Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики

I. Общие данные: (использовать методы: изучение документации; беседа с учащимся, учителями, родителями).

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение).

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

2. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

3. Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

4. Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

5. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?)

6. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

III. Учебная деятельность: (использовать методы: изучение документации; анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение, психодиагностические методики).

1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2. Развитие речи (запас слов, начитанность, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

3. Интерес к знаниям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

4. Развитие познавательной сферы: (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики)

А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

Б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

В) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

Г) развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные для наличной ситуации признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

Д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

5. Умение учиться (организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

IY. Трудовая деятельность: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение; анализ продуктов деятельности).

1. Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

3. Какие сферы деятельности и виды труда предпочитает?

Y. Направленность личности учащегося и специальные способности: (использовать методы: анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение, психодиагностические методики).

1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

2. Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

YI. Дисциплинированность: (использовать методы: беседа с учителями, родителями, наблюдение).

1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

3. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

YII. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент и характер): (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики).

1.Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

А) черты направленности личности (по отношению к людям, учению, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);

Б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).

2. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены.

YIII. Общие психолого-педагогические выводы:

1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.).

2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: