бухгалтерской (финансовой) отчетности

Общая цель, объем аудиторской проверки бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, а также ответственность аудируемого эко­номического субъекта за формирование и представление этой от­четности заинтересованным в ней пользователям изложены в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Под целью аудита в данном Стандарте понимается предостав­ление аудитору возможности выразить свое мнение о том, что бух­галтерская (финансовая) отчетность подготовлена экономическим субъектом по всем существенным аспектам, в соответствии с уста­новленными требованиями. Однако пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности не может считать это мнение гарантией жизнеспособности экономического субъекта в будущем и эффек­тивности ведения дел его руководством.

В соответствии с МСА 200 аудитор должен нести ответствен­ность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руковод­ство экономического субъекта — за ее подготовку и представле­ние. Другими словами, аудитор должен заключить, дает ли отчет­ность достоверное и объективное представление финансовых показателей субъекта.

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и ус­ловий договоренности определяется объем аудита, т. е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора — обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существен­ных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ог­раничения, возникающие вследствие:

— невозможности проведения сплошной проверки, зависимо­сти суждения аудитора от характера, сроков, объема ауди­торских процедур;

— несовершенства систем бухгалтерского учета и внутренне­го контроля субъекта;

— особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон.

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, из­ложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятом МФБ.

Этические принципы аудитора заключаются в следующем.

1. Независимость означает, что аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объектив­ности и независимости. К обстоятельствам, которые могут обусло­вить сомнения в независимости аудитора, можно отнести: финан­совую взаимосвязь с клиентами или с их делами; работу аудитора на руководящей должности в организации клиента; выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений; личные и семейные отношения; получение от одного клиента го­норара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора; обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора; принятие аудитором то­варов, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства; преоблада­ющее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике; работу бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации; действительное или возможное судебное разбира­тельство между аудитором и его клиентом; длительное участие од­них и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.

2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот прин­цип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает спра­ведливое ведение дел, откровенность и правдивость.

3. Объективность, т. е. обязательство быть справедливым, ин­теллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора.

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовес­тность. Означает, что аудитор должен предоставлять услуги с долж­ной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддер­живать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает.

5. Конфиденциальность подразумевает обязательство аудите обеспечивать конфиденциальность информации, получение ходе предоставления профессиональных услуг.

6. Профессиональное поведение заключается в том, что аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессиональных услуг.

7. Следование техническим стандартам обязывает аудите осуществлять предоставление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединена другими нормативными документами.

Помимо соблюдения этих принципов, аудитор должен планировать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т. е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.

Основные принципы аудита остаются в силе независим! того, где проводится аудит, но аудит в государственном сект может отличаться по: целям (принимается во внимание соответствие отчетности требованиям положений, постановлений и предписаний министерств); объему (проверяются дополнительные финансовые отчеты, которые составляют субъекты госсектора); полномочиям аудитора (они могут носить более специфический характер, учитывать вопросы национальной безопасности, требования разных положений при установлении уровня существенности); подходу и стилю аудита; форме аудиторского заключения.

Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в секторе занимается Комитет государственного сектора. Случаи, требующие пояснений или дополнений, приводятся в разделе «Основы аудита государственного сектора» (ОАГС) в конце каждого МСА. Пояснения, приведенные в ОАГС, не применяются, если аудиторы должны предоставить отчеты, касающиеся: отдельных коммерческих аспектов деятельности субъектов госсектора; соблюдения требований законодательства; адекватности систем бух терского учета и внутреннего контроля; результативности отдельных программ.

Роль Международной федерации бухгалтеров

в регулировании аудиторской деятельности

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) является меж­дународным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г, с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области уче­та, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом — Институтом профес­сиональных бухгалтеров России и членом-наблюдателем — Россий­ской коллегией аудиторов. Согласно Конституции Международной федерации бухгалтеров ее миссия заключается во «всемирном раз­витии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководству­ющейся гармонизированными стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общества»1.

Для достижения этой цели в области аудита при Совете МФБ был сформирован постоянно действующий Международный со­вет по стандартам в области аудиторской деятельности. Он осуще­ствляет разработку и публикацию стандартов и положений аудита, а также сопутствующих услуг.

Процесс разработки Международных стандартов и положений аудита и сопутствующих услуг заключается в следующем:

1) отбираются определенные темы для подробного изучения временными подкомитетами, созданными именно для этой цели;

2) подкомитетам делегируются обязательства по предваритель­ной подготовке проектов стандартов и положений аудита;

3) подкомитет изучает предварительные информационные по­токи, состоящие из положений, рекомендаций, а также нор­мативных актов и иных материалов или проектов стандар­тов, изданных странами, являющимися членами МФБ, а также региональными и иными профессиональными орга­низациями;

4) подкомитет готовит проект стандарта или положения и пе­редает его на рассмотрение Совета;

5) после утверждения Советом проект передается на рассмот­рение всех членов МФБ, а также международных органи­заций, не являющихся членами МФБ, но заинтересован­ных в принятии стандартов. При этом дается определенное время, о чем информируется вся заинтересованная обще­ственность;

6) полученные комментарии и предложения рассматривают­ся в Совете, который вносит в проект необходимые кор­рективы и изменения;

7) новая редакция утверждается и издается в виде Междуна­родного стандарта аудита либо положения о международ­ной аудиторской практике, которые вступают в силу с ука­занной в них даты.

Нормативные документы (стандарты, проекты и положения) должны быть утверждены тремя четвертями голосов присутствую­щих на заседании членов Совета при условии, что в поддержку по­дано не менее десяти голосов. Утвержденный документ выпуска­ется в качестве итогового на английском языке.

Национальные нормативные акты в области аудита могут иметь силу закона и при этом значительно отличаться друг от друга, по­этому для учета широты мнений и подходов мирового сообщества при разработке международных нормативных актов в этой сфере в состав временных подкомитетов Совета вводят представителей как стран — членов МФБ, так и не являющихся таковыми. В результа­те Совет уделяет особое внимание особенностям национальных нормативных актов, что, в свою очередь, позволяет учитывать по­лученную информацию при разработке Международных стандар­тов аудита.

Вопросами регулирования аудита в МФБ занимается также Комитет государственного сектора (КГС).

МФБ также создала объединение фирм, участвующих в оказа­нии аудиторских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель образования Форума фирм — надзор за разработкой нового международного режима регулиро­вания аудита с помощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического кодекса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова со­блюдать стандарты и периодически подвергаться внешнему конт­ролю. Исполнительным органом Форума фирм является Трансна­циональный аудиторский комитет (ТАК). В структуру МФБ вхо­дит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять надзор за соблюдением членами федерации их обязанностей и со­трудничать с ТАК.

Для ускорения работы над Международными стандартами аудита Совет Международной федерации бухгалтеров одобрил вы­деление дополнительных ресурсов, которые направляются на фи­нансирование работы Международного совета по стандартам в области аудиторской деятельности. Первоочередными задачами в этой сфере признаны:

1) пересмотр отдельных Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской прак­тике (ПМАП);

2) разработка стандартов по услугам, предусматривающим вы­дачу аудиторских гарантий (например, составление заклю­чения о системе внутреннего контроля), отражающих пе­реход аудиторской практики с «подтверждения» на «гаран­тирование»;

3) пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;

4) публикация МСА по производным ценным бумагам (фи­нансовым инструментам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: