Развитие познавательной сферы

Ощущение и восприятие

Черты произвольности к 4 годам начинают проявляться и в про­цессах ощущения и восприятия. Ребенок способен недолгое время целенаправленно наблюдать, рассматривать, искать определенны предмет. Этот возраст сенситивный для формирования сенсорных эталонов — представлений о форме, цвете, размере. Сенсорные эталоны пока еще не абстрактны, т.е. находятся в тесной связи с предметами.

Развитие памяти

В младшем дошкольном возрасте из всех познавательных процессов особенно активно развивается память, которая носит непроиз­вольный характер, хотя к концу четвертого года появляются признаки произвольности. У значительной части детей преобладает зрительная память, у другой части детей лучше развита слуховая память. Дети легко запоминают стихи и сказки, любят повторять за взрослыми, могут много раз подряд слушать один и тот же текст. Постепенно развивается осмысление сюжета.

Мышление

В 3,5—4 года у ребенка преобладает наглядно-действенное мыш­ление. Наряду с ним закладываются предпосылки наглядно-образно­го мышления. Мышление ребенка во многом обусловлено развитием памяти. Для дошкольника мыслить — значит вспоминать. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями или явлениями. В силу эгоцентричности мышления он не способен поставить себя на место другого.

Воображение

Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, которое выступает центральным психическим новообразованием в этом возрастном периоде. Негативные эмоциональные переживания дети «проигрывают» в воображаемой ситуации, снимая с себя эмо­циональное напряжение.

Наиболее интенсивно воображение формируется в игре. Особенно в режиссерских играх: свои игрушки дети наделяют ролями и обы­грывают с ними различные сюжеты. Постепенно игровые действия заменяются речевыми высказываниями. Воображение начинает проявляться и в других видах деятельности: рисовании, сочинении сказок и небольших историй-фантазий. По ходу рисования младшие дошкольники могут несколько раз менять свой замысел. Например, задуманная бабочка легко превращается в птицу, которая потом может стать крокодильчиком. Сами рисунки далеки от реальности, но все из­менения ребенок активно комментирует, и они становятся понятными.

Воображение 3—4-летних детей отличается высокой эмоциональ­ностью. Дети переживают воображаемые события так же глубоко и эмоционально, как реальные.

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в игровой деятельности

Комментирует свои игровые действия в сюжетно-роле-вых режиссерских, строительных играх, вступает в «диало­ги» с игрушками

Стремится выпол­нять правила в под­вижных играх

Объединяет не­сколько связанных по смыслу игровых действий

Выполняет игровые действия с использо­ванием предметов-за­местителей, наделяя один и тот же пред­мет разными игровы­ми значениями

Принимает вооб­ражаемую ситуацию или создает ее и адекватно действует в ней

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности

Дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в обще­ние по поводу игрушек, игровых действий

Самостоятельно или по напоминанию взрослого владеет элементарными навыками культурного общения: здоровается, прощается, благодарит, выражает несогласие в приемлемой форме

Охотно вступает в диалог с педагогом и знакомыми взрослыми; отвечает на вопросы воспитателя; называет воспитателя по имени и отчеству, об­ращается к взрослому за помощью

По подсказке, примеру взрослого реагирует на эмоции сверстников и взрослых: сочувствует, откликается на просьбу, делает попытки пожалеть сверстника при необходи­мости, обнять его, помочь

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности

Самостоятельно раздевает­ся и убирает на место свою одежду. Одевается при не­большой помощи взрослого

Называет некоторые тру­довые действия, инстру­менты

По примеру воспитателя бережно относится к ре­зультатам труда взрослых

По инициативе воспитате­ля помогает поддерживать порядок в группе

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

                                                    Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности

В рисунке мо­жет изобразить отдельные предметы простых форм по образцу и показу воспитателя

Правильно пользу­ется карандашами, кистью и красками

Лепит предметы из 1—3 частей по об­разцу и показу вос­питателя, используя разные способы: отщипывание, отры­вание, сплющивание, вытягивание, раска­тывание между ладо­нями и на плоскости прямыми и круговы­ми движениями

В аппликации может создать изображение предмета по образцу или самостоятельно из готовых форм

Проявляет эмоцио­нальную отзывчи­вость на картинку, иллюстрацию и на­родную игрушку

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в конструировании

По собственной инициа­тиве обыгрывает свои по­стройки

Умеет конструировать по­стройки по образцу

Умеет конструировать по подражанию взрослому или сверстнику

В постройках передает сходство с реальными предметами

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности

С удовольствием поет, ис­полняя небольшие песенки индивидуально или кол­лективно

Проявляет активность в музыкально-дидактиче­ских играх

С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения

Эмоционально отклика­ется на характер песни, пляски

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

                                                                            Речевое развитие

 

 

 

ФИ

Показатели в развитии речи

Вступает в диалог со взрослым; отвечает на вопросы

Использует все части речи (кроме причастий, деепричастий), про­стые распространен­ные и нераспростра­ненные предложения

Правильно произ­носит гласные и со­гласные звуки, кроме сонорных и шипящих

Владеет грамматиче­скими категориями разговорного языка; в предложениях согласо­вывает слова по родам, числам и падежам

Использует в речи обобщающие поня­тия (овощи, фрукты, одежда, звери, птицы и др.)

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

 

 

ФИ

Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы

Активно сопережи­вает героям произве­дения, эмоционально откликается на содержание прочи­танного

Совместно со взрос­лым или самостоя­тельно с желанием рассматривает книги с иллюстрациями

Отвечает на вопросы по содержанию про­изведения

Охотно участвует в драматизации худо­жественных произ­ведений, в имитации действий животных, сказочных героев и т.д.

Рассказывает наи­зусть небольшие стихи, потешки

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

                                                                                  Физическое развитие

 

 

 

 

 

ФИ

Группа здоровья

Показатели развития ребенка в двигательной деятельности

Владеет основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье и др.) в соответствии с возрастом

Умеет бросать и ловить мяч, подбрасывать его вверх и ловить

Переносит освоенные движения в самостоятельную двигатель­ную деятельность

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                   

                                                                        

                                                                  Познавательное развитие

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности

Выделяет в пред­метах цвет, форму, величину (в соответ­ствии с программой) и может группиро­вать их по одному признаку

Умеет расположить предметы (3—5) в порядке увеличения и уменьшения, если отличаются по длине (ширине, высоте) на 2—3 см

Задает вопросы и отвечает на вопросы взрослого

Понимает и устанав­ливает простейшие причинно-следствен­ные связи: осенью идет дождь — надо открыть зонт или надеть капюшон, са­пожки; весной при­гревает солнышко — тает снег и т.д.

По предложению воспитателя рассма­тривает предметы

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

                   Дополнительная диагностика развития детей 3—4 лет

                                                  Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

Показатели развития ребенка в игровой деятельности

Эмоционально

откликается на

предложение

вступить в игру

Комментирует

свои игровые

действия в сюжетно-ролевых

режиссерских,

строительных

играх, вступает в «диалоги» с игрушками

В совместной

игре со взрослым объединяет несколько

связанных по

смыслу игровых действии (кормит куклу, ведет на прогул­ку, укладывает спать и др.)

Подражая

взрослому или

сверстнику, выполняет игровые

действия с использованием

предметов-заместителей, на­деляя один и тот же предмет разными игровыми значениями

По образцу

взрослого и

сверстника принимает воображаемую ситуацию и адекватно

действует в ней

Охотно участвует в подвижных

играх с правилами

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ

 

 

 

Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец I II
  года года года года года года года года года года года года    
                             

 

 

 

Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности

Дружелюбно

настроен по

отношению к

играющим рядом детям

Называет воспитателя по

имени и отчеству

Обращается

Легко вступает

Отвечает на

По образцу и

напоминанию

взрослого здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста»

Общается

со знакомым

взрослым (воспитателем,

помощником

воспитателя) с помощью вербальных средств(ис­пользуя речь)

Итог

 

к взрослому

в контакт со

вопросы взрос-

 

 

за помощью,

взрослым

лого

 

 

вступает в

 

 

 

 

общение с

 

 

 

ФИ

 

ним по поводу игрушек

 

 

 

Начало

года

Конец

Начало

года

Конец

Начало

года

Конец

Начало

года

Конец

Начало

года

Конец

Начало

года

Конец

Начало

года

Конец I II
  года года года года года года года    
                   
                                 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности

Самостоятельно пользуется туа­летом, носовым платком, моет и вытирает руки

Самостоятельно ест, пользуясь столовыми при­борами

По примеру вос­питателя береж­но относится к игрушкам

С помощью взрослого убира­ет на место свою одежду

По инициативе взрослого по­могает убирать игрушки

Подражает тру­довым действи­ям взрослых

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                             

                                                       Художественно-эстетическое развитие

 

 

Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности

   

Охотно

С помощью

воспитателя

создает по

образцу и по-

казу в рисунке отдельные предметы простых форм

С помощью

воспитателя

использует в

лепке разные

способы: отщипывание, отрывание, сплющи­вание, вы­тягивание, раскатывание

между ла­донями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединение готовых ча­стей друг с другом

С ПОМОЩЬЮ

Проявляет

эмоциональную отзывчивость на

картинку, ил-

люстрацию,

народную

игрушку

Пользуется

Составляет в

аппликации

узоры из готовых форм

по образцу

воспитателя

Умеет наклеивать готовые формы в

аппликации

Итог

 

включается

воспитателя

карандашами,

 

 

в процесс

по образцу и

кистью и

 

 

деятельности

показу лепит

красками в

 

 

(хочу лепить,

предметы из

соответствии

 

 

рисовать)

1—3 частей

с их назначе­нием

 

ФИ

 

 

 

 

 

 

   

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

I II
     
     
                                     

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в конструировании

Создает постройки на основе простых форм

Обыгрывает свои по­стройки по предложе­нию взрослого

С помощью воспита­теля конструирует по­стройки по образцу

Охотно конструирует совместно со взрослым

Охотно конструирует простейшие построй­ки самостоятельно

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности

С удовольствием дви­гается под музыку

Охотно поет неболь­шие песенки

С желанием участвует в музыкально-дидак­тических играх

Слушает небольшие яркие музыкальные произведения

Активно проявляет эмоциональную от­зывчивость на музыку

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
  .                      

                                                                          Речевое развитие

 

 

 

ФИ

Показатели в развитии речи

Проявляет актив­ность в речевых контактах с воспи­тателем: обраща­ется с просьбой, задает вопросы

Использует в речи названия предметов быта, их качеств, действий с ними, предлоги (машина: у машины колеса и руль, машина едет, она большая)

Правильно произ­носит гласные и согласные звуки, кроме сонорных, шипящих и сви­стящих

С помощью вос­питателя согла­совывает в пред­ложениях слова по родам, числам и падежам

Говорит внятно, произносит от­дельные слова, фразы и короткие предложения

С помощью вос­питателя исполь­зует в речи обоб­щающие понятия (овощи, фрукты, одежда, звери, птицы и др.)

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                             

 

 

 

Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы

Способен

слушать небольшой

художественный текст:

(стихи, рас­сказы, сказки и др.) без на­глядного со­провождения

Отвечает на

элементарные вопросы

по иллюстрациям

(картинкам)к художествен­ным произ­ведениям

Рассказывает

наизусть небольшие стихи, потешки

Совместно

со взрослым

рассматривает книги с

иллюстрациями

Отзывается

на предложение прослушать художественное

произведение

В беседе по

художественным произведениям называет героев и

их действия

Может проявить интерес

к драматизации художественных

произведе­ний

Сопереживает героям

произведения, эмоционально откликается на содержание прочитан­ного

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ

 

Начало Конец Начало Конец Начало Конец

Начало Конец

Начало Конец

Начало Конец

Начало Конец

Начало Конец

I II
  года года года года года года года года года года года года года года года года    
                                     

                                                                            Физическое развитие

 

 

 

ФИ

Груп­па здоро­вья

Показатели развития ребенка в двигательной деятельности

С интересом участвует в под­вижных играх, в двигательной деятельности, организованной взрослым

Умеет ходить и бегать, сохра­няя равновесие при изменении направления движения, не на­талкиваясь

Умеет пере­шагивать через несколько пре­пятствий

Умеет бросать и ловить мяч с близкого рассто­яния

Прыгает на двух ногах через ли­нию (шнур)

Воспроизводит простые движе­ния по показу взрослого

Итог

    Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                               

                                                                         Познавательное развитие

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности

Задает простые вопросы (Что это? Кто это? Где? и др.)

В игрушках-вкладышах располагает плоскостные и объемные формы в соот­ветствующие отверстия

Собирает пира­мидку из 3—5 деталей, рас­полагая их по убыванию

Называет свое имя, фамилию, возраст; имена членов своей семьи, имена и отчества воспи­тателей

Проявляет ин­терес к новым предметам и ак­тивно обследует их; к объектам живой и не­живой природы (птицам, насе­комым и т.д.)

Группирует предметы по од­ному признаку: цвету (из двух-трех цветов), величине(боль­шой — малень­кий), форме (шар — куб)

Самостоятель­но находит объ­ект по указан­ному признаку

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                                 

                                                                              Сводная таблица

 

 

 

 

Показатели развития детей по видам деятельности

Игровая

Коммуникативная

Элементарная трудовая

Изобрази-

Конструирование

Музыкальная

Развитие

Восприятие худо­жествен-

ной лите­ратуры

Двигательная

Познавательно-исследовательская

 

 

тельная

речи

ФИ

 

 

 

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

 
 
                                         

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: