Журналистика как социальный институт. Система массой коммуникации прошла относительно недолгий путь развития и становления

Система массой коммуникации прошла относительно недолгий путь развития и становления. Первые массовые печатные издания появились в Европе в начале XVII века. Тогда же появилась журналистика как специфическая профессиональная деятельность, связанная со сбором и распространением информации посредством периодических изданий.

Понятие «журналистика» на сегодняшний день имеет несколько значений:

· деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации;

· социальный институт;

· сложная многокомпонентная и многофункциональная система, органически входящая в социальную систему общества в целом;

· совокупность профессий, обеспечивающих распространение актуальной социальной информации;

· часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения;

· феномен творчества и политики.

В совокупности это одно из важнейших явлений современной цивилизации.

Существование журналистики на протяжении всей ее истории определялось такими факторами, как:

· политическое устройство тех стран, где издавались и распространялись газеты, журналы, а затем и электронные СМИ – радио и телевидение;

· национальный менталитет и традиции;

· научно-технического прогресс, обуславливающий появление новых технологий сбора, обработки и распространения информации;

· уровень экономического развития и тип экономических отношений;

· социальный фактор: развитие грамотности и образования в конкретных государствах.

Зарождавшиеся в Европе в ХVI – XVII веках капиталистические отношения, развитие промышленности, торговли, усложнение контактов между городами и государствами сделали информацию насущной необходимостью, основой успешного ведения дел.

Вместе с тем, уже с самых первых шагов своего существования европейская пресса показала себя силой, способной влиять на настроение и поведение наиболее образованной части общества. Не случайно череда запретов на печатные издания началась вскоре после появления первого печатного станка.

В Майнце (Германия) в 1450 г. Иоганн Гутенберг сконструировал первый печатный станок, совместив виноградный пресс и наборный шрифт. Там же уже в 1486 году был издан один из первых перечней запретов для издателей календарей и альманахов. В частности, там запрещалось помещать политические новости. Нарушителям грозили строгими санкциями. Пресса изначально представляла угрозу для церкви, способствуя распространению ересей. Уже средневековые богословы поняли, что с появлением печатного станка, дьявол поселился в печатной краске.

По мере распространения грамотности в Европе росло число периодических изданий. В эпоху массовых «грошовых» изданий в XIX веке газеты и журналы стали источниками мнений, которые все больше овладевали массами. Результатами такой деятельности массовой прессы стали масштабные политические преобразования: установлению независимости в Америке, введению всеобщего избирательного права, уравниванию женщин в правах с мужчинами и многие другие политические и экономические реформы.

Особенность журналистики заключается в том, что это один из самых нестабильных социальных институтов, потому что она больше других институтов испытывает на себе влияние научно-технического прогресса. Классик французской литературы в 1840 г.О.де Бальзак, предчувствуя будущее политическое влияние прессы, назвал ее «четвертой властью». Сегодня электронные СМИ, и прежде всего телевидение, являются неотъемлемым элементом политического дискурса – целенапраленного обмена сообщениями по поводу тех или иных идей, оценок, мнений, идеологий.

Как свидетельствуют исследования М.Макоумза, Э.Роджерса, П.Лазарсфельда и других ученых, СМИ далеко не всегда стремятся отражать интересы общества и давать людям объективную информацию. Этим обусловлена потребность государства и общества влиять на их информационную деятельность. Однако взять под контроль деятельность всех СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении в условиях демократической системы не способны ни власть, ни государство. Даже подконтрольные государству СМИ не могут заниматься лишь государственной пропагандой, т.к. в этом случае они просто потеряют доверие и интерес абсолютного большинства аудитории.

Вся история журналистики и СМИ свидетельствует, что одним из краеугольных вопросов для этого социального института было взаимоотношение с основным социальным и политическим институтом - государством. В разных странах этот вопрос о свободе прессы (под этим термином сегодня часто понимаются и традиционные СМИ, и новые медиа) решался и решается по-разному – от полного государственного контроля над деятельностью СМИ до конституционно провозглашенной независимости прессы от государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: