Провал политики «самоусиления» вызвал у части китайского общества потребность в проведении более радикальных реформ. Толчком к новому «движению за реформы» послужило подписание позорного для Китая Симоносекского мирного договора с Японией в 1895 г.
Идеологом политики периода «политика самоусиления», » явился Кан Ювэй. Кан Ювэй родился в 1856г. в провинции Гуандун в семье шэньши—землевладельца. В ученой иерархии ему удалось достичь лишь 2-й степени, однако книги Кан Ювэя получили известность во всем Китае. С 1890 г. Кан Ювэй преподавал в Гуанчжоу, а в 1895 г. приехал в Пекин для сдачи экзаменов. Позорный мир с Японией стал поводом для включения Кан Ювэя, как и других патриотов Китая, в активную политическую борьбу.
Еще в 1888 г., впервые побывав в столице, Кан Ювэй направил вдовствующей императрице маньчжурке Цыси и ее племяннику - молодому императору Гуансюю свой первый меморандум, в котором под впечатлением поражения Китая в войне с Францией предупреждал о предстоящем усилении агрессивной политики иностранных держав в отношении Китая и предлагал двору незамедлительно приступить к проведению политики реформ. Для чего предлагал изменить существующие законы, прислушиваться к голосу народа и тщательно подбирать сановников. Завязав обширные связи в столице, Кан Ювэй, обладавший незаурядным литературным талантом, написал ряд предложений о реформах, строительстве железных дорог и шахт, борьбе с коррупцией, о свободе слова, увеличении пошлин на иностранные товары и т.д. Эти проекты затем многие видные столичные деятели отправляли как свои собственные ко двору и в правительство на рассмотрение. Сам Кан Ювэй, несмотря на отсутствие какой-либо реакции двора на свой первый меморандум, продолжал готовить и направлять столичным сановникам для передачи ко двору все новые и новые предложения о реформах. Его усилия не остались незамеченными.
|
|
К началу 90-х годов Кан Ювэй снискал известность своими книгами, в которых он доказывал, что Конфуций был сторонником проведения реформ государственного управления, однако это учение Конфуция было впоследствии сознательно извращено и из него самого сделали ретрограда, защитника старины и неизменности раз и навсегда установленных порядков. В апреле 1895 г. Кан Ювэй и его ученик написали в Пекине пространный меморандум маньчжурскому императору Гуансюю. Меморандум был зачитан и единодушно одобрен участниками ряда собраний и под его текстом осмелились поставить свои подписи свыше 600 человек, т.е. более половины участников государственных экзаменов. Этот "Коллективный меморандум" - неслыханная по тем временам дерзость со стороны его подписантов - состоял из двух частей. В первой его части резкой, уничтожающей критике подвергались правительство и двор за поражение в войне, за некомпетентное правление, коррупцию, сохранение в армии и правительстве старых, недееспособных руководителей, зa отсутствие решимости к проведению преобразований. Одновременно в меморандуме содержались требования императору не подписывать мирный договор, перенести столицу из Пекина вглубь страны, провести мобилизацию в армию, поставить во главе поиск молодых талантливых офицеров и продолжать войну до полного истощения Японии.
|
|
Во второй части меморандума выдвигались требования проведения в стране военной реформы, ликвидации разного рода отживших учреждений, служивших лишь синекурой для придворных и сановников, создания новых школ, строительства железных дорог, угольных шахт и копей, судоверфей, поощрения современных методов агротехники, поддержки разного рода ассоциаций и обществ, содействующих развитию современного сельского хозяйства, организации торговых палат, разрешения переводить иностранные книги и издавать газеты и журналы, защиты китайских эмигрантов, проживавших за границей и т.д.
Наиболee далеко идущим политическим требованием "Коллективного меморандума" былo создание в Пекине при императоре представительного учреждения, в котором, избранные от всех уездов и провинций страны талантливые люди, независимо от их имущественного положения и ученой степени, могли бы посменно круглосуточно дежурить во дворце для того, чтобы отслеживать международную обстановку и осуждать готовившиеся проекты императорских указов по различным вопросам. Это было недвусмысленное пожелание введения в стране некоего подобия парламента.
В случае принятия императором Гуансюем изложенной в "Коллективном меморандуме" программы реформ подписавшие меморандум заверяли императора, что Китай быстро оправится от поражения в войне с Японией, станет самой сильной державой мира, возвратит отошедшие к Японии острова Люцю (современный архипелаг Рюкю с центром на Окинаве), а не только Тайвань, и возьмет под свое покровительство страны Южных морей (современную Юго-Восточную Азию).
Патриотический подъем в стране был столь велик, что пекинские власти вынуждены были дать согласие на создание Кан Ювэем в столице клуба реформ -"Ассоциация усиления государства" и на издание ежедневной газеты ''Усиление государства",которая тиражом в 1000 экземпляров ежедневно рассылалась вместе с официозом правительства столичной газетой "Цзинь бао" во все учреждения столицы и видным сановникам.
Вернувшиеся из Пекина на свое постоянное жительство участники экзаменов стали в различных провинциях и городах создавать аналогичные клубы реформ, издавать журналы и газеты реформаторского толка.
Но уже в октябре 1895г. консерваторы при дворе и в правительстве перешли в наступление: "Ассоциация усиления государства" и ее газета были запрещены. Кан Ювэй из Пекина вынужден был вернуться в Гуанчжоу и возобновить преподавание в школе. Кан Ювэй был против революции, национализма и буржуазно- демократических ценностей. Он полагал, что Китай может возродиться лишь путем единения всего общества, и выдвинул лозунг «Единство маньчжуров и китайцев, монарха и народа». Кроме того, Кан Ювэй начал движение за национальную конфуцианскую peлигию, которая могла бы объединить китайцев перед лицом экспансии западного христианства и ислама. Относительно иностранного опыта идеологи «Ста дней реформ» сохранили идеи политики «самоусиления». Кан Ювэй заявлял, что «все, чем сейчас гордятся на Западе, существовало у нас сотни и тысячи лет тому назад».
|
|
После захвата Германией в ноябре 1897 г. Циндао на Шаньдунском полуострове в Китае поднялась новая волна патриотического движения и Кан Ювэй срочно выехал в Пекин. В конце 1897 г. он послал императору Гуансюю свой пятый по счету меморандум, требуя принятия срочных мер, чтобы не допустить раздела страны: он напоминал о судьбе, постигшей Тайвань в результате войны с Японией. Кан Ювэй в этом меморандуме напрямик обвинял императора и главу правительства маньчжурского князя Гуна в отрыве от народа. Из 400 млн. населения только около 100 человек могли видеть императора, да и то из-за придворного этикета не могли рассказать ему о нуждах народа. Высшие сановники, окружавшие императора, - заклятые враги прогресса, писал в своем меморандуме Кан Ювэй и утверждал, что всеобщее народное недовольство правительством усиливается подрывной деятельностью западных держав через христианских миссионеров. Народ скоро начнет бунтовать, пророчески предупреждал он и призывал Гуансюя лично объявить новую политическую линию государства по примеру Петра I и японского императора Мэйдзи. Текст этого обличительного меморандума быстро распространился среди столичной общественности и вновь сделал его автора героем дня.
15 марта 1898 г. после долгого хождения по правительственным и дворцовым инстанциям шестой меморандум Кан Ювэя наконец дошел до Гуансюя. Между тем Кан Ювэй написал седьмой меморандум Гуансюю, к которому приложил "Записки о реформах российского царя Петра Великого". Вслед за тем Кан Ювэй переслал Гуансюю свое "Исследование о реформах в Японии в период Мэйдзи".
29 мая 1898 г. умер князь Гун. Освободившийся от его опеки 28-летний император Гуансюй под влиянием меморандумов и книг Кан Ювэя 11 июня 1898 г. издал указ "Об установлении основной линии государственной политики и об учреждении в столице университета". Указ содержал уничтожающую критику консервативных сановников. Гуансюй объявил, что, следуя мудрой политике правителей древнего Китая, неизменно выступавших за постоянное обновление, необходимо изучать западные науки, которые соответствуют современным требованиям. Ради этого в столице создается университет, призванный готовить кадры, способные преодолеть современные трудности.
|
|
Этим указом открывался кратковременный период - "Сто дней реформ" - на протяжении которого из императорского дворца в Пекине рассылались во все провинции указы Гуансюя о реформах. Преодолев препоны, которые ставил дворцовый этикет на пути общения императора с гражданскими и военными сановниками низших и средних рангов, Гуансюй через пять дней после издания своего указа дал во дворце аудиенцию Кан Ювэю, который обладал лишь восьмой чиновничьей степенью, в то время как на императорскую аудиенцию могли вызываться сановники не ниже четвёртой степени. Долгожданная аудиенция разочаровала реформатора: молодой император не имел никакой опоры ни среди маньчжурской гвардии или аристократии, ни среди высших китайских сановников и военачальников. По рекомендации Кан Ювэя Гуансюй срочно создал своеобразный "теневой кабинет", в который вошли ближайшие ученики и последователи Кан Ювэя - китайцы, которые стали готовить проекты императорских указов о реформах.
Среди указов императора в период «Ста дней реформ» можно отметить следующие: об открытии университета; о поощрении ремесла, наук и сельского хозяйства; об отмене сочинений стилем «баку» на экзаменах; о строительстве железных дорог; о перевооружении и переобучении пекинского гарнизона; о поощрении научных методов ведения сельского хозяйства; о введении новых школьных программ; о содействии местной промышленности; об открытии медицинского института в Пекине; о замене натурального налога денежным и проч.
Реформаторы не предполагали изменить государственное устройство. Кан Ювэй был противником парламентских институтов, он предлагал создать при императоре лишь законодательный комитет из 20 ученых и сановников. И в дальнейшем, в начале XX в., лидер реформаторов сохранил верность цинскому императору.
Цыси сдержанно отнеслась к действиям своего племянника. Она одобрила первые его указы, старалась не вмешиваться в его нововведения, не забывая при этом контролировать кадровую политику. Однако противоречия между Гуансюем и Цыси в течение лета 1898 г. нарастали. Кан Ювэй и его сторонники настаивали на отстранении императрицы от власти и ее аресте.
В сентябре 1898г. реформаторы подготовили план убийства Цыси и ее сторонников. В своих планах они сделали ставку на Юань Шикая, считавшегося самым либеральным и образованным и генералом в китайской армии. Гуансюй лично приказал арестовать Цыси, вручив ему в качестве подтверждения особых полномочий золотую стрелу и пообещав назначить генерала наместником столичной провинции. Однако Юань Шикай передал императорские приказы генералу- стороннику Цыси.
После того как Цыси узнала о планах реформаторов, она немедленно выехала в резиденцию императора и заставила его документально передать ей всю полноту власти. Гуансюй был изолирован в одном из дворцов. Кан Ювэй успел бежать и выехал в Японию. Властям удалось арестовать и казнить лишь шестерых представителей реформаторского движения, среди которых были брат Кан Ювзя.
После разгрома реформаторского движения к власти в Пекине пришли консервативно-патриотические силы. После 1900 г. реформаторское движение окончательно пришло в упадок и потеряло идейное и организационное единство.