Знать, что ищешь

Исследование сердца — занятие важное и в то же время сложное. Когда от нервного напряжения у нас внутри все переворачивается, мы хотим знать, почему так происходит. В чем причина этих ужасных переживаний, что при этом творится в нашем лживом сердце и глупой голове? Взгляд внутрь необходим, но он приводит нас в смятение. Мы хотели бы исследовать свою душу и вскрыть причины наших внутренних проблем, но в христианских кругах вряд ли можно найти столь необходимую нам помощь. (1)

На протяжении веков церковь брала на себя ответственность заботиться о душах и исцелять их, веря, что только Бог может по-настоящему исправить прогнившие сердца и избавить людей от одиночества. Но когда Зигмунд Фрейд открыл новую эру «глубинной психологии», верующие начали сомневаться, годятся ли для исцеления обнаруженных исследователями глубинных пороков человеческой души старые, привычные лекарства: исповедь, взаимное прощение и примирение. Такие явления, как депрессия, раздвоение личности или психосексуальные фиксации, казались благонамеренному, но наивному в вопросах психологии пастору чересчур сложными.

В середине 1900-х годов возникло движение, коренным образом изменившее бытующие представления о том, как помочь людям измениться. Церковь, прекрасно разбираясь в духовных вопросах — таких, как отношения между человеком и Богом, судьба человека в вечности, — обратилась к психологии за помощью в разрешении мирских, но не менее насущных проблем, с которыми мы сталкиваемся и в самих себе, и в отношениях с Другими людьми. За этим слиянием церкви и психологии стоит определенное допущение, что глубокому пониманию человеком самого себя способствует скорее психология, чем мудрость Священного Писания.

Попытки разобраться во внутренних процессах, основанные на библейских принципах, считаются несколько поверхностными и уместными, возможно, для выявления духовных проблем — таких, как противление Богу или неверие, — но недостаточными для объяснения многих других, очень личных, наших переживаний. Если вы хотите понять, почему ваша дочь страдает потерей аппетита или почему вам самим недостает уверенности в себе, то вы вынуждены обращаться к кому-нибудь за пределами церкви или, по крайней мере, искать пастора, образованного в области психологии.

Однако данная ситуация вполне объяснима. Зачастую церкви демонстрируют, к сожалению, весьма упрощенное понимание людских проблем. Многие церкви, как мне кажется, даже немного гордятся своим невежеством, настаивая на бесполезности взгляда внутрь. «Да он просто чрезмерно озабочен собственной персоной», — говорят они о любой попытке человека понять самого себя. «Если люди будут пребывать в Слове, усердно молиться и свидетельствовать окружающим о Христе, у них не останется времени терзать и мучить себя бесплодными размышлениями. Оставьте все эти ваши психологические штучки и начните посерьезнее относиться к вашим отношениям с Богом».

Перед многими искренними, ищущими христианами стоит выбор: либо не обращать внимания на трудности, связанные с внутренним развитием характера, и больше сил тратить на то, чтобы быть хорошими последователями Христа, не углубляясь в тонкости собственной души; либо постараться проникнуть-таки в ее глубины, руководствуясь более психологическими теориями, нежели библейскими откровениями. Осознание своего темперамента, исцеление от причиняющих боль воспоминаний, облегчение глубоко погребенных в душе мучительных переживаний, попытки залечить моральные травмы, нанесенные в детстве родителями, анализ отрицательных эмоций и скрытых наклонностей, подчинение их вашему сознанию — вот что предлагает нам второй из изложенных выше вариантов.

Но ни один из них не ведет нас к той перемене, которую желает для нас Господь. Если мы хотим измениться изнутри, то должны прежде всего понять, какие наши внутренние проблемы нуждаются в разрешении. Это требует взгляда внутрь себя. Подобный анализ следует проводить, руководствуясь библейским учением о том, что мы можем обнаружить внутри себя, погружаясь все дальше и дальше в глубины души. Я смею утверждать, что нам давно пора понять, как происходит эта перемена, начинающаяся с честного взгляда внутрь себя в свете учения Священного Писания.

Взгляд внутрь себя важен, но, как я уже сказал, он и сложен. Та же Библия, которая учит нас хранить сердце свое (Притчи 4:23), говорит нам, что его невозможно понять, потому что оно лукаво и крайне испорчено (Иеремия 17:9). Заповедь хранить сердце, которое нельзя понять, кажется нам похожей на 1 приказ охранять невидимого пленника, не упуская его из виду.

Несомненно, если нашу душу, как указывает Библия, так трудно понять, то в попытках проникнуть внутрь себя можно уповать единственно на готовность Бога помочь нам. Люди, исследующие человеческую личность, могут обнаружить массу данных и построить на них захватывающие и, возможно, весьма проницательные теории, но без Божьей помощи ни одна попытка изучить человеческое сердце не сумеет вскрыть те фундаментальные проблемы, которые требуют разрешения.

Радует, несомненно, то, что столь же истинно и утверждение, противоположное предыдущему. С Божьей помощью можно понять все, что необходимо понять. Когда депрессия и уныние медленно, но верно подтачивают наши силы, когда нас охватывают, казалось бы, возникающие из ниоткуда сильнейшие побуждения совершить нечто дурное, когда мы честно признаем, что неспособны любить, мы можем и должны оставаться уверенными в том, что Библия поможет нам увидеть то, что нуждается в нашем внимании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: