после возвращения в воду, нарушение аппетита, потеря крови из-за потертостей, пролежни и респираторные инфекции. Улучшение техники транспортировки в наши дни, с обеспечением подходящей температуры воды и возможности для животных изгибаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, тетаническая жесткость мускулатуры минимизируется и обычно исчезает через несколько часов или дней или вовсе не проявляется. Теперь, если китообразных перевозили надлежащим образом, они начинают кормиться сразу же, как только их выпустят из контейнера, особенно если эти животные уже имели опыт транспортировки. Потертостей и пролежней можно избежать, используя подходящие гамаки из неабразивной ткани, и размещая животных в самом гамаке и внутри контейнера надлежащим образом. Использование современных скоростных транспортных средств снизило или даже устранило необходимость применения антибиотиков или кортикостероидов для предотвращения или лечения респираторных инфекций, часто развивающихся при транспортировке. Надлежащее поддерживающее оборудование, хорошо обученный, опытный персонал и тщательный контроль оптимальной организации перевозки являются важными факторами успеха при транспортировке китообразных.

До начала перевозки животных необходимо тщательно обследовать. При этом нужно обращать внимание на их поведение, физическое состояние, гематологические показатели и, если возможно, анализ мочи. За 24 часа до начала транспортировки китообразных обычно не кормят, чтобы избежать избыточного накопления метаболитов в воде контейнера. Кроме того, голодание помогает исключить регургитацию при перевозке.

Исходным этапом при транспортировке является извлечение животного из водоема или бассейна с помощью подходящего гамака из мягкого материала, обычно – нейлона или парусины. При желании, гамак можно обшить шерстью или замшей для снижения вероятности возникновения потертостей. Гамак следует конструировать по индивидуальным промерам животного с тем, чтобы обеспечить равномерное распределение его веса по всему гамаку. Отверстия по бокам гамака позволяют грудным плавникам животного располагаться нескованным естественным образом (Ridgeway, 1972; Cornell, 1978). Животное должно располагаться в гамаке таким образом, чтобы давление распределялось равномерно и не сосредотачивалось на каких-либо участках его тела или плавников, что могло бы приводить к возникновению пролежней и потертостей. При перегрузке животных следует особенно тщательно избегать повреждений кожи, которая у китообразных обильно снабжена кровеносными сосудами. Особенно велика опасность возникновения пролежней в подмышечной области (как раз за основанием грудных плавников). Металлические шесты, поддерживающие гамак, должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать большой вес китообразных, даже если этот вес неожиданно смещается. Концы шестов должны быть закруглены или защищены колпачками, скрывающими острые кромки. Для прикрепления шестов гамака к подъемному крану нужно использовать канаты, нейлоновые сети, цепи или покрытые винилом стальные кабели. Места прикрепления канатов на шестах гамака должны быть закрыты мягким материалом во избежание порезов и потертостей при перегрузке у животных или работе обслуживающего персонала. Концы подъемных крючьев необходимо направлять в сторону от животного. Поверхность его тела, испытывающая иссушающее действие воздуха, следует покрывать защитной мазью или опрыскивать водой (Cornell, 1978).

Для безопасного подъема большинства китообразных требуется подъемный кран. Это связано не только с большим весом животных, но и с возможностью смещения веса во время подъема. Поэтому подъемная мощность крана должна соответствовать весу животных с поправкой на требования безопасности. При выборе места для установки крана необходимо тщательнейшим образом осмотреть площадку и обсудить все детали подъема с оператором. Предпочтение следует отдавать гидравлическим кранам, а не механическим, поскольку первые работают более гладко. В целях безопасности животных на всех фазах подъема следует держать как можно ниже. Свободные концы канатов необходимо привязать к шестам гамака, а не к крюкам, чтобы канаты не захлестнулись на подъемных механизмах. При подъеме мелких китообразных (до 400 кг) нужно оставлять два свободных конца канатов, которые закрепляют на противоположных концах шестов. Для более крупных животных (более 400 кг) оставляют 4 свободных конца, закрепляя их по два на противоположных концах шестов гамака. Для контроля над нежелательным отклонением животных при подъеме все свободные концы должны быть доступны на всех фазах подъема.

Разместив животное в привычном для него гамаке, его опускают затем в заполненную водой транспортировочную емкость подходящего размера, чтобы между животным и стенками емкости оставался свободный промежуток. Современные емкости для транспортировки обычно изготавливают из покрытого пеной стекловолокна, ПВХ (Divinicell, DIAB, Inc., DeSoto, TX и DIAB International, Laholm, Sweden) или морской фанеры. Некоторые из этих емкостей укрепляют и защищают с помощью стального каркаса. Съемные поливиниловые панели закрепляют на внутренних стенках емкости, чтобы уберечь животных от потертостей. На обоих верхних концах емкости размещают закраины или крышки, чтобы уменьшить расплескивание воды. Система поддержки гамака может быть встроена в транспортное средство таким образом, чтобы сопровождающие могли легко изменять положение животного, поднимая или опуская шесты гамака при загрузке или транспортировке животного (Рис. 3 и 4).

После погрузки животного в емкость добавляют пресной воды, чтобы тело животного было погружено на 2/3-3/4 объема. При транспортировке воздухом не рекомендуется использовать морскую воду, чтобы при ее расплескивании не повреждались детали самолета. Погружение в воду обеспечивает животному охлаждение и плавучесть, а также свободное дыхание. Если животное при транспортировке находится в естественной позе, его дыхательный ритм вряд ли будет отличаться от нормального (Lilly, 1961; Cornell, 1978). Температура воды в емкости должна быть близкой к привычной для китообразного. Если животное перемещают из воды одной температуры в другую, то желательно, чтобы температура воды в емкости была средней между двумя предыдущими. Если температура окружающего воздуха значительно выше, чем воды, то в воду следует добавить лед.

При наземной транспортировке маршрут переезда надо изучить заранее с учетом состояния дороги, высоты транспорта (для проезда под ветвями деревьев, проводами, низкими мостами и т.п.), а также возможных ограничений по весу или габаритам транспорта. Если вес избыточный, а транспорт слишком широк, может потребоваться оформление специального разрешения, что необходимо сделать заранее. Транспорт для перевозки китов обычно представляет собой платформу или трейлер, которые буксирует дизельный трактор. Лучше, если выхлопная труба направлена на дорожное покрытие, чтобы не дымить на животное или сопровождающих лиц. Желательно, чтобы караван сопровождал дополнительный трактор, чтобы избежать задержек в пути, если сломается первый.

Сопровождающие перед отправкой должны быть проинструктированы относительно всех мер безопасности. В некоторых районах требуется специальное разрешение для проезда сопровождающих в кузове грузовика. Специальный эскорт может двигаться впереди или замыкать караван, пользуясь рациями или мобильными телефонами для связи между машинами. Во многих районах предварительное оповещение властей (полиции, дорожных патрулей) о запланированной транспортировке может помочь избежать дорожных затруднений. Сформированная заранее команда логистиков движения может помочь координации и взаимосвязи задействованных лиц (служащих по содержанию животных, местной администрации, журналистских кругов) во время самой транспортировки.

В последнее время все дальние перевозки китообразных осуществлялись самолетами. Предпочтение при этом отдается большегрузным транспортным самолетам, поскольку и сами киты, и сопровождающее их оборудование весят очень много. Главной проблемой здесь оказался слишком малый размер дверей современных грузовых самолетов. Поэтому важно до начала транспортировки выяснить, пройдут ли через двери грузового самолета емкости для животных и соответствующее оборудование. Кроме того, необходимо знать точный вес всего транспортируемого груза, чтобы самолет надежно сбалансировать его размещение в самолете. Необходимо предусмотреть и крепление груза, чтобы он не сместился во время полета. Если транспортировка морских млекопитающих осуществляется через один и тот же местный аэропорт, следует периодически инструктировать служителей и летчиков либо лично, либо письменно.

В зависимости от размеров, веса и конфигурации емкостей можно использовать различные типы погрузочно-разгрузочных устройств, включая подъемные платформы, автопогрузчики и краны. Подъемные платформы и автопогрузчики сокращают время погрузки, но не всегда обладают необходимой мощностью, о чем надо наводить справки заранее. Технические проблемы или особенности погоды могут вынудить самолет совершить вынужденную посадку не в запланированном, а в каком-либо другом аэропорте. В связи с этим емкости для крупных китов должны быть приспособлены для перегрузки с помощью подъемного крана, поскольку эта техника, как правило, более доступна. Однако компании, предоставляющие подъемные краны, не всегда располагают необходимым оборудованием для перегрузки тяжелых емкостей с китообразными. Поэтому важно всегда иметь при себе стальные тросы, балки и крючья. Наземные службы по уходу за животными не должны покидать аэропорт, пока самолет не взлетит, так как всегда существует вероятность изменения графика полета или задержки вылета самолета по техническим причинам.

Помощники, сопровождающие китообразных при транспортировке, должны проинструктировать экипаж самолета перед отлетом относительно надлежащего угла наклона при взлете и посадке (в обоих случаях он должен быть наименьшим), чтобы не выплескивалась вода из емкостей, а давление и температура в самолете были близки к запланированной. Поскольку китообразные подвержены влиянию высотной болезни, желательно, чтобы высота полета или давление внутри самолета не превышали таковых для высоты 1067 м или даже ниже этого. Температуру в грузовом отсеке следует поддерживать на уровне температуры воды в емкостях, чтобы избежать переохлаждения или перегрева животных.

Федеральные инструкции США определяют меры по уходу за большинством видов морских млекопитающих при транспортировке, но не уточняют, сколько человек должно сопровождать животных. Рекомендуется, чтобы каждое перевозимое животное сопровождал хотя бы один опытный помощник. Он должен не только обладать необходимым опытом по содержанию животных, но и располагать медицинским комплектом для оказания первой помощи животным и уметь применить его, если возникнет нужда. Опытный помощник должен также постоянно следить за поведением животных, замечая первые признаки нарушения дыхательного ритма, уровня активности, и уметь быстро решать подобные проблемы. Сопровождающие должны иметь доступ к специальному защитному снаряжению (плащам, непромокаемым костюмам, болотным сапогам), чтобы помочь животным изменить свое положение при необходимости. Они должны также постоянно смачивать кожу животных, чтобы предотвратить у них подсыхание кожи и развитие “пятен перегрева”, которые будут позже покрываться волдырями и шелушиться.

Необходимое для разгрузки оборудование и наземный транспорт должны находиться в аэропорте назначения еще до посадки самолета, чтобы избежать ненужных задержек.

По прибытии к месту назначения, животных выгружают из контейнера, оставляя их при этом на гамаке, который опускают в бассейн, и отпускают животное в воду. Бассейны не должны быть слишком мелкими и маленькими, но необходимо держать наготове необходимое оборудование, если вдруг животным понадобится помощь через несколько часов или дней после их освобождения.

Животные должны оставаться под постоянным наблюдением по крайней мере в течение 24 часов после транспортировки. Нужно часто проверять дыхательный ритм животных и подкармливать их. Медицинское обследование и анализ гематологических показателей необходимо проводить в течение недели после транспортировки или раньше, если возникнет такая необходимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: