Расширение. Расширение – наиболее очевидный знак в выстраивании внешних отношений, базирующихся на совмещении одновременно торгово-экономических связей и политического

Расширение – наиболее очевидный знак в выстраивании внешних отношений, базирующихся на совмещении одновременно торгово-экономических связей и политического сотрудничества для распространения норм права, демократии и прав человека. В сущности, ЕС иллюстрирует, что географическая близость и ожидаемые результаты являются важными политическими детерминантами. Создание внешних отношений ЕС в концентрических кругах, наряду с позицией ЕС как гравитационного центра, стало определенной моделью экспансии экономического сотрудничества и взаимной торговли и, следовательно, экономической взаимозависимости, наряду с экспортом демократических принципов и норм права. Это рассматривается как инструмент экспорта стабильности, безопасности и процветания за пределами границ ЕС[565]. Результатом является перспектива развития отношений внутренних и внешних кругов[566].

ЕС создал совершенно особую модель внешнего управления, которая направлена также на распространение норм хорошего управления за пределами ЕС. Эти принципы были положены в основу Белой Книги по реформе европейского управления (COM (2001) 428 final), обращенной на открытость, участие, эффективность и согласованность как основные принципы, которые следует применять к внешним отношениям. Таким образом, внешнее управление ЕС не просто направлено на стабильность, но также на реализацию широкого ряда демократических принципов, таких как включенность, справедливость, эффективность и легитимность[567]. Для процесса расширения демократизация и Европеизация являются частично совпадающими категориями[568]. Вступление в ЕС может быть реализовано только, если страна кандидат создала стабильные институты, которые гарантируют демократию, соблюдение норм права и прав человека, а также уважение и защиту меньшинств. Европеизация, с другой стороны, может быть рассмотрена как процесс соответствия Копенгагенскому критерию и, следовательно, «сближение на основе современных европейских норм и ценностей посредством взаимодействия трех движущих сил:

во-первых, легальных норм ЕС (и Совета Европы) за демократию и права человека;

во-вторых, изменения интересов промышленников и индивидов как результат увеличивающейся интеграции;

в-третьих, изменения ценностей и идентичностей общества»[569].

Европейский союз использует принцип политической обусловленности в своей модели управления, который предполагает в случае расширения «приманку» полного членства. В более широком смысле, принцип обусловленности предполагает определенные экономические и политические преимущества. Возможность санкций маловероятна. Кроме принципа политической обусловленности, ЕС использует социализацию. Социализация относится к более хорошо обдуманному процессу, при котором ЕС вовлекает другие страны во взаимоотношения, паутину личных и институциональных контактов, совместную деятельность, где европейская модель демократии, норм права и хорошего управления заманивает своей привлекательностью[570].

Во время подготовительного периода последнего расширения ЕС в 2004 году, в результате которого присоединились десять новых восточных и южных стран, ЕС разработал действующую «машину вступления в ЕС», которая тестирует, насколько выполняются европейские требования и соблюдаются правила и нормы. В настоящее время страны кандидаты (Болгария, Румыния, Хорватия, Турция), а также потенциальные страны кандидаты (Албания, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская Республика Македония, Сербия и Черногория, Косово) либо уже запустили эту машину, либо начинают этот процесс. Однако результат еще неясен, в частности, после негативного референдума во Франции, что имеет особую важность касательно Турции.

Что является очевидным, так это раскол между странами ЕС по вопросу дальнейшего расширения, в то время как процесс углубления отношений застопорился. Польша и Литва, например, настаивают на дальнейшем расширении ЕС на Восток с фокусом, в частности, на Украине. Началась новая дискуссия по вопросу европейской идентичности и границах ЕС. Расширение и углубление давно рассматривалось как две стороны одной медали будущего ЕС. В то время как можно много говорить по вопросу внутренних реформ ЕС и углублении европейской интеграции, данная статья акцентирует внимание на внешнем измерении. Эта «усталость от расширения» окажет влияние на процессы европеизации и демократизации. Тот факт, что перспектива нового расширения ЕС отодвинута на неопределенное время, и разговор сейчас ведется больше об особых отношениях и ассоциациях (в частности, в случае с Турцией), ограничивает направленность Европейского союза на социализацию и реализацию принципа обусловленности. Причина, что основная приманка, вступление, не является больше реальностью и, следовательно, стимулом к тому, чтобы идти на уступки, что ведет к определенной фрустрации в странах кандидатах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: