В настоящее время наиболее ощутимый эффект в области защиты прав человека дает не универсальное, а региональное сотрудничество, объединяющее государства одного региона, схожих культур и близких политических интересов. Однако не следует забывать, что и универсальные, и региональные стандарты однородны и обладают общими ценностными характеристиками.
На первом месте среди региональных стандартов находятся «европейские». Совет Европы — специальная региональная организация по защите прав человека, основной задачей которой является организация общеевропейского правового пространства. В рамках этой организации в 1950 г. принята Европейская (Римская) конвенция о защите прав человека и основных свобод. В дополнение к Конвенции приняты 11 протоколов, определяющих объем гражданских и политическихправ и основных свобод, который является минимальным для законодательства демократических государств. Участники Конвенции — только государства — члены Совета Европы.
В Европейской конвенции закреплены право на жизнь; запрет рабства и принудительного труда; право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое публичное разбирательство в разумный срок справедливым и беспристрастным судом; право на уважение частной и семейной жизни, корреспонденции и жилища; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу выражения -своего мнения; свобода мирных собраний и ассоциаций и др.
|
|
Каждому индивиду, чьи права и свободы, предусмотренные в Конвенции, нарушены, предоставляются эффективные средства правовой защиты перед национальными властями, даже если нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13). Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, государство может принять меры в отступление от своих обязательств по Конвенции, но только в той степени, в какой этообусловлено чрезвычайностью обстоятельств, и при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами этого государства по международному праву (ст. 15).
Специфика Европейской конвенции о защите прав человека — ее собственный текст органически совмещен с текстом протоколов Протоколы являются самостоятельными юридическими документами, но их положения рассматриваются как дополнительные статьи Конвенции. Конвенция и протоколы представляют собой целостный нормативный комплекс. В основном тексте Конвенции не предусмотрено право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, право на свободу передвижения и выбора места жительства. Все эти права и свободы включены в протоколы.
|
|
Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допускает лишение жизни во исполнение приговора о смертной казни, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого закон предусматривает такое наказание. В настоящее время данная норма может восприниматься только с учетом предписаний Протокола № 6 (1983) относительно отмены смертной казни (ст. 1): «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».
Россия подписала Протокол № 6 в 1997 г., но до сих пор не ратифицировала его. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. в период после подписания договора под условием ратификации до вступления договора в силу государство обязано воздерживаться от действий, которые могут лишить договор его объекта и целей.
Механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Европейский суд по правам человека. В Конвенции (ст. 13) провозглашено право на эффективное средство правовой защиты. Речь идет о праве каждого на правовую защиту в национальных органах. В тексте Конвенции нет специальных положений о праве на юридическую защиту в межгосударственном органе. Такое право вытекает из положений ст. 34 Конвенции о компетенции Европейского суда по правамчеловека. Договаривающиеся государства обязались «никоим образом не препятствовать осуществлению этого права». Понятие «это право» подразумевает не право Суда принимать жалобы, а право индивида направлять их в Суд.
Правила процедуры (Регламент) Суда определяет содержание индивидуальной жалобы, ее реквизиты. Суд решает спор по существу, оценивает действия государств и их национальных органов. Контроль за выполнением решения Суда осуществляет Комитет министров.
Между правозащитным механизмом, созданным в соответствии в Европейской конвенцией 1950 г. (и Протоколом № 11), и механизмом Совета Европы существует неразрывная связь. Члены Европейского суда по правам человека избираются Парламентской Ассамблеей. По просьбе Комитета министров Суд может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней. Генеральный секретарьвправе запрашивать у любого участника Конвенции разъяснения относительно того, каким образом его национальное право обеспечивает выполнение ее положений.
В Конституции РФ 1993 г. (ст. 46) закреплено, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В АПК РФ 2002 г. (ст. 311) и УПК РФ 2003 г. (ст. 413-415) предусмотрены специальные нормы о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, в том числе в связи с постановлениями Европейского суда по правам человека. В ст. 12 УИК РФ «Основные права заключенных» установлено их право обращаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В 1965 г. членами Совета Европы была принята Европейская социальная хартия. Первая часть Хартии — это Декларация экономических и социальных прав, которые государства должны обеспечить индивидам. Вторая часть Хартии представляет собой международный Договор, — перечисленные в Декларации права обязательны для соблюдения в государствах при помощи предусмотренной в Третьей части процедуры. Государства должны обеспечить выполнение не менее 10 из 19 статей. В 1988 г. к Хартии был принят Дополнительный протокол, установивший четыре новые обязанности государств. В настоящее время действует пересмотренная Хартия 1997 г.
|
|
В Европе до недавнего времени в области сотрудничества государств по защите прав человека большую роль играл «хельсинкский Процесс». Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. впервые в истории международного права закрепил принцип защиты прав человека и основных свобод как когентный принцип международного права. Заключительный акт содержит положения о сотрудничестве государств в развитииконтактов между людьми: о свободе передвижения, об упрощении процедуры въезда и выезда, о регулировании семейных отношений на международном уровне.
Дальнейшие документы СБСЕ — ОБСЕ подтвердили положения Заключительного акта 1975 г.: Итоговый документ Мадридского совещания 1983 г. зафиксировал дальнейшее развитие сотрудничества в расширении контактов между людьми, в обеспечении равноправия женщин, в сфере обязанностей государств по совершенствованию их национального законодательства, касающегося прав человека.
В Итоговом документе Венской встречи 1989 г. подчеркивались недопустимость наступления отрицательных последствий для тех, кто выступил в защиту своих прав; недопустимость дискриминации в отношении пользования правами и свободами в пределах юрисдикции конкретного государства. Документ зафиксировал обязанность государств уважать право индивида на свободу передвижения и выбора места жительства по своему усмотрению; подчеркнул необходимость защиты и развития национальных меньшинств. В Венском документе 1989 г. содержались положения об ограничении смертной казни — применение этой меры наказания возможно только за тяжкие преступления и только на основании закона, действующего в момент совершения преступления.
В документах СБСЕ — ОБСЕ выработано понятие «человеческое измерение» как сотрудничество государств по защите основных прав и свобод человека, контактов между людьми и связанных с этим вопросов гуманитарного характера. В 1990 г. на Копенгагенском совещании по человеческому измерению было подчеркнуто, что соблюдение человеческого измерения является принципом, составляющим основу правового государства.
|
|
Парижская хартия для новой Европы 1990 г. установила обязанность государств укреплять демократию, в основе которой лежат уважение прав личности и верховенство закона. В Парижской хартии зафиксировано: государства обязаны обеспечить, чтобы каждый человек пользовался доступом к эффективным средствам правовой защиты, национальным или международным, против любого нарушения их прав. В 1991 г. на Московском совещании по человеческому измерению было подчеркнуто, что вопросы, касающиеся человеческого измерения, прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного правопорядка, и не относится к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. В Итоговом документе Хельсинкского совещания 1992 г. предусмотрено, что права человека и основные свободыявляются всеобщими; особое внимание необходимо уделять защите национальных меньшинств, беженцев и политических эмигрантов.
В 1969 г. была принята Американская конвенция о правах человека, а в 1988 г. подписан Дополнительный протокол к ней. Конвенция закрепляет широкий круг гражданских и политических прав и свобод, а Протокол — широкий круг экономических, социальных и культурных прав. Международный контроль за выполнением положений Конвенции и Протокола осуществляют органы ОАГ, Межамериканская комиссия по правам человека, Межамериканский суд по правам человека. Механизм функционирования имеет много общего с механизмом контроля за соблюдением Европейской конвенции о защите прав человека.
Африканская хартия прав человека и народа 1981 г. закрепляет обширный перечень гражданских, политических, экономических и социальных прав. Особенность Хартии — наличие в ней коллективных прав (прав человека третьего поколения): право народа на равенство, самоопределение, свобода распоряжения своим материком и природными ресурсами, право на экономическое, социальное и культурное развитие, право на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду. В Африканском союзе действует Африканская комиссия по правам человека. С 1998 г. функционирует Африканский суд по правам человека и народов.