Международный порядок и эффективные многосторонние отношения

Стратегия безопасности 2003 года включает основные угрозы (варьирующиеся от международного терроризма, организованной преступности и распространения оружия массового уничтожения до региональных конфликтов и распада государств), но политика борьбы с ними все еще остается неопределенной за исключением политики соседства и поддержки международной стабильности, основанной на эффективных многосторонних отношениях.

Внешняя политика ЕС отражает постепенное и избирательное выстраивание отношений, в которых географическая близость играет доминирующую роль. За пределами концентрических кругов соседних стран, ОВПБ отражает уже иную стратегию. Причина кроется в том, что эти отношения имеют влияние на территорию ЕС и экономическое благосостояние. ЕС играет роль лидера в «Расширенной Европе», но за пределами этого региона только реагирует на происходящие внешние изменения и новые вопросы.

За пределами расширенного региона Европы гораздо труднее достичь консенсуса по вопросам политических и экономических интересов. История взаимоотношений ЕС и Меркосур является ярким тому подтверждением[582]. Провал в создании ассоциации между ЕС и Меркосур в октябре 2004 года иллюстрирует новую форму протекционизма ЕС. Основной причиной неподписания странами Меркосур соглашения о создании ассоциации стала сельскохозяйственная политика ЕС, а именно нежелание открывать внутренний рынок для продукции стран Меркосур. Встреча на уровне министров в мае 2005 года также не решила этой проблемы. Соглашение о создании ассоциации включило бы политические, экономические, социальные и культурные вопросы и, таким образом, отражало бы европейскую модель социализации и политической обусловленности для распространения норм и ценностей ЕС для развития международного порядка, основанного на основе более эффективных многосторонних отношениях. Среди других факторов, определивших провал переговоров, на первом месте было нежелание открывать доступ к сельскохозяйственному рынку ЕС. Это ослабило доверие к ЕС как глобальному актору, который борется за демократию, стабильность и процветание. Единый рынок может быть использован как инструмент внешней политики, так как это сильная приманка для неевропейских государств в мировой политической экономике. Есть два противоположных имиджа: «крепость», оберегающая привилегии для тех, кто внутри «стен», и «магнит», притягивающий обмен и инвестиции (Smith 1999, 278). Обе политики являются методами торговой силы в мировой политической экономике. Как подчеркивает Смит далее (ibid.), ЕС уходит корнями в «торговое государство» и его система «центра и периферии» устанавливает зоны политического влияния с применением дискриминационных торговых соглашений (Messerlin, 2001). Внутренние противоречия между государствами-участниками ЕС по вопросу единой сельскохозяйственной политики, единого рынка услуг и инвестиций выступают барьером на пути развития ЕС как супервизора мировой экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: