double arrow

Основные принципы международного права

Введение

1. Понятие и особенности принципов международного права.

2. Принципы суверенного равенства прав.

3. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

4. Принцип мирного разрешения международных споров.

5. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.

6. Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

7. Принцип сотрудничества государств.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип нерушимости государственных границ.

10. Принцип территориальной целостности государств.

11. Принцип уважения прав человека и основных свобод

1. Понятие и особенности принципов международного права.

Особенностью системы современного международного является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой.

Основные принципы международного права - обобщенные общепризнанные правила поведе­ния субъектов международного права, имеющие наиболее важ­ное значение для обеспечения нормального функционирования всей системы международных отношений и решения между­народных проблем на определенном историческом этапе.

Употребление названия «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является ядром всей системы международного права,

Появление и существование комплекса основных принципов обусловлено закономерностями исторического развития.

По мнению Р.Л. Боброва, «основные принципы - это нормы, концетрированно выражающие самое важное в современных международных отношениях, порождено, в конечном счете, ведущими закономерностями эпохи».

Б).отдельные отрас­ли международного права имеют свои специальные принципы.

Например, принцип дипломатической неприкосновенности от­носится к разряду отраслевых принципов права внешних сно­шений.

Более подробно:

Основные принципы международного права это нормы международного права, которые в его системе занимают осо­бое место вследствие присущих им особенностей:

1) это руководящие начала (фундамент) современного между­ народного правопорядка;

2) они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество. Все субъекты междуна­родного права обязаны строго соблюдать эти принципы, по­скольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международ­ных отношений;

3) они носят императивный характер норм jus cogens («не­оспоримое право»), составляют внутреннюю основу системы международного права. Вследствие этого принципы между­
народного права являются критерием законности всей системы, критерием правомерности любой иной международно-правовой нормы и в силу этого защищаются наиболее
жесткими мерами принуждения;

4) принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим пред­ставительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира;

5) принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и непризнания связанных с ней последствий;

6) все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принци­пов.

Императивных нормнаходятся на верхней ступени и занимают центральное положение в системе международного права! Их задача — определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права.

Важно отметить:

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН (преамбула, ст. 1, ст. 2 с Уставом ООН 1970 г следую­щие основные принципы, международного права:

- суверенное равенство государств;

- добросовестное выполнение международных обязательств;

- мирное урегулирование международных споров;

- неприменение силы и угрозы силой в международных отно­шениях;

- невмешательство во внутренние дела государств;

- сотрудничество государств;

- равноправие и самоопределение народов.

В случае если обязательства государств по Уставу ООН придут в противоречие с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).

Хотя принципы и отличаются стабильностью, их содержание эволюционирует:

А)

- Современные трактовки даются сегодня резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, кроме перечис­ленных в Уставе ООН, получили закрепление еще три новых принципа и раскрыто содержание каждого из них:

- территориальная целостность государств;

- нерушимость государственных границ;

- уважение прав человека и его основных свобод;

Б)

- Итоговый документ Копенгагенского совещания госу­дарств - членов СБСЕ 1990 г. сформулировал принцип справедливости, который находится сейчас в стадии признания на универсальном уров­не. Этот принцип основан на признании государством высшей ценностью человеческой личности и ее гарантий. Данный прин­цип является неотъемлемым атрибутом демократического пра­вового государства;

В)

Основные принципы сегодня перечисляются практически во всех важных универсальных, региональных и двусторонних договорах.

Однако, закрепление основных принципов в международно-правовых документах не означает их трансфор­мацию в договорную норму международного права, они носят обычно-правовой характер.

Вывод:

1. Приведенный перечень основных принципов не является раз и навсегда определенным, неизменным. Возрастание роли международно-правового регулирования, появление глобальных проблем неизбежно ведут к увеличению их числа.

2. В этой свя­зи необходимо обратить внимание на процесс формирования в настоящее время ряда новых основных принципов, таких, на­пример, как принцип защиты и охраны окружающей среды.

Многие авторы обосновывают действие следующих новых принципов:

Всеобщее и полное разоружение; общее наследие человечества; охрана окружающей среды.

3. Определенный вклад в развитие устоявшихся принципов международного права вносит Устав Содружества Не­зависимых Государств.

В этом документе к числу принципов, закрепленных в универсальных актах, добавлены:

— верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

- учет интересов членов СНГ и самой Организации;

- объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов СНГ;

- обеспечение их политического, экономического и социаль­ного прогресса;

- духовное единение народов, которое основано на уважении их самобытности;

- тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех госу­дарств и их равноправие в международных отношениях.

Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе су­веренного равенства всех ее членов».

Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что сувере­нитет может существовать только в условиях равноправия.

Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международ­ного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношени­ях, независимо от различий экономического, социального, по­литического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равен­ства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно избирать и раз­вивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добро­совестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Государства - участники СБСЕ 1975 г., заявили о своем намерении «ува­жать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и разви­вать свои политические, социальные, экономические и куль­турные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

И, так:

1. В рамках международного права все государства-участни­ки имеют равные права и обязанности.

2. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмот­рению их отношения с другими государствами согласно между­народному праву.

3. К числу элементов принципа суверенного ра­венства относится право государств принадлежать или не при­надлежать к международным организациям, быть или не быть участником, двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Данный принцип зародился достаточно давно в форме меж­дународного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).

В со­временный период он превратился в договорную норму и на­шел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвен­циях о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г., а также Декларации о принципах международного права 1970 г.

В Преамбуле Устава ООН подчеркивается решимость чле­нов ООН «создать условия, при которых могут соблюдатьсясправедливость и уважение к обязательствам, вытекающих из договоров и других источников международного права. В п. 2 ст. 2 Устава закреплена обязанность членов ООН добросовест­но выполнять принятые на себя по Уставу обязательства.

Важным шагом в договорном закреплении этого принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что «принцип сво­бодного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание». А в ст. 26 Конвенции установ­лено: «Каждый действующий договор обязателен для его уча­стников и должен ими добросовестно выполняться». Более того, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора (п. 1 ст. 27).

В соответствии с Декларацией 1970 г. сущность принципа добросовестного выполнения международных обязательств сво­дится к следующему.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обя­зательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, а также вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, государства обязаны доб­росовестно выполнять свои договорные обязательств.

Существенными признаками принципа добросовестного вы­полнения международных обязательств является недопусти­мость одностороннего отказа от принятых на себя обяза­тельств, принятия новых обязательств, противоречащих уже действующим обязательствам с третьими государствами, а также международно-правовая ответственность за их нару­шение.

Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом неприменения силы и угрозы силой.

Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Кон­венции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.

В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращать­ся к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибег­нуть к военным методам урегулирования спора.

Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения спо­ров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло поло­жительного результата, государства могли прибегать к войне.

В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 пре­дусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конф­ликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разреше­ния международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвер­гать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрыва­ется в Декларации

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в лю­бом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддер­жанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудниче­ства прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В случае, если стороны не достигнут разрешения спора пу­тем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного уре­гулирования спора.

Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степе­ни, что будет поставлено под угрозу поддержание международ­ного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегу­лирование спора более трудным.

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

В течение XX в. международное сообщество проделало боль­шой путь в деле запрещения применения силы для достиже­ния политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну.

Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к вой­не в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех чле­нов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его поста­новлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.

Начальный этап становления указанного принципа обыч­но связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).

Особое значение в процессе формирования принципа непри­менения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Кел-лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегу­лирования всех разногласий. Участники Договора отказыва­лись от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональ­ной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффек­тивность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.

Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., уста­новил новые положения, которые выходили за пределы запре­тов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объе­диненных Наций воздерживаются в их международных отно­шениях от угрозы силой или ее применения как против терри­ториальной неприкосновенности или политической независи­мости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооружённой силы, но и невооружённое насилие

Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запреще­ны в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:

1. Агрессивные войны.

2. Угроза силой или применение силы с целью нарушения су­ществующих международных границ другого государства (включая демаркационные линии) или в качестве средства
разрешения международных споров, в том числе территори­альных.

3. Репрессалии с использованием силы.

4. Использование силы с целью лишить народы их права на самоопределение и независимость.

5. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

6. Организация, подстрекательство, помощь или участие во внутреннем конфликте или террористических актах на тер­ритории другого государства.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных дей­ствий:

1. Вторжение или нападение на территорию другого государ­ства или любая военная оккупация, даже временная, явля­ющаяся результатом такого вторжения или нападения или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее.

2. Бомбардировка вооруженными силами государства террито­рии другого государства или применение любого оружия го­сударством против территории другого государства.

3. Блокада портов или берегов государства вооруженными си­лами другого государства.

4. Нападение вооруженных сил государства на сухопутные, мор­ские или военно-воздушные силы другого государства.

5. Применение вооруженных сил одного государства, находя­щихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий, предусмотренных в согла­шении об их пребывании, или любое продолжение их пре­бывания на территории этого государства после прекраще­ния действия соглашения.

6. Предоставление государством своей территории в распоря­жение другого государства для совершения акта агрессии против третьего государства.

7. Засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и иррегулярных сил или наемников, которые совер­шают акты применения силы против другого государства,
имеющие столь серьезный характер, что их можно прирав­нять к актам агрессии.

Из семи перечисленных в ст. 3 резолюции Генеральной Ас­самблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. действий, первые пять относятся к прямой аг­рессии, седьмой - к косвенной. В п. i ст. 3 речь идет о соучас­тии в агрессии.

В дополнение к перечисленным запрещенным актам при­менения силы СБ ООН может определить, что другие акты пред­ставляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН (ст. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отноше­ниях 1987 г. в большинстве своем повторяет положения других резолюций Генеральной Ассамблеи, однако некоторые ее пункты расширяют сферу общего запрета приме­нения силы.

Например, Декларация 1987 г. определяет, что:

1. Никакие соображения не могут быть приведены в оправда­ние

2. Государства, выполняя свои обязательства по международному праву, будут воздерживаться от организации, подстре­кательства, помощи или участия в полувоенных, террористических или иных подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах, либо попустительство­вать совершению подобных действий на территории других государств.

3. Государства должны воздерживаться от вооруженной ин­тервенции и от всех других форм вмешательства, а также от угроз применения силы против других государств или
против их политических, экономических и культурных струк­тур.

В Уставе ООН установлены средства законного применения силы. Эти меры согласно ст. 41 Устава ООН могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздуш­ных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сооб­щения, а также разрыв дипломатических отношений.

Что касается правомерного применения вооруженной силы, то Устав ООН предусматривает лишь два случая: по решению СБ ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрес­сии (ст. 42); в порядке осуществления права на индивидуаль­ную или коллективную самооборону (ст. 51).

Причем в последнем случае применение вооруженной силы правомерно только в случае вооруженного нападения на госу­дарство и до тех пор, пока СБ ООН не примет необходимых мер.

Дискуссионными в международном праве по-прежнему ос­таются проблемы применения силы в случаях гуманитарной интервенции, интервенции против незаконных режимов.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суве­ренного равенства государств, параллельно с которым он и раз­вивался.

Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно меж­дународному праву относятся исключительно к внутренней ком­петенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора».

Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации - Лиги Наций, а не отдельных стран.

С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в поряд­ке настоящего Устава».

Современное понимание принципа невмешательства конк­ретизировано в таких международных документах, как Декла­рация о недопустимости вмешательства во внутренние дела го­сударств, Декларация о принципах между­народного права 1970 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутрен­нюю компетенцию другого государства.

Вооруженное вмеша­тельство и все другие формы вмешательства или всякие угро­зы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются на­рушением международного права.

Ни одно государство не мо­жет применять либо поощрять применение экономических, по­литических или иных мер с целью добиться подчинения себе цругого государства в осуществлении им прав, присущих его зуверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества тюбого рода.

Принцип невмешательства включает в себя также •еотъемлемое право каждого государства выбирать свою по-итическую, экономическую, социальную и культурную сис-гему без вмешательства в какой бы то ни было форме со тороны другого государства.

С развитием международных отношений кроме ранее извест-ых запрещенных форм вмешательства (военного, политичес-ого, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство,стал актуален запрет на пропоганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешатель-ва, как электронное вмешательство. с использованием формационных технологий.

Вследствие изменений, произошед­ших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается право­мерность вмешательства под предлогом борьбы с международ­ным терроризмом в отношении государств, правительства ко­торых оказывают содействие террористам (как это имело мес­то в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.

Содержание понятия «дела, по существу входящие во внут­реннюю компетенцию государства» также изменялось с разви­тием международного права.

В процессе развития международ­ного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутрен­ней компетенции и подпадают под международно-правовое ре­гулирование. Государства на добровольной основе ограничива­ют свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение воору­жений), экономического развития, прав человека с расширени­ем полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о де­лах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.

Принцип сотрудничества государств.

Сотрудничество государств в качестве принципа междуна­родного права впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат взаимодействия держав антигитле­ровской коалиции во время Второй мировой войны. Он пред­ставляет собой не столько право, сколько обязанность госу­дарств сотрудничать друг с другом. В соответствии со ст. 1 Устава ООН все государства должны «осуществлять между­народное сотрудничество в разрешении международных про­блем экономического, социального, культурного и гуманитар­ного характера», а также обязаны «поддерживать междуна­родныймир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

Многие положения Устава ООН содержат ссылки на принцип сотрудничества.

Так, например, Глава IX Уста­ва ООН посвящена международному экономическому и соци­альному сотрудничеству.

После принятия Устава ООН этот принцип был подтверж­ден в уставах многих международных организаций, в междуна­родных договорах, резолюциях и декларациях.

Содержание принципа сотрудничества государств Декла­рация определяет следующим образом:

а) государства сотрудничают с другими государствами в под­держании международного мира и безопасности;

б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уваже­ния и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм расовой нетерпимости;

в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенно­го равенства и невмешательства.

Декларация ориентирует государства на сотрудничество не только друг с другом, но и с Организацией Объединенных На­ций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. конкретизирует содер­жание.

Государства взяли на себя обязательство предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятству­ющим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы раз­вивающихся стран во всем мире.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого исполь­зуется формулировка «принцип равноправия и самоопределе­ния народов».

Его содержание раскрыто в ряде международ­ных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Вен­ской декларации и программе действий, принятой на Всемир­ной конференции по правам человека 1993 г., и др.

На регио­нальном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Исходя из содержания указанных документов, можно сформу­лировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:

а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое дол­жно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявле­ния, без какого бы то ни было вмешательства извне;

в) оно означает возможность выбора между внутренним само­определением (в рамках данного государства, например по­лучением статуса субъекта федерации, автономного образо­вания и т.д.), отделением данного народа с созданием соб­ственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора по­литического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политичес­кого режима);

г) оно означает выбор пути экономического, социального и куль­турного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбо­ра социально-экономического строя.

Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предоп­ределять другой.

Понятие «народ» в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.

На­род, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней прожи­вающих, а как минимум определенная экономическая и куль­турно-историческая целостность, осознающая свое единство.

Любое государство обязано уважать право народа на само­определение. Необходимо учитывать, что на первом этапе раз­вития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством.

Сегодня про­цесс деколонизации практически завершен, но принцип само­определения народов не перестал из-за этого существовать

Вопрос о праве на самоопределение приоб­рел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии.

Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трак­товке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип рав­ноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределе­ние. Оно не должно осуществляться вне рамок права на само­определение.

Декларацию о принципах между­народного права 1970 г. и Венская декларация 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:

а) если оно относится к народам территорий, подлежащих де­колонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен);

б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закрепле­но это право;

в) если территория, на которой проживает определенный на­род, была оккупирована или подвергалась аннексии после 1945 г.;

г) если какие-либо народы проживают на территории государ­ства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечиваю­щего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной вла­сти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.

Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении ука­занных выше условий претендовать на признание их субъек­тами международного права, опираясь на принцип самоопреде­ления.

Государство, созданное в нарушение принципа равнопра­вия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международ­ного права

Следует признать, что складывается обычная норма между­народного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение воору­женным путем недопустима.

Далеко не всегда можно устано­вить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы про­тив правительственных сил может вылиться в нарушение прин­ципа территориальной целостности и неприкосновенности госу­дарств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях до­пустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.

В принципе государство имеет право подавлять вооружен­ные антиправительственные выступления (с учетом необходи­мости соблюдать обязательства в области прав человека), за­щищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство.

Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исто­рического развития на территории нескольких государств.

Наи­более характерный пример такого народа - курды. Термин «раз­деленный народ» не является правовым. Трудно иногда уста­новить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имею­щие соответствующую национальность, образуют лишь нацио­нальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует при­знать народ, проживающий на прилегающих друг к другу час­тях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной чясти нацио­нальное меньшинство.

Принцип нерушимости государственных границ.

Принцип нерушимости государственных границ тесно свя­зан с принципом неприменения силы и угрозы силой в между­народных отношениях и с принципом суверенного равенства государств.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. он рассматривается как составляющая принципа не­применения силы или угрозы силой: «Каждое государство обя­зано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ дру­гого государства или в качестве средства разрешения междуна­родных споров, в том числе территориальных споров и вопро­сов, касающихся государственных границ».

Государства - участники ОБСЕ признали и подтвердили существующие границы европейских государств, что имело важное значение, поскольку побежденные государ­ства не полностью признавали границы, установленные после Второй мировой войны. В этой связи существует мнение, что данный принцип не получил универсального признания, и по­этому носит региональный характер (только в отношениях государств - участников ОБСЕ), т.е. сфера его действия сужена.

Однако поскольку ни одно государство не выступило про­тив этого принципа, можно предположить, что молчаливое со­гласие способствует тому, что принцип нерушимости государ­ственных границ преобразуется в общепризнанный.

Исходя из содержания международных до­кументов, основное содержание принципа нерушимости госу­дарственных границ сводится к трем элементам:

а) признание государствами юридически установленных в со­ответствии в международным правом границ;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний на дан­ный момент или в будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на эти границы, в том числе путем угрозы силой или ее применения.

Принцип территориальной целостности государств.

Устав ООН запрещает угрозу силой или ее применение про­тив территориальной целостности (неприкосновенности) и по­литической независимости государств.

В Заклю­чительный акт СБСЕ 1975 г. содержит наиболее полную фор­мулировку принципа территориальной целостности госу­дарств:

«Государства-участники будут уважать территориаль­ную целостность каждого из государств-участников. В соответ­ствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представ­ляющих собой применение силы или угрозу силой. Государ­ства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приоб­ретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, одна­ко косвенные подтверждения его действия находятся в двусто­ронних договорах политического характера, в региональных документах.

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Эволюция данного принципа происходила уже после Вто­рой мировой войны и носила более длительный характер.

Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права че­ловека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.

Однако при всей абстрактнос­ти уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных прин­ципов международного права.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преис­полненные решимости ... вновь утвердить веру в основные пра­ва человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и ма­лых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна пу­тем координации «международного сотрудничества в поощре­нии и развитии уважения к правам человека и основным сво­бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Нормативное содержание данного принципа разрабатыва­лось путем принятия специальных документов, к числу кото­рых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая деклара­ция прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пак­ты о правах человека, а также ряд других деклараций и кон­венций.

В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п. VII «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».


Сейчас читают про: