День Святого Константина в Константинополе

(21 МАЯ 1295 ГОДА)

В жизни византийцев, а особенно граждан Константинополя, майские праздники имели очень большое религиозно-политическое значение. Дело в том, что именно на май месяц, согласно греческому церковному календарю, выпадали три важнейших публичных церемоний, связанных с отмечанием: 1) годовщины основания Нового Рима – Константинополя, 11 мая (энкайния); 2) принятия императором Константином Великим таинства Крещения 19 числа и 3) дня поминовения, 21 мая. У историка Георгия Пахимера видим известный сюжет[254], где он сообщает о том, что 21 мая 1295 г. в Константинополе произошли торжества по случаю коронации сына императора Андроника II Палеолога Старшего, Михаила IX и его возведения в императорское достоинство в ранге соправителя. Михаилу Палеологу исполнилось 18 лет, время совершеннолетия и не случайно, историк называет его эфебом, т.е. молодым человеком, который согласно древнегреческой традиции становился членом коллегии эфебов[255], исполняющих воинские обязанности. По мысли императора Андроника, его сын должен был отныне нести тяготы военного командования армией, чем впрочем, в будущем Михаил и занимался, хотя и не совсем успешно. В глазах современников и в памяти потомков, этот византийский император остался полководцем-неудачником. Коронация проходила в пышной и особенно торжественной обстановке. В праздновании приняли участие Старший император с семьей, синклит, представители высшего клира и монашества во главе с патриархом Иоанном XII. Тут же собралось огромное количество константинопольских граждан, торжественно как на параде выстроились войска столичного гарнизона[256]. На церемонию венчания были допущены и иностранные послы. На вечерней заре была проведена служба, посвященная памяти Святого Константина, затем состоялось праздничное шествие духовенства и всего собравшегося народа к храму Святой Софии, где должна была состояться аккламация юного царя. Во время шествия процессии люди несли зажженные свечи, при этом духовенство и народ пели торжественные гимны во славу Святого основателя столицы и в честь нового императора, только начинающего исполнять сакральные обязанности верховного правителя Византийской империи. В храме Святой Софии патриарх совершил миропомазание наследника и возложил на его голову императорский венец[257]. Затем все собравшиеся еще несколько раз провозгласили «многие лета»[258] молодому императору, который в сопровождении свиты направился в Палатинский дворец. Обряд коронации Михаила был намечен и состоялся в день преставления Константина, по-видимому, с намерением подчеркнуть преемство Палеологовской династии, продолжающей деяния преобразователя империи ромеев: в тот день, когда покинул земной мир Константин Великий, на престол взошел его преемник, получающий признание в качестве Нового Константина.

А. Н. БУРМЕЙСТЕР

Гренобльский университет, Франция

СУДЬБА РОССИИ МЕЖДУ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ПОПУЛИСТСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ*

Название сегодняшнего моего выступления очень похоже на название доклада, который я читал в Москве, в Институте всеобщей истории Академии Наук, в апреле 2001 года и который ещё до сих пор там не опубликован: «Просветительская революция сверху и большевистская контрреволюция». Я стремился доказать, что по мере того, что октябрьский переворот поставил сокрушительный конец завоеваниям просветительской петровской революции, влиянию европейской культуры, буржуазной цивилизации, двухсотлетнему процессу сближения России с Западом, Ленин был контрреволюционером. По-видимому, несмотря на все пересмотры и перестройки, образ вождя мировой революции и значение «первой в истории человечества победоносной социалистической революции» остались непоколебимы в сознании постсоветских историков!

Снова вам прочесть этот доклад, я не намерен; он останется в распоряжении тех, кто захочет познакомиться с ним и с другими моими работами того же порядка, на эту тему. Лучше, я объясню вам, какой смысл я даю понятиям революция и контрреволюция и в данных условиях и вообще в масштабах западной истории и европейской культуры. В моих глазах, несмотря на все изгибы, отставания, отречения, Россия принадлежит этому миру, хотя бы по своему христианскому наследию. Я предлагаю вам следующую схему общего исторического развития европейских стран:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: