Б. «Сто дней реформ»

Провал политики «самоусиления» вызвал у части китайского общества потребность в проведении более радикальных реформ. Толчком к новому «движению за реформы» послужило подписание позорного для Китая Симоносекского мирного договора с Японией в 1895 г.

Идеологом политики периода «политика самоусиления», » явился Кан Ювэй. Кан Ювэй родился в 1856г. в провинции Гуандун в семье шэньши—землевладельца. В ученой иерархии ему удалось достичь лишь 2-й степени, однако книги Кан Ювэя получили известность во всем Китае. С 1890 г. Кан Ювэй преподавал в Гуанчжоу, а в 1895 г. приехал в Пекин для сдачи экзаменов. Позорный мир с Японией стал поводом для включения Кан Ювэя, как и других патриотов Китая, в активную политическую борьбу.

Еще в 1888 г., впервые побывав в столице, Кан Ювэй направил вдов­ствующей императрице маньчжурке Цыси и ее племяннику - молодому императору Гуансюю свой первый меморандум, в котором под впечатлением поражения Китая в войне с Францией предупреждал о предстоящем усилении агрессивной политики ино­странных держав в отношении Китая и предлагал двору незамедлительно приступить к проведению политики реформ. Для чего предлагал изменить существующие законы, прислуши­ваться к голосу народа и тщательно подбирать сановников. Завязав обширные связи в столице, Кан Ювэй, обладавший незаурядным литературным талантом, написал ряд предложений о реформах, строительстве железных дорог и шахт, борьбе с корруп­цией, о свободе слова, увеличении пошлин на иностранные товары и т.д. Эти проекты затем многие видные столичные деятели отправляли как свои собственные ко двору и в правительство на рассмотрение. Сам Кан Ювэй, несмотря на отсутствие какой-либо реакции двора на свой первый меморандум, продолжал готовить и направлять сто­личным сановникам для передачи ко двору все новые и новые предложения о рефор­мах. Его усилия не остались незамеченными.

К началу 90-х годов Кан Ювэй снискал известность своими книгами, в которых он доказывал, что Конфуций был сторонником проведения реформ госу­дарственного управления, однако это учение Конфуция было впоследствии созна­тельно извращено и из него самого сделали ретрограда, защитника старины и неиз­менности раз и навсегда установленных порядков. В апреле 1895 г. Кан Ювэй и его ученик написали в Пекине пространный меморандум маньчжурскому императору Гуансюю. Меморандум был зачитан и единодушно одобрен участниками ряда собраний и под его текстом осмелились поставить свои подписи свыше 600 человек, т.е. более половины участников государственных экзаменов. Этот "Коллективный мемо­рандум" - неслыханная по тем временам дерзость со стороны его подписантов - состоял из двух частей. В первой его части резкой, уничтожающей критике подвергались правительство и двор за поражение в войне, за некомпетентное правление, кор­рупцию, сохранение в армии и правительстве старых, недееспособных руководителей, зa отсутствие решимости к проведению преобразований. Одновременно в меморанду­ме содержались требования императору не подписывать мирный договор, перенести столицу из Пекина вглубь страны, провести мобилизацию в армию, поставить во главе поиск молодых талантливых офицеров и продолжать войну до полного истощения Японии.

Во второй части меморандума выдвигались требования проведения в стране воен­ной реформы, ликвидации разного рода отживших учреждений, служивших лишь сине­курой для придворных и сановников, создания новых школ, строительства железных дорог, угольных шахт и копей, судоверфей, поощрения современных методов агротех­ники, поддержки разного рода ассоциаций и обществ, содействующих развитию совре­менного сельского хозяйства, организации торговых палат, разрешения переводить иностранные книги и издавать газеты и журналы, защиты китайских эмигрантов, проживавших за границей и т.д.

Наиболee далеко идущим политическим требованием "Коллективного меморандума" былo создание в Пекине при императоре представительного учреждения, в котором, избранные от всех уездов и провинций страны талантливые люди, независимо от их имущественного положения и ученой степени, могли бы посменно круглосуточно дежурить во дворце для того, чтобы отслеживать международную обстановку и осуждать готовившиеся проекты императорских указов по различным вопросам. Это было недвусмысленное пожелание введения в стране некоего подобия парламента.

В случае принятия императором Гуансюем изложенной в "Коллективном мемо­рандуме" программы реформ подписавшие меморандум заверяли императора, что Китай быстро оправится от поражения в войне с Японией, станет самой сильной державой мира, возвратит отошедшие к Японии острова Люцю (современный архипелаг Рюкю с центром на Окинаве), а не только Тайвань, и возьмет под свое покровительство страны Южных морей (современную Юго-Восточную Азию).

Патриотический подъем в стране был столь велик, что пекинские власти вынуждены были дать согласие на создание Кан Ювэем в столице клуба реформ -"Ассоциация усиления государства" и на издание ежедневной газеты ''Усиление государства",которая тиражом в 1000 экземпляров ежедневно рассылалась вместе с официозом правительства столичной газетой "Цзинь бао" во все учреждения столицы и видным сановникам.

Вернувшиеся из Пекина на свое постоянное жительство участники экзаменов стали в различных провинциях и городах создавать аналогичные клубы реформ, издавать журналы и газеты реформаторского толка.

Но уже в октябре 1895г. консерваторы при дворе и в правительстве перешли в наступление: "Ассоциация усиления государства" и ее газета были запрещены. Кан Ювэй из Пекина вынужден был вернуться в Гуанчжоу и возобновить преподавание в школе. Кан Ювэй был против революции, национализма и буржуазно- демократических ценностей. Он полагал, что Китай может возродиться лишь путем единения всего общества, и выдвинул лозунг «Единство маньчжуров и китайцев, монарха и народа». Кроме того, Кан Ювэй начал движение за национальную конфуцианскую peлигию, которая могла бы объединить китайцев перед лицом экспансии западного христианства и ислама. Относительно иностранного опыта идеологи «Ста дней реформ» сохранили идеи политики «самоусиления». Кан Ювэй заявлял, что «все, чем сейчас гордятся на Западе, существовало у нас сотни и тысячи лет тому назад».

После захвата Германией в ноябре 1897 г. Циндао на Шаньдунском полуострове в Китае поднялась новая волна патриотического движения и Кан Ювэй срочно выехал в Пекин. В конце 1897 г. он послал императору Гуансюю свой пятый по счету меморандум, требуя принятия срочных мер, чтобы не допустить раздела страны: он напоминал о судьбе, постигшей Тайвань в результате войны с Японией. Кан Ювэй в этом меморандуме напрямик обвинял императора и главу правительства маньчжур­ского князя Гуна в отрыве от народа. Из 400 млн. населения только около 100 человек могли видеть императора, да и то из-за придворного этикета не могли рассказать ему о нуждах народа. Высшие сановники, окружавшие императора, - заклятые враги про­гресса, писал в своем меморандуме Кан Ювэй и утверждал, что всеобщее народное недовольство правительством усиливается подрывной деятельностью западных дер­жав через христианских миссионеров. Народ скоро начнет бунтовать, пророчески предупреждал он и призывал Гуансюя лично объявить новую политическую линию государства по примеру Петра I и японского императора Мэйдзи. Текст этого обличи­тельного меморандума быстро распространился среди столичной общественности и вновь сделал его автора героем дня.

15 марта 1898 г. после долгого хождения по правительственным и дворцовым инстанциям шестой меморандум Кан Ювэя наконец дошел до Гуансюя. Между тем Кан Ювэй написал седьмой меморандум Гуансюю, к которому приложил "Записки о реформах российского царя Петра Великого". Вслед за тем Кан Ювэй переслал Гуансюю свое "Исследование о реформах в Японии в период Мэйдзи".

29 мая 1898 г. умер князь Гун. Освободившийся от его опеки 28-летний император Гуансюй под влиянием меморандумов и книг Кан Ювэя 11 июня 1898 г. издал указ "Об установлении основной линии государственной политики и об учреждении в столице университета". Указ содержал уничтожающую критику консервативных сановников. Гуансюй объявил, что, следуя мудрой политике правителей древнего Китая, неиз­менно выступавших за постоянное обновление, необходимо изучать западные науки, которые соответствуют современным требованиям. Ради этого в столице создается университет, призванный готовить кадры, способные преодолеть современные труд­ности.

Этим указом открывался кратковременный период - "Сто дней реформ" - на про­тяжении которого из императорского дворца в Пекине рассылались во все провинции указы Гуансюя о реформах. Преодолев препоны, которые ставил дворцовый этикет на пути общения императора с гражданскими и военными сановниками низших и средних рангов, Гуансюй через пять дней после издания своего указа дал во дворце аудиенцию Кан Ювэю, который обладал лишь восьмой чиновничьей степенью, в то время как на императорскую аудиенцию могли вызываться сановники не ниже четвёртой степени. Долгожданная аудиенция разочаровала реформатора: молодой император не имел никакой опоры ни среди маньчжурской гвардии или аристократии, ни среди высших китайских сановников и военачальников. По рекомендации Кан Ювэя Гуансюй срочно создал своеобразный "теневой кабинет", в который вошли ближайшие ученики и последователи Кан Ювэя - китайцы, которые стали готовить проекты императорских указов о реформах.

Среди указов императора в период «Ста дней реформ» можно отметить следую­щие: об открытии университета; о поощрении ремесла, наук и сельского хозяйства; об отмене сочинений стилем «баку» на экзаменах; о строительстве железных дорог; о перевооружении и переобучении пекинского гарнизона; о поощрении на­учных методов ведения сельского хозяйства; о введении новых школьных программ; о содействии местной промышленности; об открытии медицинского ин­ститута в Пекине; о замене натурального налога денежным и проч.

Реформаторы не предполагали изменить государственное устройство. Кан Ювэй был противником парламентских институтов, он предлагал создать при императоре лишь законодательный комитет из 20 ученых и сановников. И в дальнейшем, в начале XX в., лидер реформаторов сохранил верность цинскому императору.

Цыси сдержанно отнеслась к действиям своего племянника. Она одобрила первые его указы, старалась не вмешиваться в его нововведения, не забывая при этом контролировать кадровую политику. Однако противоречия между Гуансюем и Цыси в течение лета 1898 г. нарастали. Кан Ювэй и его сторонники настаивали на отстранении императрицы от власти и ее аресте.

В сентябре 1898г. реформаторы подготовили план убийства Цыси и ее сторонников. В своих планах они сделали ставку на Юань Шикая, считавшегося самым либеральным и образованным и генералом в китайской армии. Гуансюй лично приказал арестовать Цыси, вручив ему в качестве подтверждения особых полномочий золотую стрелу и пообещав назначить генерала наместником столичной провинции. Однако Юань Шикай передал императорские приказы генералу- стороннику Цыси.

После того как Цыси узнала о планах реформаторов, она немедленно выехала в резиденцию императора и заставила его документально передать ей всю полноту власти. Гуансюй был изолирован в одном из дворцов. Кан Ювэй успел бежать и выехал в Японию. Властям удалось арестовать и казнить лишь шестерых представителей реформаторского движения, среди которых были брат Кан Ювзя.

После разгрома реформаторского движения к власти в Пекине пришли консервативно-патриотические силы. После 1900 г. реформаторское движение окончательно пришло в упадок и потеряло идейное и организационное единство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: