Введение
1. Понятие и особенности принципов международного права.
2. Принципы суверенного равенства прав.
3. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
4. Принцип мирного разрешения международных споров.
5. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.
6. Принцип невмешательства во внутренние дела государства.
7. Принцип сотрудничества государств.
8. Принцип равноправия и самоопределения народов.
9. Принцип нерушимости государственных границ.
10. Принцип территориальной целостности государств.
11. Принцип уважения прав человека и основных свобод
1. Понятие и особенности принципов международного права.
Особенностью системы современного международного является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой.
Основные принципы международного права - обобщенные общепризнанные правила поведения субъектов международного права, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования всей системы международных отношений и решения международных проблем на определенном историческом этапе.
|
|
Употребление названия «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является ядром всей системы международного права,
Появление и существование комплекса основных принципов обусловлено закономерностями исторического развития.
По мнению Р.Л. Боброва, «основные принципы - это нормы, концетрированно выражающие самое важное в современных международных отношениях, порождено, в конечном счете, ведущими закономерностями эпохи».
Б).отдельные отрасли международного права имеют свои специальные принципы.
Например, принцип дипломатической неприкосновенности относится к разряду отраслевых принципов права внешних сношений.
Более подробно:
Основные принципы международного права — это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей:
1) это руководящие начала (фундамент) современного между народного правопорядка;
2) они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество. Все субъекты международного права обязаны строго соблюдать эти принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений;
3) они носят императивный характер норм jus cogens («неоспоримое право»), составляют внутреннюю основу системы международного права. Вследствие этого принципы между
народного права являются критерием законности всей системы, критерием правомерности любой иной международно-правовой нормы и в силу этого защищаются наиболее
жесткими мерами принуждения;
|
|
4) принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира;
5) принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и непризнания связанных с ней последствий;
6) все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Императивных нормнаходятся на верхней ступени и занимают центральное положение в системе международного права! Их задача — определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права.
Важно отметить:
Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН (преамбула, ст. 1, ст. 2 с Уставом ООН 1970 г следующие основные принципы, международного права:
- суверенное равенство государств;
- добросовестное выполнение международных обязательств;
- мирное урегулирование международных споров;
- неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях;
- невмешательство во внутренние дела государств;
- сотрудничество государств;
- равноправие и самоопределение народов.
В случае если обязательства государств по Уставу ООН придут в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).
Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует:
А)
- Современные трактовки даются сегодня резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, кроме перечисленных в Уставе ООН, получили закрепление еще три новых принципа и раскрыто содержание каждого из них:
- территориальная целостность государств;
- нерушимость государственных границ;
- уважение прав человека и его основных свобод;
Б)
- Итоговый документ Копенгагенского совещания государств - членов СБСЕ 1990 г. сформулировал принцип справедливости, который находится сейчас в стадии признания на универсальном уровне. Этот принцип основан на признании государством высшей ценностью человеческой личности и ее гарантий. Данный принцип является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства;
В)
Основные принципы сегодня перечисляются практически во всех важных универсальных, региональных и двусторонних договорах.
Однако, закрепление основных принципов в международно-правовых документах не означает их трансформацию в договорную норму международного права, они носят обычно-правовой характер.
Вывод:
1. Приведенный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа.
2. В этой связи необходимо обратить внимание на процесс формирования в настоящее время ряда новых основных принципов, таких, например, как принцип защиты и охраны окружающей среды.
Многие авторы обосновывают действие следующих новых принципов:
Всеобщее и полное разоружение; общее наследие человечества; охрана окружающей среды.
3. Определенный вклад в развитие устоявшихся принципов международного права вносит Устав Содружества Независимых Государств.
|
|
В этом документе к числу принципов, закрепленных в универсальных актах, добавлены:
— верховенство международного права в межгосударственных отношениях;
- учет интересов членов СНГ и самой Организации;
- объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов СНГ;
- обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;
- духовное единение народов, которое основано на уважении их самобытности;
- тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.
Принцип суверенного равенства государств.
Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях.
Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».
Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что суверенитет может существовать только в условиях равноправия.
Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.
Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает следующие элементы:
а) государства юридически равны;
б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
д) каждое государство имеет право свободно избирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
|
|
е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Государства - участники СБСЕ 1975 г., заявили о своем намерении «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».
И, так:
1. В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности.
2. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву.
3. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником, двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Данный принцип зародился достаточно давно в форме международного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).
В современный период он превратился в договорную норму и нашел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвенциях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.
В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдатьсясправедливость и уважение к обязательствам, вытекающих из договоров и других источников международного права. В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.
Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установлено: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).
В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сводится к следующему.
Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны добросовестно выполнять свои договорные обязательств.
Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств является недопустимость одностороннего отказа от принятых на себя обязательств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нарушение.
Принцип мирного разрешения международных споров
Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой.
Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Конвенции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.
В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращаться к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибегнуть к военным методам урегулирования спора.
Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения споров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло положительного результата, государства могли прибегать к войне.
В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 предусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конфликтов должно осуществляться только мирными средствами.
В качестве одного из основных принцип мирного разрешения международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации
Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.
Государства обязались добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.
В случае, если стороны не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.
Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.
Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.
Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях
В течение XX в. международное сообщество проделало большой путь в деле запрещения применения силы для достижения политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну.
Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к войне в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех членов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его постановлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.
Начальный этап становления указанного принципа обычно связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).
Особое значение в процессе формирования принципа неприменения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Кел-лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффективность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.
Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., установил новые положения, которые выходили за пределы запретов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооружённой силы, но и невооружённое насилие
Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запрещены в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:
1. Агрессивные войны.
2. Угроза силой или применение силы с целью нарушения существующих международных границ другого государства (включая демаркационные линии) или в качестве средства
разрешения международных споров, в том числе территориальных.
3. Репрессалии с использованием силы.
4. Использование силы с целью лишить народы их права на самоопределение и независимость.
5. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
6. Организация, подстрекательство, помощь или участие во внутреннем конфликте или террористических актах на территории другого государства.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных действий:
1. Вторжение или нападение на территорию другого государства или любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее.
2. Бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства.
3. Блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства.
4. Нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или военно-воздушные силы другого государства.
5. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении об их пребывании, или любое продолжение их пребывания на территории этого государства после прекращения действия соглашения.
6. Предоставление государством своей территории в распоряжение другого государства для совершения акта агрессии против третьего государства.
7. Засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и иррегулярных сил или наемников, которые совершают акты применения силы против другого государства,
имеющие столь серьезный характер, что их можно приравнять к актам агрессии.
Из семи перечисленных в ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. действий, первые пять относятся к прямой агрессии, седьмой - к косвенной. В п. i ст. 3 речь идет о соучастии в агрессии.
В дополнение к перечисленным запрещенным актам применения силы СБ ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.
Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. в большинстве своем повторяет положения других резолюций Генеральной Ассамблеи, однако некоторые ее пункты расширяют сферу общего запрета применения силы.
Например, Декларация 1987 г. определяет, что:
1. Никакие соображения не могут быть приведены в оправдание
2. Государства, выполняя свои обязательства по международному праву, будут воздерживаться от организации, подстрекательства, помощи или участия в полувоенных, террористических или иных подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах, либо попустительствовать совершению подобных действий на территории других государств.
3. Государства должны воздерживаться от вооруженной интервенции и от всех других форм вмешательства, а также от угроз применения силы против других государств или
против их политических, экономических и культурных структур.
В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51).
Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на государство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер.
Дискуссионными в международном праве по-прежнему остаются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.
Принцип невмешательства во внутренние дела государств
Принцип невмешательства тесно связан с принципом суверенного равенства государств, параллельно с которым он и развивался.
Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно международному праву относятся исключительно к внутренней компетенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора».
Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации - Лиги Наций, а не отдельных стран.
С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава».
Современное понимание принципа невмешательства конкретизировано в таких международных документах, как Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, Декларация о принципах международного права 1970 г.
Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства.
Вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются нарушением международного права.
Ни одно государство не может применять либо поощрять применение экономических, политических или иных мер с целью добиться подчинения себе цругого государства в осуществлении им прав, присущих его зуверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества тюбого рода.
Принцип невмешательства включает в себя также •еотъемлемое право каждого государства выбирать свою по-итическую, экономическую, социальную и культурную сис-гему без вмешательства в какой бы то ни было форме со тороны другого государства.
С развитием международных отношений кроме ранее извест-ых запрещенных форм вмешательства (военного, политичес-ого, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство,стал актуален запрет на пропоганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешатель-ва, как электронное вмешательство. с использованием формационных технологий.
Вследствие изменений, произошедших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается правомерность вмешательства под предлогом борьбы с международным терроризмом в отношении государств, правительства которых оказывают содействие террористам (как это имело место в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.
Содержание понятия «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства» также изменялось с развитием международного права.
В процессе развития международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутренней компетенции и подпадают под международно-правовое регулирование. Государства на добровольной основе ограничивают свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение вооружений), экономического развития, прав человека с расширением полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.
Принцип сотрудничества государств.
Сотрудничество государств в качестве принципа международного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность государств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международныймир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.
Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества.
Так, например, Глава IX Устава ООН посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.
После принятия Устава ООН этот принцип был подтвержден в уставах многих международных организаций, в международных договорах, резолюциях и декларациях.
Содержание принципа сотрудничества государств Декларация определяет следующим образом:
а) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;
б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;
в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства.
Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных Наций.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содержание.
Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире.
Принцип равноправия и самоопределения народов.
Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов».
Его содержание раскрыто в ряде международных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., и др.
На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.
Исходя из содержания указанных документов, можно сформулировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:
а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами;
б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне;
в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства, например получением статуса субъекта федерации, автономного образования и т.д.), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима);
г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.
Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.
Понятие «народ» в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.
Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство.
Любое государство обязано уважать право народа на самоопределение. Необходимо учитывать, что на первом этапе развития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством.
Сегодня процесс деколонизации практически завершен, но принцип самоопределения народов не перестал из-за этого существовать
Вопрос о праве на самоопределение приобрел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии.
Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трактовке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.
Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.
Декларацию о принципах международного права 1970 г. и Венская декларация 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:
а) если оно относится к народам территорий, подлежащих деколонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен);
б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закреплено это право;
в) если территория, на которой проживает определенный народ, была оккупирована или подвергалась аннексии после 1945 г.;
г) если какие-либо народы проживают на территории государства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивающего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной власти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.
Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении указанных выше условий претендовать на признание их субъектами международного права, опираясь на принцип самоопределения.
Государство, созданное в нарушение принципа равноправия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международного права
Следует признать, что складывается обычная норма международного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение вооруженным путем недопустима.
Далеко не всегда можно установить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы против правительственных сил может вылиться в нарушение принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях допустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.
В принципе государство имеет право подавлять вооруженные антиправительственные выступления (с учетом необходимости соблюдать обязательства в области прав человека), защищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство.
Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исторического развития на территории нескольких государств.
Наиболее характерный пример такого народа - курды. Термин «разделенный народ» не является правовым. Трудно иногда установить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имеющие соответствующую национальность, образуют лишь национальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует признать народ, проживающий на прилегающих друг к другу частях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной чясти национальное меньшинство.
Принцип нерушимости государственных границ.
Принцип нерушимости государственных границ тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях и с принципом суверенного равенства государств.
В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа неприменения силы или угрозы силой: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».
Государства - участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и поэтому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.
Однако поскольку ни одно государство не выступило против этого принципа, можно предположить, что молчаливое согласие способствует тому, что принцип нерушимости государственных границ преобразуется в общепризнанный.
Исходя из содержания международных документов, основное содержание принципа нерушимости государственных границ сводится к трем элементам:
а) признание государствами юридически установленных в соответствии в международным правом границ;
б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.
Принцип территориальной целостности государств.
Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости государств.
В Заключительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности госу дарств:
«Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».
Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах.
Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Эволюция данного принципа происходила уже после Второй мировой войны и носила более длительный характер.
Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.
Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных принципов международного права.
В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Нормативное содержание данного принципа разрабатывалось путем принятия специальных документов, к числу которых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пакты о правах человека, а также ряд других деклараций и конвенций.
В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».