Юрий Фокин

Чрезвычайный и Полномочный Посол России

В последние десятилетия процессы глобализации затронули многие сферы человеческой деятельности, в том числе и ядерную сферу. Под влиянием глобализации ранее разрозненный мир с ядерным оружием и ядерными технологиями трансформировался и превратился в глобальную систему ядерно зависимых государств и негосударственных образований с присущими ей системными свойствами, такими как стабильность международных ядерных отношений, устойчивость к воздействию деструктивных факторов, ядерная безопасность, солидаризация государств при решении глобальных и региональных ядерных проблем. Эта глобальная социально-политическая система получила название "ядерный мир"1.

Становление ядерного мира изменило структуру глобальных ядерных угроз. Доминирующая ранее угроза развязывания мировой ядерной войны существенно снизилась и перешла в разряд более низкого уровня риска. Сегодня на передний план вышли ядерные угрозы, совсем недавно считавшиеся потенциальными угрозами. К этим угрозам относятся:

1) Угроза развязывания вооруженных конфликтов, когда ядерное оружие сторонами не применяется, но ударам обычного оружия могут подвергаться ядерные объекты, такие как АЭС, склады хранения ядерных боеприпасов, радиоактивных материалов и отходов, а также другие.

2) Угрозы ядерного терроризма и ядерного шантажа, которые могут привести к политическим, экономическим, финансовым и вооруженным конфликтам регионального и международного уровней.

3) Угроза использования двойных стандартов в ядерной геополитике государства. Некоторые государства часто в угоду обеспечения национальных интересов находят оправдание своим односторонним действиям в международных отношениях. Аналогичные действия со стороны других государств они относят к деструктивным шагам, наносящим ущерб международным отношениям. Наличие возможности использовать в ядерной геополитике двойные стандарты может сформировать глобальную конфликтную среду с высокими рисками использования ядерного фактора в межгосударственных отношениях.

4) Угроза нарушения стратегической стабильности, связанная с ошибочными оценками конфликтующими сторонами действий друг друга в сфере ядерных вооружений. В мирное время, особенно в конфликтных ситуациях, каждая из сторон, не имея достоверных сведений о намерениях другой, оценивает шаги другой стороны, руководствуясь собственными соображениями, и на основе эмпирической оценки может принять ошибочное решение, вызывая противодействие другой стороны. В результате запускается механизм "действие-противодействие", провоцирующий вертикальную эскалацию ядерного конфликта с высоким риском применения ядерного оружия. Учитывая, что в ядерном мире каждое ядерное государство одновременно охвачено ядерными связями с несколькими странами, шаги одной стороны вызывают ответную реакцию сразу нескольких стран и эскалация ядерного конфликта развивается не только по вертикали, но и по горизонтали с вовлечением в двусторонний конфликт третьих стран.

В настоящее время обозначенные новые ядерные угрозы практически не затронули формата международного сотрудничества в ядерной сфере. Арсенал мер международного сотрудничества (например, взаимное сокращение ядерных вооружений, ограничения в области стратегических вооружений, контроль над стратегическими вооружениями, ограничения систем ПРО, создание безъядерных зон) оказался явно недостаточным для постановки надежных преград современным глобальным ядерным вызовам. Поэтому возникла потребность в научном поиске политических мер, способных нарастить потенциал международного сотрудничества в ядерной сфере до уровня, соответствующего обеспечению ядерной безопасности в XXI веке.

В качестве таких инновационных политических мер предлагается:

- создание института независимых экспертов по международным отношениям в ядерной сфере;

- содействие формированию общего образовательного пространства для подготовки независимых международных экспертов, а также международных и государственных служащих, принимающих участие в подготовке решений по проблемам международных ядерных отношений;

- содействие формированию единого научного пространства по исследованию глобальных ядерных проблем.

Становление института независимых экспертов по международным отношениям в ядерной сфере.

В современном ядерном мире (особенно в его военном сегменте) основными геополитическими акторами являются ООН и ее структурная организация МАГАТЭ, а также ядерные государства и военно-политический блок НАТО с их национальными и корпоративными интересами. В результате этого в ядерном мире сложилась дихотомийная модель международных ядерных отношений, в которой постоянно идет борьба противоположностей. В качестве противоположностей выступают сами государства и используемые ими международные институты, а борьба ведется за продвижение своих национальных интересов, получение определенных выгод и преимуществ. Именно поэтому международные ядерные отношения в дихотомийной модели всегда носили, носят и будут носить конфликтный характер. В такой модели существуют объективные предпосылки использования двойных стандартов в ядерной геополитике государств. При этом дихотомийная модель ядерных отношений характеризуется недостаточными возможностями субъектов ядерного мира по разрешению конфликтных ситуаций.

Современные глобальные ядерные угрозы сформировали необходимость совершенствования существующей модели международных ядерных отношений. Первым шагом на этом пути может стать включение в состав основных акторов международных ядерных отношений третьей геополитической силы в лице международного сообщества, которая наряду с государствами и международными правительственными организациями ООН (МАГАТЭ) может стать равноправным геополитическим игроком. При появлении на международной арене третьей силы неустойчивая дихотомийная модель ядерных отношений превратится в более устойчивую тройственную модель, способную противостоять новым ядерным вызовам и угрозам. Третья сила на правах равноправного геополитического игрока будет оценивать события и действия государств в ядерной сфере и играть роль арбитра при разрешении споров в межгосударственных конфликтах.

Возникает естественный вопрос: в какой же форме будет существовать третья сила? В настоящее время есть немало международных неправительственных организаций, деятельность которых связана с решением глобальных ядерных проблем. Однако их деятельность носит узко направленный характер: одни организации выступают за безъядерный мир на планете, другие озабочены проблемами безопасной эксплуатации АЭС, третьи - разработкой рекомендаций по величинам и единицам измерения ионизирующего излучения и т. д. По этой причине ни одна из неправительственных международных организаций не может претендовать на третью геополитическую силу, действующую от лица мирового гражданского общества во всем спектре ядерных отношений.

В качестве полновесной третьей силы может рассматриваться международный институт - институт независимых экспертов в сфере международных ядерных отношений, который должен состоять из обученных специалистов, способных давать адекватные оценки событиям и действиям государств в ядерной сфере независимо от того, где бы эксперты ни проживали.

Международный институт независимых экспертов должен иметь свой правовой статус, например статус международной неправительственной организации, что предполагает наличие устава организации и программы действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: