Понятие коммуникации

Проблема определения понятия и осмысления феномена коммуникации приобрела в наше время особую актуальность. Существует множество определений этого понятия (лат. Сommunicatо – сообщение, передача, от лат. Communico – делаю общим, связываю, общаюсь). Многие ученые подчеркивают, что современное общество все более и более зависит от коммуникации и информации. Это вызвано рядом следующих факторов:

1) Изменение и возрастание роли коммуникации в обществе, усиление интенсивности коммуникационных процессов, увеличение охвата аудитории;

2) Превращение информации в одну из производительных сил общества;

3) Совершенствование технических средств, обеспечивающих каждому пользователю возможность подключения к глобальной коммуникационной среде Интернет в любое время и в любом месте.

В широком смысле коммуникация есть универсальное социальное качество, процесс возникновения, разворачивания и угасания различных видов взаимодействия между отдельными индивидами, социальными группами, институтами, организациями и т.д.

В узком смысле — это конкретное взаимодействие между двумя сторонами. Каждая их сторон определяет себя и друг друга как реальных участников этого отношения.

В западной социологии и психологии изучение коммуникации началось в начале ХХ века. В американской социологии это понятие разрабатывается в рамках концепции символического интеракционизма. Основатель этой концепции Дж. Мид рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом. Он полагал, что любое действие начинается с возникновения интереса и включает в себя восприятие и определение значения.

Ч. Кули видел в коммуникации «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»[1].

В одном из современных американских учебников социальная коммуникация ( human communication) определяется как осознаваемый или неосознаваемый, имеющий или не имеющий определенной цели процесс, в котором эмоции или идеи выражаются в вербальных или невербальных сообщениях на внутриличностном, межличностном, и общественном (социальном) уровнях [2].

Социальную коммуникацию можно понимать как движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Примерами такой коммуникации могут выступать дружеская беседа, школьный урок, театральное представление, переговоры деловых партеров, телепередача и множество других форм и проявлений связей между людьми как членами общества.

В рамках социологического подхода самым очевидным и общим является определение коммуникации через связь, отношение, взаимодействие двух субъектов. Этими субъектами могут быть индивиды, социальные группы, общности и социальные институты.

Коммуникация может быть отождествлена с общением либо представлена его составляющей частью. В процессе коммуникации происходит передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных или электронных носителях.

Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:1. Общение – диалог равноправных партнеров. 2. Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации.3. Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения. В широком смысле коммуникативные связи бывают синхронными и диахронными. Синхронные (горизонтальные) связи существуют между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечивается единство, сплоченность, консолидация общества. Синхронные коммуникации необходимы для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени. В диахронной (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахронная коммуникация сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Интерес к феномену коммуникации заметно возрос по мере появления в середине ХХ века работ, посвященных техническим аспектам передачи сигналов.

В информационной концепции коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации. Под информацией (лат. Informatio — разъяснение, изложение, осведомление) в рамках этого подхода понимаются закодированные сообщения или сигналы в звуковой, зрительной, тактильной или других разновидностях. Они передаются по соответствующим каналам приемнику, который декодирует их и использует в случае необходимости обратную связь. В этом контексте информация есть сведения, сообщения, а количество информации есть мера неопределенности, устраняемая в результате получения информации.

Основоположником теории информации был американский инженер и математик Клод Шеннон. На сегодняшний день все системы цифровой связи проектируются на основе фундаментальных принципов и законов передачи информации, разработанных им в 40-50 годы ХХ века. В соответствии с теорией информации, вначале из сообщения устраняется избыточность, затем информация кодируется при помощи кодов, устойчивых к помехам, и лишь потом сообщение передается по каналу потребителю.

Модель, предложенная К. Шенноном и У. Уивером, включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и адресат, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах. Средство связи в этой модели является источником барьеров и помех.

Модель Шеннона-Уивера представляет коммуникацию как линейный процесс, который происходит в технической системе между двумя объектами.

Американский исследователь пропаганды Г.Лассуэлл в 1948 году предложил модель коммуникационного акта применительно к социальной коммуникации:

КТО? - Источник

ЧТО сообщает? - Сообщение

По какому КАНАЛУ? – Средство связи

КОМУ? – Адресат

С каким РЕЗУЛЬТАТОМ? - Эффективность

Отсутствие хотя бы одного элемента указывает на то, что коммуникация не состоялась.

Окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего процесса стала циркулярная модель Ч.Осгуда и У.Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Исследователи обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения. В этой модели процесс коммуникации бесконечен, т.к. его участники постоянно меняются.

Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах: 1. монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2. диалогической – в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений; 3. полилогическая – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.

Еще античные философы задумывались над секретами успешного ораторского выступления. Аристотеля одним из первых затронул тему так называемого «убедительного сообщения» в своем труде «Риторика». Оно основывается на трёх китах: этос, патос и логос.

1. Оратор (докладчик, говорящий), который передаёт сообщение (этос).

2. Чувства и эмоции, которые сообщение вызывает у слушателей (патос).

3. Доказательство того, что вызванные эмоции правильные, т.е. рациональное обоснование, содержащееся в самом сообщении в явном или неявном виде (логос).

Поскольку «Риторика» Аристотеля входила в программу обязательного изучения практически во всех академических школах, то вполне естественно, что на протяжении веков с моделью Этос – Патос – Логос были знакомы все без исключения учёные Европы и Нового Света. Её изучали, пытались применить, строили на её основе свои собственные теории.

В ХХ веке коммуникация входит в число постоянных объектов исследования гуманитарной науки. Зарубежные отечественные исследователи предложили около двадцати теорий коммуникации.

В зависимости от исследовательских и практических потребностей избирается то или иное определение коммуникации, тот или иной набор ее существенных признаков и функций.

В рамках психоаналитического подхода, основанного на теоретических учениях З.Фрейда и К.Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечений. Экзистенциалистский подход рассматривает коммуникацию как «заброшенность в мир». Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ веке такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали «кризисом коммуникации».В контексте бихевиоризма (науки о поведении) основой коммуникации является не язык, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада. Такое же понимание коммуникации можно встретить и в семантической модели Ю.Лотмана и У.Эко. В игровой теории коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э.Берна и Й.Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства Другого (отношения Я – Другой). С точки зрения понимающей модели коммуникации, основными представителями которой являются М.Вебер, Г.-Г.Гадамер, Г.Шпет, основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, т.н. взаимное понимание. Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представлен в теории информационного (постиндустриального) общества (Д.Белл, А.Тоффлер). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей. Критическая концепция массовой коммуникации нашла наибольшее выражение в работах Т.Адорно, который показал разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры и указал на изменение типов личности под влиянием массовой информации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: