Взгляд в себя

Один небольшой пример поможет нам понять, как эти два начала проявляются в душе человека. Одна супружеская пара не знала, как им быть с их двадцатидвухлетним сыном, который из-за пьянства собрался бросить колледж и вернуться домой.

Типичный христианский подход к решению данной проблемы состоял бы в том, что супругам посоветовали бы обратиться за консультацией к нескольким «экспертам», чтобы выяснить, какие библейские принципы можно применить в данной ситуации. После беседы с опытными верующими и молитвы о том, чтобы Господь помог им поступить правильно, мать и отец обычно принимают решение либо запретить сыну возвращаться домой с целью научить его ответственности, либо, наоборот, принимают его с распростертыми объятиями, чтобы преподать ему урок милосердия.

Но что если перед тем, как принять решение, нам прежде всего советовали бы обращать свой взор внутрь себя? Интересно, что бы мы там обнаружили? Возможно, мы бы узнали, что желание молодого человека обрести уважение, принимать участие в жизни семьи на равных правах не находило отклика у родителей. Быть может, отец держал его на расстоянии, был холоден с ним и не уделял ему достаточного внимания, а мать, напротив, чрезмерно опекала его, стремясь получить от сына ответной теплоты, которой не видела от мужа. В подобной ситуации, вероятно, отец, разрешив сыну возвратиться домой, должен извиниться перед ним за свою холодность и постараться впредь обращаться с ним подобрее. Мать же, предоставив сыну большую самостоятельность, могла бы сблизиться с мужем и начать поверять ему свои переживания, мысли, чувства.

Чтобы произошли подобные изменения, родителям — и матери, и отцу — нужно заглянуть к себе в душу и увидеть собственные несбывшиеся мечтания, свои пороки и грехи, которые они совершают в надежде защитить себя. Отцу, быть может, необходимо осознать, что у него не получается заботиться о других из-за того, что он боится, что его старания не будут оценены по Достоинству. Возможно, его собственный отец никогда особенно не хвалил его, а самым ценным качеством считал его любовь к труду. В результате он научился много работать и мало отдавать, не отвлекаясь на чужие проблемы, чтобы избежать своих. Поэтому когда сын-подросток начал доставлять ему немало хлопот, он еще глубже ушел в работу, злясь на то, что мальчик подводит его, не оправдывая возложенных на него надежд. Однако он ни разу не пожелал проявить свое беспокойство за судьбу сына и свою любовь к нему из страха, что подобная откровенность не найдет отклика в душе ребенка. Желание отца добиться уважения и любви собственного сына вполне оправданно, но его отчужденность и холодность как способ самозащиты от возможного неуважения в корне порочны.

Может быть, мать, прожив столько лет с человеком, который никогда не был до конца близок и откровенен с ней, превратилась в жесткую, суровую женщину, неукоснительно выполняющую свои материнские обязанности. Ее женская душа, быть может, изнемогает от одиночества и страдает от того, что окружающие пренебрегают ею. Эта боль так ужасна, что единственный выход, по ее мнению, — никогда и ни с кем не сближаться, чтобы никто не смог причинить ей страданий. Она прячет свою горячую любовь к сыну за стеной строгости, желая защитить себя от возможных разочарований. Однако, страстно желая иметь с кем-нибудь близкие отношения, она восполняет этот недостаток тепла чрезмерной заботой о сыне, ревностно и прилежно исполняя свой материнский долг. Она слишком опекает его, обращаясь с ним как с игрушкой, подобно тому как Ревекка обращалась с Иаковом. Так что мальчик, должно быть, видел рядом с собой черствого и равнодушного отца и в то же время находился под неусыпным контролем матери, следившей за каждым его шагом. Я вовсе не оправдываю греховного поведения этого молодого человека, целиком и полностью возлагая всю вину на его родителей. Однако если сын собирается возвращаться домой, я предпочел бы, чтобы вся семья участвовала в решении проблем в их взаимоотношениях.

Подобная ситуация может случиться в любой семье. Будь у этого юноши мягкий отец, во всем потакающий любимому сынку, и покорная, безответная мать, не смеющая никому ни в чем возразить, то тогда, прежде чем возвращать его в родительский дом, не помешало бы убедиться, что ребенок извлек из происшедшего хороший урок и научился более ответственно относится к своей судьбе. К сожалению, никакой самый глубокий самоанализ не даст нам абсолютной уверенности в правильности принимаемого решения. Но все-таки некоторое понимание того, что происходит у нас внутри, помогает увидеть, какие изменения должны произойти в нашей душе, прежде чем изменится наше поведение.

Во второй части книги я хотел бы исследовать устремления человеческого сердца, а в третьей части — показать, как и почему для удовлетворения своих желаний мы избираем неверную тактику. В четвертой части, опираясь на Библию, мы увидим, как в душе человека совершается переход от стремления к самозащите к поиску Бога. И этот переход, как будет показано далее, является основой перемены самой души.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Свое понимание человеческой личности я более подробно излагаю в книге «Understanding People» (Grand Rapids: Zondervan, 1987).

2. Более подробное описание явлений, происходящих глубоко в душе, со ссылками на Библию вы можете найти в книге «Understanding People» (Grand Rapids: Zondervan, 1987).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: