Право вооруженных конфликтов – система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих или ограничивающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Право вооруженных конфликтов имеет свою систему, включает следующие разделы: понятие, источники, нормы и принципы; временные и пространственные ограничения применения средств и методов вооруженной борьбы; юридическая защита законных прав воюющих (комбатантов) и гражданского населения, а также гарантии осуществления их статуса. Нормы и принципы права вооруженных конфликтов регулируют временные и пространственные пределы ведения вооруженной борьбы, а также применение тех или иных средств и методов ее ведения.
Агрессивная война с точки зрения международного права – международное преступление. Так, ст. 6 Устава Международного военного трибунала к числу международных преступлений относит планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны.
В резолюции ГА ООН от 14 декабря 1974 г. дано определение агрессии. Согласно этому определению, под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1). Определение содержит как общее понятие вооруженной агрессии, так и указания на конкретные действия, совершение которых составляет акт агрессии. К таким действиям относятся:
a) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого, любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении;
f) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;
g) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3). Никакие соображения политического, экономического или военного характера не могут служить оправданием акта агрессии (ст. 5, п. 1). Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (ст. 5, п. 2). Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (ст. 5, п. 3).
Предмет регулирования права вооруженных конфликтов включает международный вооруженный конфликт и вооруженный конфликт немеждународного характера.
Международный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение двух или нескольких сторон, обладающих международной правосубъектностью, в котором участвуют вооруженные силы:
а) суверенных государств;
б) национально-освободительного движения и метрополии;
в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.
Борющаяся нация может вступать в сношения с государствами и международными организациями, заключать с ними международные соглашения (в том числе и по военным вопросам), обмениваться с ними официальными представителями. Дополнительный протокол I (1977) распространяет свое действие не только на войны между государствами, но и на вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение (ст. 1).
Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженное столкновение, которое не подпадает под ст. 1 Дополнительного протокола I и происходит на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью его территории, позволяющий им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II (Дополнительный протокол II, ст. 1, п. 1).
Выделяются следующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного конфликта:
¦ наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами. Характеризующим признаком этого критерия являются политические цели противоборствующих сил;
¦ фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил (в том числе полиции) и применение оружия;
¦ коллективный характер выступлений. Это значит, что отдельные, спорадические, анархистские антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера;
¦ элемент организации. Это относится в первую очередь к повстанцам, которые должны создавать органы власти, ответственные за поведение повстанческих сил;
¦ обладание частью территории соответствующего государства. Повстанцы должны не только обладать частью территории, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия.
Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате иностранной военной интервенции в нарушение норм международного права. Интервенция в поддержку одной стороны вынуждает другую сторону прибегнуть к такой же внешней поддержке.
Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, некоторые международные межправительственные организации (ООН, ОДКБ, СНГ, НАТО и др.).
Источники права вооруженных конфликтов как специфической отрасли современного международного права значительно кодифицированы. Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов, в которых сформулированы нормы и принципы этой отрасли права, имеют Гаагские конвенции (1907), Женевские конвенции (1949). В отличие от норм Гаагских конвенций («право Гааги») нормы Женевских конвенций («право Женевы») применимы к последствиям военных действий; они носят императивный характер; на них не распространяется «принцип взаимности», т. е. воюющая сторона не может отказаться от их соблюдения, если даже другая воюющая сторона их нарушает; важность норм подчеркивается еще и тем, что они не могут быть денонсированы в ходе вооруженных конфликтов.
В 1977 г. к Женевским конвенциям (1949) были приняты два дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, посвященный защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.[241]
В отличие от Женевских конвенций в Протоколе I содержатся следующие положения:
¦ определяется статус не только военного, но и гражданского медицинского персонала;
¦ защита раненых и больных распространяется на раненых и больных из числа гражданского населения;
¦ приостанавливается защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения (посевов, скота, источников питьевой воды и др.), а также сооружений, содержащих опасные силы (плотин, дамб, атомных электростанций);
¦ определяется статус объектов гражданской обороны;
¦ запрещаются репрессалии против гражданского населения, памятников культуры, окружающей среды, объектов, содержащих опасные силы, и др.;
¦ регламентируется порядок создания международной комиссии по установлению фактов.
Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол (1925) запрещает применение удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств; Конвенция о бактериологическом оружии (1972) запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия, предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении военного использования средств воздействия на природную среду, имеющего широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Конвенция о запрещении или ограничении отдельных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980) и последующие протоколы к ней не допускают применять оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей, а также мины-ловушки, противопехотные мины и зажигательное и ослепляющее лазерное оружие (неизбирательного действия). Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных наземных мин и об их уничтожении (1997) конкретизирует обязательства государств в отношении минного оружия.
Многие нормы и принципы права вооруженных конфликтов сформулированы и закреплены в решениях ООН. В частности, приняты следующие документы: Основные принципы правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973); Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974); Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970); Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (1973) и др.
Право вооруженных конфликтов содержит большую группу международно-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и другие нарушения права вооруженных конфликтов. Наиболее важными среди них являются: Устав Международного военного трибунала (1945); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948); Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968); резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников (1946) и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества (1970), и др.
Принципы права вооруженных конфликтов сформулированы в действующих источниках этой отрасли международного права. Нельзя ожидать от воюющих сторон, от отдельного комбатанта их выполнения, если они нечетко сформулированы и не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Формулировка и юридическое закрепление принципов права вооруженных конфликтов – это объективная необходимость, порождаемая развитием средств и методов вооруженной борьбы, с одной стороны, и науки международного права – с другой. Нормы и принципы права вооруженных конфликтов могут стать правовым барьером на пути произвола и жестокостей в агрессивных войнах, так как определяют правила поведения воюющих сторон; их социальное назначение – в том, чтобы исключить произвол в период вооруженных конфликтов.
Некоторые нормы права вооруженных конфликтов для одних государств являются договорными, а для других – обычными. Так, Женевский протокол (1925), запрещающий применение химического оружия, подписали не все государства, но бесспорно, что нормы данного протокола есть нормы общего международного права, обязательные для всех государств: для участников протокола – это договорные нормы, для неучастников – обычные. Данное положение закреплено в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге, в котором отмечается, что законы ведения войны можно обнаружить не только в договорах, но и в обычаях и в практике государств.
Некоторые принципы права вооруженных конфликтов носят общий характер (например, запрещается применять оружие, причиняющее излишние страдания), некоторые – регулируют конкретные ситуации (например, обращение с военнопленными). Таким образом выражена социальная роль принципов, которые призваны: а) защитить отдельную личность во время вооруженной борьбы; б) исключить противоправное поведение воюющих сторон, с тем чтобы сделать вооруженные конфликты менее жестокими.
Этим же целям служат кодификация и прогрессивное развитие права вооруженных конфликтов. Государства обязаны следить за тем, чтобы их внутреннее законодательство соответствовало нормам и принципам права вооруженных конфликтов. Если внутригосударственные нормы противоречат нормам и принципам права вооруженных конфликтов, то государство должно устранить это противоречие, иначе оно будет нести международную ответственность.
Принципы права вооруженных конфликтов можно разделить на три группы:
¦ общие принципы;
¦ принципы, регулирующие средства и методы вооруженной борьбы;
¦ принципы защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.
Общие принципы права вооруженных конфликтов объединяют все принципы этой отрасли права. Например, к ним относятся принцип мирного сосуществования государств, принцип гуманизма, принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного права, принцип ограничения средств и методов вооруженной борьбы, принцип разграничения гражданских и военных объектов и др. Все другие принципы права вооруженных конфликтов, имея самостоятельное значение, помогают глубже уяснить сущность принципа гуманизма. Назначение принципа гуманизма при ведении военных действий – защита прав человека.
Принцип гуманизма – один из старейших принципов права вооруженных конфликтов. Он закреплен в основных источниках права вооруженных конфликтов и оказывает действие на все сферы вооруженной борьбы. Содержанием этого принципа является запрещение воюющим применять насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Принцип гуманизма распространяется на все поведение воюющих, а не только на запреты, касающиеся средств ведения войны. Женевская Конвенция об обращении с военнопленными требует от воюющих сторон гуманно относиться к военнопленным (ст. 13). Конвенция об улучшении участи раненых и больных устанавливает обязательство воюющих сторон обеспечить раненым и больным необходимый уход, оградить их от ограбления и жестокого обращения. Женевская конвенция о защите мирного населения во время войны обязывает воюющих способствовать смягчению страданий, порождаемых войной (ст. 13). Дополнительный протокол I закрепляет положение, согласно которому воюющие в своих действиях исходят из принципа гуманизма (ст. 1).
Таким образом, являясь общим принципом права вооруженных конфликтов, принцип гуманизма охватывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся ее средств и методов, а также и защиты всех категорий жертв войны.
Принцип недопустимости дискриминации предусматривает, что с индивидами, пользующимися покровительством, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам расы, религии, пола, имущественного положения, политических или других убеждений, социального происхождения или другого статуса, либо других аналогичных критериев. При любых обстоятельствах этот принцип действует без всякого различия характера или происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или на которые ссылаются. Принцип устанавливает, что обращение с индивидом определяется только его состоянием применительно к воинским правонарушениям. Этот принцип закреплен в Дополнительном протоколе I (ст. 1, 9, 43, 44).
Принцип ответственности за нарушение права вооруженных конфликтов также относится к числу общих принципов. Он включает: а) международно-правовую ответственность государств и б) уголовную ответственность физических лиц.
Принципы использования средств и методов вооруженной борьбы сформулирован в Декларации 1868 г: единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля, и для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей. В Гаагской конвенции (1907) закреплено, что воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю (ст. XXII). Резолюция ГА ООН № 2444 (1968) подтвердила этот принцип, подчеркнув, что право сторон, участвующих в конфликте, прибегать к средствам поражения противника не является неограниченным. Дополнительный протокол I устанавливает, что в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным (ст. 35, п. 1).
Содержание указанных принципов раскрывается в отдельных нормах, которые устанавливают общие и специальные запреты на применение определенных видов оружия. Общие запреты обязывают воюющих не применять оружие, которое: действует неизбирательно, т. е. как против военных, так и против гражданских объектов; причиняет излишние повреждения или излишние страдания; имеет своей целью причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Специальные запреты обязывают воюющих защищать от военных нападений женщин, детей, раненых и больных; гражданские объекты, необходимые для выживания гражданского населения; установки и сооружения, представляющие опасность.
Принцип разграничения гражданских и военных объектов также закреплен во многих источниках права вооруженных конфликтов и обязывает воюющие стороны направлять военные действия только против военных объектов.[244]
Принципы защиты участников вооруженной борьбы и гражданского населенияподразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов, устанавливающие неприкосновенность комбатантов, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях (раненых, больных, военнопленных, парламентеров); принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов. Так, резолюция ГА ООН № 2675 (1970) требует, чтобы при ведении военных операций в период вооруженных конфликтов всегда проводилось различие между лицами, активно участвующими в военных действиях, и гражданским населением.
Принцип защиты гражданского населения содержится в таких международно-правовых актах, как резолюция ГА ООН, Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов (1970), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др. Женевские конвенции (1949) требуют от воюющих сторон принимать все необходимые меры для уменьшения ущерба, который может быть нанесен гражданским лицам в результате вооруженных конфликтов. Дополнительный протокол устанавливает, что при проведении военных операций должна проявляться забота о том, чтобы щадить гражданское население (ст. 57).
Принцип ненападения на гражданское население сформулирован в положениях резолюции ГА ООН № 2444 (1968), п. «в». Пункт4 Основных принципов защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов гласит, что гражданское население как таковое не должно быть объектом военных операций.
В современном международном праве существует норма об объявлении войны. Она закреплена в III Гаагской конвенции об открытии военных действий (1907). Российское законодательство также закрепляет эту норму. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (Конституция РФ, ч. 2, ст. 87); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам войны и мира (Конституция РФ, ст. 106, п. «е»).
Объявление войны влечет за собой ряд юридических последствий и означает конец мирных отношений между вступившими в войну государствами. Между этими государствами прерываются дипломатические, консульские и иные связи. Статья 18 Федерального закона «Об обороне»[245] устанавливает, что состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации; с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает в момент объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Персонал посольств и консульств отзывают из воюющих стран. Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961) обязывает государства оказывать содействие персоналу посольств для выезда на родину. В случае необходимости государство должно предоставить в распоряжение персонала посольств перевозочные средства (ст. 44). Защита интересов воюющего государства и его граждан может быть вверена какому-либо третьему государству, избранному для этой цели воюющими сторонами. Ему же вверяется охрана помещений дипломатического и консульских представительств. Через него, как правило, поддерживаются связи между воюющими государствами.
Начало войны влияет на действие международных договоров, когда-либо заключенных между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих ведение войны; особенность таких соглашений заключается в том, что они не могут быть денонсированы во время войны сторонами, участвующими в вооруженном конфликте.
К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места пребывания и жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, ст. 41, 42).
Имущество страны-противника конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Имущество, принадлежащее гражданам неприятельского государства по праву частной собственности, пользуется защитой.
Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы стабилизирует послевоенные отношения между ранее воевавшими государствами. В результате прекращения состояния войны между государствами устанавливаются мирные отношения. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.
Перемирие – это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть местным и общим.
Местное перемирие приостанавливает военные действия на ограниченном участке театра военных действий. Оно направлено на реализацию частных задач: подбор раненых, погребение мертвых, эвакуацию из осажденных пунктов женщин и детей, направление парламентеров. Важным вопросом при перемирии является фиксирование времени вступления в силу соглашения о перемирии и срока действия этого соглашения. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий – сразу после подписания или по прошествии определенного срока. Срок действия соглашения также определяется сторонами. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Нарушение условий перемирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действия этих лиц рассматриваются как нарушение законов и обычаев войны. Лица, нарушившие условия перемирия, наказываются властями своего государства. Если происходит существенное нарушение условий перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от условий перемирия и возобновить военные действия.
Общее перемирие отличается от местного: во-первых, оно не приостанавливает, а прекращает военные действия; во-вторых, это прекращение распространяется на весь театр войны; в-третьих, местное перемирие может заключать только местное командование. Общее перемирие как акт не только военный, но и политический, заключается от имени компетентных государственных органов; в-четвертых, общее перемирие как шаг в направлении к установлению мира не может быть нарушено; его нарушение рассматривается как акт агрессии.
В конце Второй мировой войны соглашения об общем перемирии были заключены с Италией (1943), Румынией, Финляндией, Болгарией и Венгрией (1944–1945). Соглашение о военном перемирии в Корее (1953) предусматривало полное прекращение военных действий и враждебных актов в Корее до заключения окончательного мирного соглашения. Заключение перемирия по инициативе и под контролем Совета Безопасности ООН, как правило, сопровождается подписанием детального соглашения между воюющими сторонами.
Капитуляция – особая форма прекращения военных действий. Ее разновидностью является безоговорочная капитуляция, под которой понимается полное прекращение сопротивления и сдача вооруженных сил (гарнизона, крепости, окруженной группировки) противника. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются окруженному противнику через парламентеров. Вся военная техника и имущество противника переходят к победителю, личный состав разоружается и сдается в плен. Так, после тотального поражения фашистской Германии и милитаристской Японии с этими странами были подписаны декларации о безоговорочной капитуляции. Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают правового состояния войны. Прекращение состояния войны производится в договорных формах.
Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является мирный договор. По содержанию мирные договоры охватывают широкий круг вопросов: прекращение состояния войны; восстановление мирных отношений; ответственность военных преступников; территориальные вопросы; обмен военнопленными; возмещение ущерба, причиненного войной. Решения по этим вопросам содержатся в мирных договорах, заключенных ООН в 1947 г. с Италией, Финляндией, Венгрией, Болгарией и Румынией. Согласно этим договорам состояние войны между вышеназванными государствами и Организацией Объединенных Наций было прекращено безусловно и навсегда.
После Второй мировой войны имело место прекращение состояния войны путем односторонних деклараций. Так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1951 г., издав односторонние акты. Индия опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией в 1958 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., между Германией и Советским Союзом прекращалось состояние войны и устанавливались мирные отношения.
Состояние войны может прекращаться путем опубликования двусторонней декларации. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Совместную декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой были восстановлены мир и добрососедские дружественные отношения государств, а также дипломатические и консульские отношения. Прекращение состояния войны не изменяет международных обязательств побежденных сторон и не затрагивает прав и обязательств, вытекающих из действующих международных соглашений четырех держав по Германии и Японии, включая территориальные обязательства.
Ответственность за нарушение права вооруженных конфликтов заключается в следующем: во-первых, предусмотрены требования к государствам ознакомить командный состав своих армий с нормами и принципами этой отрасли права и с этой целью возложить на командиров обязанность распространять эти нормы среди личного состава своих подразделений; во-вторых, устанавливается уголовная ответственность отдельных лиц за нарушение норм права вооруженных конфликтов. Уголовная ответственность физических лиц в более широком плане связана с обеспечением международного мира и безопасности народов, соблюдением обязательств по международным договорам.
В основе ответственности физических лиц за нарушение норм права вооруженных конфликтов лежат общие принципы, сформулированные в национальном уголовном законодательстве, а также международные принципы нераспространения на такие преступления сроков давности, непредоставления военным преступникам права убежища.
Различают две группы субъектов международной уголовной ответственности: главных военных преступников, отвечающих как за свои преступные деяния, так и за действия исполнителей их преступных приказов; непосредственных участников международных преступлений. К первой группе относятся государственные деятели, дипломаты, финансисты и пропагандисты войны. Судить таких лиц могут как специально создаваемые международные военные трибуналы, так и национальные суды потерпевших государств. В основе подсудности таких лиц лежит принцип территориального применения уголовных законов, согласно которому государство вправе преследовать лиц, совершивших преступление на его территории. Ко второй группе относятся лица, которые исполняли преступные приказы или совершали военные преступления по собственной инициативе, либо являлись непосредственными соучастниками таких преступлений.
Реальное воплощение норм международного права об уголовной ответственности отдельных лиц за нарушение законов и обычаев ведения войны произошло в ходе и после Второй мировой войны. Решающую роль в этом сыграл Советский Союз. 25 ноября 1941 г., 6 января и 27 апреля 1942 г. советское правительство потребовало наказания фашистского правительства Германии за его разбойные действия. Норма об уголовной ответственности отдельных лиц была сформулирована и закреплена в решениях Московской (1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференций. В рамках Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании было принято решение о том, что германские офицеры, солдаты и члены фашистской партии, которые имеют какое-либо отношение к зверствам, убийствам и казням в странах, захваченных германскими вооруженными силами, «будут доставлены обратно в страны, где были совершены их ужасные преступления, для того, чтобы они подверглись обвинению и наказанию по законам этих стран».[256] В ходе Крымской конференции (1945) ее участники взяли на себя обязательство «подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию»;[257] в решениях Потсдамской конференции закреплялось обязательство государств арестовать и предать суду военных преступников и тех, «кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления».[258]
Наиболее детально нормы об уголовной ответственности отдельных физических лиц были сформулированы в уставах и приговорах международных военных трибуналов для суда над главными немецкими и японскими военными преступниками. Значение уставов международных военных трибуналов состоит в том, что в них сформулированы составы военных преступлений, за которые лица, их совершившие, должны нести уголовную ответственность. Так, ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда над главными нацистскими военными преступниками устанавливает следующие виды преступлений:
¦ преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеперечисленных действий;
¦ военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
¦ преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Международного трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Содержание норм о наказании отдельных физических лиц раскрывается в Женевских конвенциях о защите жертв войны (1949), в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954) и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных наказаний лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций. Это обязательство возложено на все государства: как на воюющие, так и невоюющие. Наказание должно применяться ко всем виновным: гражданам своих стран, воюющих стран и иностранцам. Наказание обязательно независимо от места, времени совершения и характера преступления.
В международно-правовых актах сформулировано понятие «военный преступник», под которым понимается лицо, совершившее преступление против мира, человечности, законов и обычаев ведения войны. Уголовная ответственность военных преступников за совершенные ими преступления может осуществляться в двух формах. Во-первых, государство в соответствии со своим национальным законодательством может само судить военных преступников или выдавать их для суда другим заинтересованным государствам, на территории которых они совершили преступление. Во-вторых, в отдельных случаях государства могут создавать международные суды для наказания военных преступников. Международные военные трибуналы, созданные после Второй мировой войны, провели два процесса над главными военными преступниками: Нюрнбергский и Токийский.
Н ю р н б е р г с к и й процесс над 23 главными нацистскими военными преступниками продлился с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Суду были преданы высшие государственные и военные руководители фашистской Германии, которым было предъявлено обвинение в совершении преступлений, перечисленных в ст. 6 Устава Международного военного трибунала.[259]
Токийский процесс над главными японскими военными преступниками прошел с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. Суду были преданы 28 государственных и военных руководителей, дипломаты Японии. Особое место среди преступлений, совершенных обвиняемыми, занимали военные преступления, которые включали в себя убийства и жестокое обращение с военнопленными, а также с лицами, находящимися в открытом море; бесцельное разрушение городов, населенных пунктов и опустошения, не оправданные военной необходимостью; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; ведение войны без объявления.[260]
Значение уставов и приговоров международных военных трибуналов заключается в том, что они со всей категоричностью подтвердили принцип индивидуальной уголовной ответственности за совершение агрессии, нарушение законов и обычаев ведения войны. Отвергая попытки защиты немецких военных преступников прикрыться доктриной государственного акта и свести все дело к ответственности лишь государства как такового, Нюрнбергский приговор провозгласил: преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены нормы международного права. Таким образом, современное право вооруженных конфликтов категорично отвергает попытки переложить всю вину за нарушение законов и обычаев войны на государство.
Нюрнбергский и Токийский процессы имели огромное значение для дальнейшего развития международного права. Принципы, изложенные в уставах и приговорах этих трибуналов, были подтверждены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН № 3 (1946) и № 95 (1946) и стали общепризнанными принципами современного международного права. Сформулированная в международно-правовых актах норма об уголовной ответственности отдельных лиц является логическим и юридическим следствием факта осуждения и запрещения агрессивной войны как тягчайшего международного преступления.
Другая форма уголовной ответственности военных преступников – привлечение их к суду отдельных государств. Так, еще в ходе Великой Отечественной войны были проведены судебные процессы над гитлеровскими военными преступниками в Харькове,[261]Смоленске, Краснодаре, Киеве, Минске и других городах.
В связи с уголовной ответственностью отдельных физических лиц за нарушение норм права вооруженных конфликтов встает вопрос о выдаче военных преступников тому государству, на территории которого они совершили свои преступные деяния. Норма о выдаче военных преступников закреплена, в частности, в Московской декларации (1943): стороны заявили, что военные преступники будут отосланы в страны, в которых были совершены их действия, для того чтобы они могли быть судимы и наказаны. В мирных договорах 1947 г. (с Италией – ст. 45; с Румынией и Венгрией – ст. 6; с Болгарией – ст. 5; с Финляндией – ст. 9) закреплялась норма, согласно которой выдаче подлежали и граждане собственной страны, если они совершили военные преступления. В феврале 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила всем членам ООН принять меры по розыску, аресту и высылке военных преступников в те страны, где они совершили свои ужасные деяния, для предания их суду и наказанию по законам этих стран. 31 октября 1947 г. Генеральная Ассамблея вновь потребовала от государств-членов продолжать выполнять лежащие на них обязанности по выдаче и преданию суду преступников войны.
Международно-правовая норма о выдаче военных преступников обязывает государства выдавать таких преступников независимо от наличия двусторонних соглашений о выдаче, а также независимо от того, являются они иностранцами или гражданами собственной страны. Эта норма закрепляет территориальную подсудность преступлений, следовательно, лица, их совершившие, должны выдаваться тому государству, на территории которого совершено преступление.
3 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, согласно которым:
¦ такие преступления, когда бы и где бы они ни совершались, подлежат расследованию, а лица, в отношении которых имеются доказательства в совершении этих преступлений, – розыску, аресту, привлечению к судебной ответственности и, в случае признания их виновными, наказанию;
¦ каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за военные преступления против человечества;
¦ государства осуществляют международное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основе и в соответствии с этим положительно решают вопрос о выдаче таких лиц;
¦ государства принимают национальные законы, карающие за такие преступления.
Срок давности не распространяется на военные преступления. Статья I Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968) устанавливает, что никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям независимо от времени их совершения: к военным преступлениям, как они определены в ст. 6 Устава Международного военного трибунала; к преступлениям против человечества, независимо от того, были они совершены во время войны или в мирное время, как они определены в ст. 6 Устава Международного военного трибунала.
Круг лиц, на которых не распространяется срок давности за совершенные преступления, включает: представителей государственных властей и частных лиц, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступлений; лиц, которые непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений или участвуют в заговоре для их совершения, равно как и представителей государственных властей, допускающих их совершение (ст. II). Конвенция обязывает государства принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи военных преступников (ст. III).
Конвенция предусматривает, чтобы государства, присоединяющиеся к ней, могли вносить соответствующие изменения в свои внутренние законодательства.
На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище (1967) закрепила положение, согласно которому на право искать убежище и пользоваться им не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества (ст. 1, п. 2).