Для Вас как для руководителя из необходимости делегирования вытекает целый ряд обязанностей:
— подобрать подходящих сотрудников;
— распределить сферы ответственности;
— координировать выполнение порученных задач;
— стимулировать и консультировать подчиненных;
— осуществлять контроль рабочего процесса и результатов;
— давать оценку своим сотрудникам (прежде всего хвалить, но и конструктивно критиковать);
— пресекать попытки обратного или последующего де легирования.
Для подчиненных из делегирования также вытекают специфические обязанности:
— самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность;
— своевременно и подробно информировать руководителя;
— ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях;
— координировать свою деятельность со своими коллегами и заботиться об обмене информацией;
— повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявленным требованиям.
Для менеджера проблема делегирования, несомненно, состоит не в том, сколько дел он должен делегировать, чтобы разгрузить себя и высвободить свое время, а в том, сколько дел он может поручить, не предъявляя к сотрудникам чрезмерных требований. Чем более высокое место в служебной иерархии занимает руководитель, тем больше времени он должен тратить на руководящую деятельность и тем меньше — на исполнительскую.
|
|
Что делегировать, а что — нет?
Делегировать в любом случае надо:
— рутинную работу;
— специализированную деятельность;
— частные вопросы;
— подготовительную работу (проекты и т. п.).
В конкретных случаях проверяйте каждое из предстоящих Вам дел на возможность делегирования. Например, оцените такие занятия, как:
— предварительная формулировка, но не окончательная фиксация целей, планов, программ и проектов, по которым Вы должны принимать решения;
— участие вместо Вас в совещаниях, на которых Ваши проблемы и предложения по решению могут быть изложены Вашим сотрудником.
Делегируйте также те важные средне- и долгосрочные задачи из сферы Вашей деятельности, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать росту его профессионального уровня.
Не подлежат делегированию:
— такие функции руководителя, как установление целей, принятие решений по — выработке политики предприятие, контроль результатов и т. п.;
— руководство сотрудниками, их мотивация;
— задачи высокой степени риска;
— необычные, исключительные дела;
— актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;
— задачи строго доверительного характера.
Обдумайте: какие задачи Вы уже доверяете своим сотрудникам.
Обдумайте: какие задачи можно и дальше выполнять самому, а какие —делегировать.