Тайпинское восстание

Китай во второй половине XIX в.

1.Тайпинское восстание.

2.Вторая опиумная война.

3.Этапы внутренней политики Китая:

а) Политика «самоусиления»

б)«Сто дней реформ»

4.Внешняя политика Китая.

5.Восстание ихэтуаней.

Тайпинское восстание.

К середине XIX в. в Цинском Китае вызрел кризис во всех сферах государства и общества. Не только разрушалась экономическая система страны, но общество переживало духовный надлом, под сомнение были поставлены «вечные китайские ценности».

Кризисные явления в Китае начали проявляться в конце XVIII в. Социально-экономическая стабильность привела к росту населения. В течение XVIII— начала XIX вв. произошел демографический взрыв. К середине XVIII в. подушный налог был ликвидирован, рост населения намного опережал рост обрабатываемых земель. За полтора века все население Китая выросло примерно в два раза и достигло 300 млн. человек.

Важной составляющей надвигающегося кризиса стала деградация государственного аппарата. Китайской бюрократии всегда была свойственна коррупция, что отчасти объяснялось низким уровнем оплаты чиновников. Казнокрадство и злоупотребления в начале XIX в. заметно yсилились. Во время строительства на Хуанхэ ирригационных сооружений в 1820 г. чиновниками было присвоено 60% средств, отпущенных на эти цели государством. В 40-х гг. дважды дамбы на Хуанхэ пpopывало, что стало причиной гибели до 1 млн. человек. А в 1849 г. жестокий неурожай поразил район нижнего течения Янцзы. Показателем неэффективности местного управления стал тот факт, что в1823г. из 18 провинций 13 были должны государственной казне.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Южном Китае, где контрабандный ввоз наркотиков англичанами и американцами привел к финансово-экономической дестабилизации. Отдельно следует отметить еще один фактор: после Первой Опиумной войны центр международной торговли в Китае переместился из Гуанчжоу в Шанхай, вследствие чего без работы оказались значительные массы чернорабочих, торговцев, перевозчиков грузов. Еще более важным последствием этой войны был духовно-психологический надлом в китайском обществе. Поднебесная империя была побеждена «варварами». «Страна ученых», «потомки Конфуция» оказались бессильными перед «торгашами», перед последователями «Учения Иисуса». Таким образом, народ не только был недоволен правящей маньчжурской династией, но готов был отказаться от традиционных духовных ценностей.

Кризис общества и разложение государства вызвали к жизни масштабные выступления криминального, социально-экономического, религиозного и антиправительственного направления. Среди всех этих антиправи­тельственных движений выделялось восстание тайпинов, не только самое мощное, но и самое радикальное по своим целям и проведен­ным преобразованиям.

Идеологом движения и руководителем восстания тайпинов был Хун Сюцюань. Хун Сюцюань родился в 1814 г. в деревне, недалеко от Гуанчжоу, в семье хакка. Отец Хун Сюцюаня был земледельцем выше среднего достатка и имел статус главы большого клана. Хун Сюцюань был третьим сыном в семье, поэтому семья имела возможность направить его учиться для получения ученой степени. Однако ученая карьера Хун Сюцюаня не сложилась, трижды он безуспешно сдавал в Гуанчжоу экзамены. В конечном итоге его уделом могла остаться должность сельского учителя. Во время посещения Гуанчжоу Хун Сюцюань познакомился через миссионеров с основами христианства. Точнее, будущий основатель тайпинизма познакомился с китаизированным вариантом протестантизма.

Будучи сельским учителем, Хун Сюцюань начал выступать в своей деревне с проповедями христианства, точнее, той версией этой религии, которая возникла в его голове в результате творческого осмысления адаптированного к китайской культуре протестантского варианта христианства. Вскоре Хун Сюцюань дополнил Библию «третьей частью» — «Последним заветом».

В своей родной деревне Хун Сюцюаню удалось увлечь своим учением лишь двух человек — брата Хун Жэньганя и учителя Фзн Юньшаня. Остальные отвергли его учение, школ закрылась, самого учителя-проповедника, призывавшего «разрушать могилы предков», выгнали из родной деревни. Для поисков сторонников Хун Сюцюань в 1844 г. направился в соседнюю провинцию Гуанси. В это время было создано Общество поклонения Богу и начата проповедь, призывающая построить Государство Небесного благоденствия (Тайпин Тяньго). Главным догматом учения было: «Не поклоняйся идолам и злым духам, поклоняйся праведному духу Верховного владыки, верь, и поклоняйся Христу — и тогда получишь вечное блаженство в раю».

В Гуанси была найдена социальная база нового учения, и сложилось ядро новой революционной организации, готовящейся перевернуть Китай. Гуанси не случайно стала центром распространения учения тайпинов. Идеи экономического социального равенства, идеи отказа от собственности на средства производства были близки не крестьянам Гуандуна, а горнорабочим и ссыльным, в значительном числе представленным в соседней горной провинции. Идеи отказа от традиционных китайских ценностей активно поддерживали национальные меньшинства, проживавшие в этом районе. Разрушать могилы предков было легче всего с теми, кто этих могил не имел, — со ссыльными или хотя бы переселенцами, чем была известна именно Гуанси.

Наиболее видными деятелями Общества, кроме самого Хун Сюцюаня, стали угольщик Ян Сюцин, объявленный первым апостолом и разделивший полноту светской и духовной власти в религиозной общине. Вторым апостолом стал крестьянин Сяо Чжаогуй, женившийся на сестре Хун Сюцюаня. Шэньши Вэй Чанхой своими средствами и авторитетом некоторое время прикрывал секту от властей и за это вошел в число высших тайпинских иерархов. Одним из лидеров секты стал выходец из богатой семьи Ши Дакай, человек образованный, но не имевший ученой степени. К 1849 г. организация уже насчитывала до 10 тыс. человек.

Постепенно в «творчестве» Хун Сюцюаня стали доминировать не богословские, а политические и социально-экономические «мотивы». Активность новой религиозной секты заставила власти предпринять решительные действия, полиция попыталась арестовать лидеров организации. Летом 1850г. Хун Сюцюань издал приказ о всеобщей мобилизации тайпинов. В декабре 1850 г. противостояние между тайпинами и местными властями стало принимать формы вооруженной борьбы.

В январе 1851 г. движение тайпинов переросло в войну против правящего режима. 11 января было объявлено о начале войны и основании тайпинами собственного государства. Высшее руководство государства состояло из 6 ванов (князей) во главе с тянь-ваном (небесным правителем).

Уже в июле 1852 г. тайпины встретили серьезный отпор со стороны местных отрядов сельской самообороны и правительственных войск, они не смогли взять города Гуйлинь и Чаншу, а в боях погибли два тай­ских вана — Фэн Юньшань и Сяо Чжаогуй.

В январе 1853 г. был взят крупнейший экономический и административный центр среднего течения Янцзы — Учан. Далее тайпинская армия двинулась вниз по реке Янцзы, захватывая прибрежные города и вовлекая в свои ряды новых членов. Численность тайпинских войск достигла 1 млн. человек, массы людей приветствовали эту армию, так как, соблюдая жесткую дисциплину, они не грабили, но целенаправленно уничтожали налоговые реестры, долговые обязательства и арендные договоры. Тайпины объявляли об освобождении крестьян от налогов на три года, убивали или выгоняли чиновников и ученых, отбирали имущество у богачей. В марте 1853 г. восставшие захватили «южную столицу» Китая — Нанкин и переименовали ее в Небесную столицу (Тяньцзин).

Тайпинское государство не имело твердых и устойчивых границ. Как правило, тайпины не могли контролировать обширные районы и большие города по той простой причине, что большинство населения, не разделяло их убеждений и не поддерживало их реформ. Власть тайпинов сохранялась лишь в тех местах, где была армия.

Первоначально тайпины планировали захватить Пекин и распространить свою власть на весь Китай. В 1853 г. тайпинские армии совершили поход на север. Однако тайпины не смогли взять не только Пекин, но и Тяньцзинь. Тайпины на севере Китая были чужаками, население их не поддерживало, а подкрепления с юга шли нерегулярно.

Предпринимались попытки расширить границы Тайпин Тяньго и в Центральном Китае. В течение 1853-1856 гг. шла борьба между тайпинами и Хунаньской армией Цзэн Гофаня за Ухань и соседние города. В 1855-1856 гг. тайпины провели «Восточный поход» и разгромили антитайпинские силы в низовьях Янцзы. Однако не только продолжения успешных наступательных действий не последовало, но восставшим не удалось прочно закрепиться на завоеванных территориях. Причиной тому послужил мощный кризис, поразивший тайпинское общество и государство изнутри.

К середине 50-х гг. XIX в. Тайпинское государство приобрело закончен ный вид. Согласно основному закону этого государства — «Земельному закону Небесной династии», управление строилось по военному образцу на принципах единоначалия. Государство было теократическим, предполагалось полное слияние института церкви и государства. Глава государства был главой церкви, низший чиновник лянсыма являлся низшим священнослужителем. Посещение церкви было обязательным. Государственный аппарат формировался путем назначения на все должности лично тянь-ваном лиц, получивших рекомендации начальников всех уровней. Кроме того, в Тайпин Тяньго вводился принцип наследования государственных должностей, исключенный из практики государственного устройства Китая более двух тысяч лет назад.

В Тайпин Тяньго был ликвидирован институт суда, все уголовные и гражданские дела рассматривали непосредственные начальники. Окончательное решение по делам, которые не были разрешены непосредственными начальниками примирением сторон, принимал только глава государства — тянь-ван.

Система формирования и функционирования армии была также прописана в «Земельном законе Небесной династии. Каждая семья выделяла по одному человеку в качестве рядового. Но основную роль в политических событиях играла кадровая профессиональная армия, пришедшая из Гуанси.

Программа социально-экономических преобразований тайпинов на уровне закона была объявлена с изданием в 1853 г. «Земельного закона Небесной династии». Документом устанавливалось равное наделение землей по количеству едоков без различия пола. Но парадокс закона заключался в том, что, «получая землю», крестьяне не получали никаких прав на нее. В документе говорилось: «Вся земля в Поднебесной обрабатывается жителями совместно...». Кроме того, вводился принудительный регламентированный труд крестьян, чего Китай давно не знал: «Женщины обязаны ткать полотно. Каждая семья Поднебесной должна иметь по пять наседок и две свиноматки». В свободное от полевых работ время крестьяне обязаны были заниматься «гончарным, кузнечным, плотницким и столярным слом». В конечном итоге крестьяне лишались всяких прав на произведенный ими продукт: «После уборки урожая каждая община, состоящая из 25 семей, оставляет себе ровно столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы ее члены могли кормиться до нового урожая, а излишки следует сдать в государственные хранилища... Этот принцип распространяется также на бобы, коноплю, ткани, кур, собак на серебряные деньги». Таким образом, всю систему социально-экономических отношений в деревне тайпины попытались построить на принципах военного коммунизма, принудительно введя полное отчуждение от производителя средств производства и продуктов его труда.

В сфере городского ремесла и промышленности тайпины также проводили политику военного коммунизма. Вся промышленность и ремесло в Тайпин Тяньго были национализированы. Рабочие и ремесленники были собраны и объединены по специальностям в мастерские-батальоны.

Полное равенство понималось тайпинами своеобразно. Запрет индивидуальной собственности на средства производства, на личную собственность, на распоряжение продуктами собственного труда привели к тому, что основным источником существование стали выдачи из«священных хранилищ». Получалось так, что тянь-вану ежедневно было положено 5 кг мяса, начальнику области — 250 г мяса, а низшим чиновникам, не говоря уже о солдатах, мясо вообще не было положено. Рядовым тайпинам вообще полагалось к выдаче лишь по 500 г риса в день. Неравенство в «обществе равных» было даже нарочито показным. Оно отражалось в жесткой регламентации ритуалов и даже наследственных титулов. Еще более интересным представляется политика тайпинов, направленная на уравнение мужчин и женщин. Женщины были уравнены с мужчинами в политическом и экономическом отношениях, в части и прав, и обязанностей. В Китае, где традиционно женщина по возможности освобождалась даже от полевых работ, не говоря уже обактивном участии в общественных работах, тайпины заставили представительниц «прекрасной половины» на равных нести все тяготы построения нового общества, и. его защиты. Женщины не только обязаны были обрабатывать землю, но и направлялись на работу в общественные мастерские и призывались в армию. Всего в тайпинской армии было 40 женских корпусов (по 2500 человек в каждом). Для того чтобы женщина могла выполнять общественные и государственные обязанности, было запрещено бинтование ног, делавшее её «не боеспособной» и не способной к тяжелому физическому труду.

Тайпины, как представители нации, хорошо знавшей историю и законы общественного развития, понимали, что первым источником неравенства и собственности было поло-возрастное разделение труда. Именно с этим неравенством они боролись наиболее последовательно, и эта последовательность доходила до крайностей. Согласно закону о борьбе с проституцией, все внебрачные половые отношения запрещались. Эта «борьба с развратом» особенно показательна на фоне того, что тайпины запретили и брак до «полной победы тайпинизма». Исключение было сделано лишь для тех, кто успел вступить в брак до образования Тайпин Тяньго. Кроме того, не были ограничены в этом плане и представители тайпинской элиты. Например, к 1864 г. сын и наследник Хун Сюцюаня в 9-летнем возрасте уже имел 4 жены. Равенство предполагало не только равные обязанности, но и по возможности раздельное существование мужчин и женщин. Это касалось даже христианской обрядности: по закону, «мужчины и женщины следуют в церковь раздельно».

Во 2-й половине 1856 г. тайпинское общество и государство поразил глубокий кризис. Внешне он проявился во взаимном истреблении руководства государства и кадровых тайпинов.

По свидетельству современников, в 1856 г. реальная власть в Нанкине оказалась в руках Ян Сюцина. Хун Сюцюань отстранился от дел, ходили даже слухи, что его не было в живых. Другой ван, Вэй Чанхой, якобы по приказу Хун Сюцюаня в сентябре 1856 г. со своими сторонниками прибыл в Нанкин и убил Ян Сюцина с несколькими тысячами его сторонников. Затем Вэй Чанхой начал уничтожение сторонников третьего ванна, Ши Дакая, двигавшегося к Нанкину. Однако, сам Вэй Чанхой и многие тысячи его сторонников были убиты, очевидно, оставшимися в живых кадровыми тайпинами, противниками партии Вэя. Ши Дакай вернулся в Нанкин, но новая тайпинская знать вынудила его вместе со всеми сторонниками бежать летом 1857 г. в далекую Сычуань.

Таким образом, во 2-й половине 1856 г. в междоусобной борьбе в Нанкине были убиты несколько десятков или сотен тысяч человек. Друг друга взаимоистребили «старая гвардия» Ян Сюцина и «новая гвардия» Вэй Чанхоя. После того как Ши Дакай со своими сторонниками покинули Нанкин и вообще район тайпинского, восстания, Тайпин Тяньго фактически остался без тайпинов, точнее, без кадровой части, без тех, кто создал государство. Из шести ванов, основавших Тайпин Тяньго, остался один Хун Сюцюань, который давно был не лидером, а символом тайпинизма.

К власти пришли родственники Хун Сюцюаня, а вскоре реальным лидером стал его двоюродный брат Хун Жэньгань.

Столь глубокий кризис, поразившийся общество в период его подъема и расцвета, мог появиться лишь в условиях вызревания глубоких и непримиримых социально-экономических противоречий внутри этого общества. И такие противоречия не только реально имели место, но лежали на поверхности, декларировались в основном законе Тайпинского государства. В «Земельном законе Небесной династии» были закреплены две взаимоисключающие программы социально-экономических преобразований, притом даже в одном параграфе. Закон декларировал наделение производителей средствами производства и одновременно отчуждал их. Как наделение средствами производства должно было быть проведено в крайней форме, путем полного уравнения, что на практике воплотить невозможно, так иотчуждение средств производства проводилось в крайней форме, когда производитель лишался всяких прав на произведенный им продукт. Появление двух программ социально-экономических преобразований — мелкобуржуазной и коммунистической — было не случайно. Такая ситуация была обусловлена разнородным составом движущих сил и внутренней противоречивостью крестьянства как класса.

После создания государства Тайпин Тяньго и разгрома вражеского окружения встал вопрос о социально-экономических преобразованиях. Каждая из социально-классовых групп начала претворять в жизньсвою программу, «старая гвардия» гуансийцев во главе с углежогом Ян Сюцином занималась обобществлением собственности и труда, «новая гвардия» примкнувших позднее крестьян во главе с шеньши Вэй Чачхоем пыталась остановить преобразования на этапе равного перераспределения земель. Основной же массе населения Тайпин Тяньго вообще были чужды социально-экономические эксперименты тайпинов. Кроме социально-классовых противоречий, у тайпинов, как это было в Китае традиционно, большую роль играли кланово-региональные противоречия. В Тайпин Тяньго были представлены четыре региональных общности — гуансийцы, гуандунцы, хунаньцы и хубэйцы. В 1856-57 гг. в Тайпин Тяньго самая активная и влиятельная гуансийская группировка была ликвидирована. У руково­дства страны оказались практически одни гуандунцы, хакка, родственники Хун Сюцюаня.

После кризиса 1856г. Тайпинское государство вступает в заключительный этап своего существования. В 1859 г. была разработана новая программа модернизации китайского государства и общества. Ее автором был новый главный министр Тайпин Тяньго Хун Жэнъгань. В числе нововведений были развитие предпринима­тельства и заимствование западных технологий, обеспечение единения императора с народом путем беспрепятственной подачи жалоб трону, очищение государственного аппарата от коррупции, улучше­ние системы государственных экзаменов и проч.

После кризиса в Тайпин Тяньго больше не пытались проводить социальных экспериментов. Государство в последние годы своего существования приобрело формы традиционной китайской империи. Постепенно была восстановлена экзаменационная система, в 1861г. был опубликован «Высочайше утвержденный табель о рангах».

После серии военных поражений тайпинам удалось на время восстановить свой военный потенциал. С начала 60-х гг. новый полководец Ли Сючэн получивший титул чжун-ван (верный князь), одержал ряд побед. Однако победы в этот период чередовались с поражениями, потенциал тайпинских идей иссяк, а антитайпинские силы объединились вокруг Цинской династии.

Тайпинские социальные эксперименты и нетерпимость к традиционным китайским ценностям вызвали мощное антитайпинское движение в китайском обществе. Народное движение против тайпинов в форме отрядов сельской самообороны, возглавляемых традиционными сельскими авторитетами, началось сразу же после начала восстания тайпинов. Уже весной 1852г. отряды самообороны, известные как «хунаньские молодцы», во главе с Цзэн Гофанем нанесли первые поражения тайпинам и не пустили их армию в Чаншу. Другим крупным формированием антитайпинского ополчения стала «хуайская армия» во главе с Ли Хунчжаном, сформированная в провинции Аньхуй.

Не простыми и не однозначными были взаимоотношения между тайпинами и странами Запада. В 1853 г. в Нанкин прибыла английская дипломатическая миссия во главе с британским посланником и губернатором Гонконга. Тайпины наладили торговлю со странами Запада. Англия, а затем Франция и США объявили политику нейтралитета по отношению к цинско-тайпинскому конфликту.

Тайпины надеялись на поддержку Запада, делая ставку на религиозный фактор, они не забывали напоминать, что Хун Сюцюань является верховным правителем всех стран и народов. Действительно, многие протестантские миссионеры сочувствовали восставшим и посещали их руководителей. Но европейские христиане, в основной массе не хотели признавать тайпинов «братьями по вере», тем более не признавали Хун Сюцюаня сыном Бога и братом Иисуса Христа. Западные политики и бизнесмены полагали, что сотрудничество с Пекином гораздо выгоднее, чем с Нанкином.

Весной 1864 г. антитайпинские силы осадили Нанкин, последний оплот тайпинов. Летом 1864 г., когда Нанкин уже находился в осаде, Хун Сюцюань покончил с собой, передав власть своему сыну. Город пал, а Лю Сючэн вывез за его пределы молодого тянь-вана. Затем они были схвачены и казнены.

После этого восстание тайпинов практически было подавлено, лишь остатки их армии прорвались в Фуцзянь, где продолжали сопротивление до 1866 г., пока не были полностью уничтожены правительственными войсками.

Оценить события восстания тайпинов не просто. В китайской историографии полвека назад господствовала точка зрения, что «это было первое революционное движение в истории Китая».Но назвать восстание тайпинов революцией было бы некорректно. Однако, несомненно, учение Хун Сюцюаня было революционным для Китая. Кроме того, его идеи коренных преобразо­ваний всех сфер жизни китайского общества, в том числе и в сферы производственных отношений, не были утопией. Это были не мечты, аразработанные планы, получившие законодательное оформление и начавшие претворятся в жизнь силой государственного аппарата, другое дело, что эти преобразования не соответствовали интересам и возможностям китайского общества, они вызвали глубочайшие противоречия и были остановлены после гибели их проводников и сторонников.

Тайпин Тяньго явился крупнейшим в истории не только Китая, но и всего человечества социальным экспериментом, в который были вовлечены более 100 млн. человек. Его масштабы определялись размерами общества и глубиной противоречий, его поразивших. Можно сказать, что друг на друга были наложены три уровня противоречий, Китай пережил тройной кризис: циклический династийный кризис совпал и с поражением от чуждой Западной цивилизации, и с экспансией капитала. Социальный эксперимент тайпинов провалился потому, что обладал мощной разрушительной силой, но нес в себе слабое созидательное начало. Богатое историей, социальным опытом, традициями китайское общество смогло довольно быстро справиться с этой «болезнью», но все проблемы и противоречия, которые вызвали к жизни восстание тайпинов, остались. Китай был обречён на новые социальные конфликты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: