Региональное сотрудничество в области прав человека

В настоящее время наиболее ощутимый эффект в области защиты прав человека дает не универсальное, а региональное сотрудничество, объединяющее государства одного региона, схожих культур и близких политических интересов. Однако не следует забывать, что и универ­сальные, и региональные стандарты однородны и обладают общими ценностными характеристиками.

На первом месте среди региональных стандартов находятся «евро­пейские». Совет Европы — специальная региональная организация по защите прав человека, основной задачей которой является организа­ция общеевропейского правового пространства. В рамках этой орга­низации в 1950 г. принята Европейская (Римская) конвенция о защите прав человека и основных свобод. В дополнение к Конвенции приня­ты 11 протоколов, определяющих объем гражданских и политическихправ и основных свобод, который является минимальным для законо­дательства демократических государств. Участники Конвенции — только государства — члены Совета Европы.

В Европейской конвенции закреплены право на жизнь; запрет раб­ства и принудительного труда; право на свободу и личную неприкос­новенность; право на справедливое публичное разбирательство в разумный срок справедливым и беспристрастным судом; право на ува­жение частной и семейной жизни, корреспонденции и жилища; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения -своего мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций и др.

Каждому индивиду, чьи права и свободы, предусмотренные в Конвенции, нарушены, предоставляются эффективные средства правовой защиты перед национальными властями, даже если нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13). Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, государство может принять меры в отступление от сво­их обязательств по Конвенции, но только в той степени, в какой этообусловлено чрезвычайностью обстоятельств, и при условии, что та­кие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами этого государства по международному праву (ст. 15).

Специфика Европейской конвенции о защите прав человека — ее собственный текст органически совмещен с текстом протоколов Протоколы являются самостоятельными юридическими документа­ми, но их положения рассматриваются как дополнительные статьи Конвенции. Конвенция и протоколы представляют собой целостный нормативный комплекс. В основном тексте Конвенции не предусмот­рено право каждого физического или юридического лица беспрепят­ственно пользоваться своим имуществом, право на образование, пра­во на свободу передвижения и выбора места жительства. Все эти права и свободы включены в протоколы.

Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лише­ние жизни во исполнение приговора о смертной казни, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого закон пре­дусматривает такое наказание. В настоящее время данная норма мо­жет восприниматься только с учетом предписаний Протокола № 6 (1983) относительно отмены смертной казни (ст. 1): «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».

Россия подписала Протокол № 6 в 1997 г., но до сих пор не ратифи­цировала его. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. в пери­од после подписания договора под условием ратификации до вступле­ния договора в силу государство обязано воздерживаться от действий, которые могут лишить договор его объекта и целей.

Механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Ев­ропейский суд по правам человека. В Конвенции (ст. 13) провозгла­шено право на эффективное средство правовой защиты. Речь идет о праве каждого на правовую защиту в национальных органах. В тексте Конвенции нет специальных положений о праве на юридическую за­щиту в межгосударственном органе. Такое право вытекает из положе­ний ст. 34 Конвенции о компетенции Европейского суда по правамчеловека. Договаривающиеся государства обязались «никоим образом не препятствовать осуществлению этого права». Понятие «это право» подразумевает не право Суда принимать жалобы, а право индивида направлять их в Суд.

Правила процедуры (Регламент) Суда определяет содержание ин­дивидуальной жалобы, ее реквизиты. Суд решает спор по существу, оценивает действия государств и их национальных органов. Контроль за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров.

Между правозащитным механизмом, созданным в соответствии в Европейской конвенцией 1950 г. (и Протоколом № 11), и механизмом Совета Европы существует неразрывная связь. Члены Европейского суда по правам человека избираются Парламентской Ассамблеей. По просьбе Комитета министров Суд может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования по­ложений Конвенции и Протоколов к ней. Генеральный секретарьвправе запрашивать у любого участника Конвенции разъяснения от­носительно того, каким образом его национальное право обеспечива­ет выполнение ее положений.

В Конституции РФ 1993 г. (ст. 46) закреплено, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межго­сударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчер­паны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В АПК РФ 2002 г. (ст. 311) и УПК РФ 2003 г. (ст. 413-415) предусмотрены специальные нормы о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, в том числе в связи с постанов­лениями Европейского суда по правам человека. В ст. 12 УИК РФ «Основные права заключенных» установлено их право обращаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод че­ловека.

В 1965 г. членами Совета Европы была принята Европейская соци­альная хартия. Первая часть Хартии — это Декларация экономиче­ских и социальных прав, которые государства должны обеспечить ин­дивидам. Вторая часть Хартии представляет собой международный Договор, — перечисленные в Декларации права обязательны для со­блюдения в государствах при помощи предусмотренной в Третьей час­ти процедуры. Государства должны обеспечить выполнение не менее 10 из 19 статей. В 1988 г. к Хартии был принят Дополнительный прото­кол, установивший четыре новые обязанности государств. В настоя­щее время действует пересмотренная Хартия 1997 г.

В Европе до недавнего времени в области сотрудничества госу­дарств по защите прав человека большую роль играл «хельсинкский Процесс». Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе 1975 г. впервые в истории междуна­родного права закрепил принцип защиты прав человека и основных свобод как когентный принцип международного права. Заключитель­ный акт содержит положения о сотрудничестве государств в развитииконтактов между людьми: о свободе передвижения, об упрощении процедуры въезда и выезда, о регулировании семейных отношений на международном уровне.

Дальнейшие документы СБСЕ — ОБСЕ подтвердили положения Заключительного акта 1975 г.: Итоговый документ Мадридского сове­щания 1983 г. зафиксировал дальнейшее развитие сотрудничества в расширении контактов между людьми, в обеспечении равноправия женщин, в сфере обязанностей государств по совершенствованию их национального законодательства, касающегося прав человека.

В Итоговом документе Венской встречи 1989 г. подчеркивались не­допустимость наступления отрицательных последствий для тех, кто выступил в защиту своих прав; недопустимость дискриминации в от­ношении пользования правами и свободами в пределах юрисдикции конкретного государства. Документ зафиксировал обязанность госу­дарств уважать право индивида на свободу передвижения и выбора места жительства по своему усмотрению; подчеркнул необходимость защиты и развития национальных меньшинств. В Венском документе 1989 г. содержались положения об ограничении смертной казни — применение этой меры наказания возможно только за тяжкие престу­пления и только на основании закона, действующего в момент совер­шения преступления.

В документах СБСЕ — ОБСЕ выработано понятие «человеческое измерение» как сотрудничество государств по защите основных прав и свобод человека, контактов между людьми и связанных с этим во­просов гуманитарного характера. В 1990 г. на Копенгагенском совеща­нии по человеческому измерению было подчеркнуто, что соблюдение человеческого измерения является принципом, составляющим осно­ву правового государства.

Парижская хартия для новой Европы 1990 г. установила обязан­ность государств укреплять демократию, в основе которой лежат ува­жение прав личности и верховенство закона. В Парижской хартии за­фиксировано: государства обязаны обеспечить, чтобы каждый чело­век пользовался доступом к эффективным средствам правовой защиты, национальным или международным, против любого наруше­ния их прав. В 1991 г. на Московском совещании по человеческому из­мерению было подчеркнуто, что вопросы, касающиеся человеческого измерения, прав человека, основных свобод, демократии и верховен­ства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного право­порядка, и не относится к числу исключительно внутренних дел соот­ветствующего государства. В Итоговом документе Хельсинкского совещания 1992 г. предусмотрено, что права человека и основные свободыявляются всеобщими; особое внимание необходимо уделять защите национальных меньшинств, беженцев и политических эмиг­рантов.

В 1969 г. была принята Американская конвенция о правах челове­ка, а в 1988 г. подписан Дополнительный протокол к ней. Конвенция закрепляет широкий круг гражданских и политических прав и свобод, а Протокол — широкий круг экономических, социальных и культур­ных прав. Международный контроль за выполнением положений Конвенции и Протокола осуществляют органы ОАГ, Межамерикан­ская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека. Механизм функционирования имеет много общего с меха­низмом контроля за соблюдением Европейской конвенции о защите прав человека.

Африканская хартия прав человека и народа 1981 г. закрепляет об­ширный перечень гражданских, политических, экономических и со­циальных прав. Особенность Хартии — наличие в ней коллективных прав (прав человека третьего поколения): право народа на равенство, самоопределение, свобода распоряжения своим материком и природ­ными ресурсами, право на экономическое, социальное и культурное развитие, право на мир и безопасность, на удовлетворительную окру­жающую среду. В Африканском союзе действует Африканская комис­сия по правам человека. С 1998 г. функционирует Африканский суд по правам человека и народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: