Анализ протокола

Для проведения анализа протокола необходимо в определен­ном виде представить полученный материал. В плоскости фик­сируются те общие основания, по которым ребенок производит ^бор необходимой картинки.

Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких При­маков:

62


Первая сфера является областью атрибутивных свойств, предмета. Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал, из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним признаком предмета (на­пример, чашка — чайник; "...потому что и то и другое начи­нается на букву Ч").

Вторая сфера общих ситуативных оснований. Переходным к этой сфере является подбор картинок по "свойству — дейст­вию", т.е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия, производимые предметами, изображенны­ми на карточках (например, к трактору подбирается тележка, " ...потому что они ездят"). Кроме того, сюда относятся выбо­ры, сделанные на включении предметов в одну ситуацию (на­пример, чашка — чайник; " ...потому что чайник наливает в чашку воду") — ситуация употребления; банальная ситуа­ция — "...кошка любит мышку"; ситуация общения, игры, местоположения, вплоть до "художественных", "поэтических" ситуаций (например, мак — птица; "...потому что птицы раду­ются, когда растут цветы").

Третья сфера категориальная. К ней относятся выборы, в которых общим признаком (основанием) двух картинок явля­ется имя того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений (например, "...это звери или это посуда").

Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые, подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная, ситуативная, категориальная и включают 10 подуровней. Экспериментальный материал удоб­нее всего представить в виде план-карты. В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика взаимодействия испытуемых. План-карта — это круг, разде­ленный на три сферы, в которых определенным образом рас­полагаются векторы разной длины. Длина вектора соответст­вует тому или иному уровню (подуровню) плоскости высказы­вания. Номера векторов говорят о порядке подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, друго­го — другим. Приведем пример запротоколированной план­карты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: