Европейское соседство

Сказанное выше имеет большое значение для «Европейского соседства». Европейская политика соседства была создана в контексте расширения ЕС в 2004 году для того, чтобы разработать политику по отношению к ближайшим соседям. Политика была сначала обозначена в концепции «Расширенная Европа» в марте 2003 года, а затем опубликована в документе стратегии по Европейской политике соседства в мае 2004 года. Согласно официальному сайту ЕС, Европейская политика соседства[571] предлагает соседним странам привилегированные отношения, «создаваемые на основе взаимных обязательств по отношению к общим ценностям (демократия, права человека, нормы права, хорошее управление, принципы рыночной экономики и устойчивого развития)». С помощью этой политики ЕС предлагает этим странам «углубление политических отношений и экономическую интеграцию», но без предоставления возможности вступления в ЕС. Как утверждает Смит[572], «это выглядит привлекательно, но необходимо ясно представлять, что имеется целый ряд проблем, связанных с Европейской политикой соседства, таких как задержка или даже недопущение дальнейшего расширения ЕС на восток. Фактически, Европейская политика соседства включает в себя не менее семи направлений политических целей[573], большинство из которых были сформулированы на основе прошлых соглашений о вступлении новых стран в ЕС».

Изначально, Европейская политика соседства была направлена только на ближних Восточных и Южных соседей, но затем также распространилась и на Южный Кавказ[574]. Ключевым элементом Европейской политики соседства является двусторонний план действий, который заключается между ЕС и соответствующей страной и выстраивается либо на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, либо на Барселонском процессе.

С одной стороны, так называемая Европейская политика соседства отражает теорию ЕС о концентрических кругах и формирования сферы стабильности, безопасности и процветания вокруг ЕС как гравитационного центра, но, с другой стороны, она также сталкивается с обратным движением при создании социализации и реализации принципа политической обусловленности. Социализация строится на привлекательности и географической близости и, несомненно, выступает моделью демократизации и фактором Оранжевой революции на Украине, Розовой революции в Грузии и Кедровой революции в Ливане. Но с другой стороны, консолидация процесса демократизации, который может быть поддержан принципом обусловленности, ослабляется из-за того, что ЕС не выразил желание предоставить возможность вступления и, таким образом, основная «приманка» обусловленности не сработала. Другие направления политики «кнута и пряника» были также очень слабыми, так как ЕС выразил нежелание, в частности, открывать доступ к европейскому рынку. Несмотря на то, что Европейская политика соседства, несомненно, является шагом вперед, ее эффективность будет зависеть от целого ряда ассиметричных отношений, которые могут привести к несовпадению между ожиданиями и возможностями.

Хотя стратегия безопасности Соланы детально рассматривает такие соседние страны как Украина, Белоруссия и Южный Кавказ, и рассматривает экономическую выгоду как адекватный инструмент решения политических проблем, политика ЕС на Востоке имеет определенные недостатки. Стал очевидным растущий разрыв между «расширенной Европой» и «расширенной Россией», начавшийся с процессов, проходивших в соседних странах[575], с так называемых «Розовой революции» в Грузии и «Оранжевой Революции» на Украине. Белоруссия – это другой случай, это яркий пример отсутствия четкой политики по отношению к восточным соседям. Европейский Союз и Россия в случае с Украиной выразили диаметрально противоположные точки зрения. ЕС предоставил Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе[576] доклады, которые содержали вопросы относительно законности проведенной кампании и ее результатах, в то время как Россия, напротив, поддержала официально объявленные результаты выборов и объявило выборы как свободные, честные и законные. Определенное столкновение позиций ЕС и России отражены также в двух конкурирующих между собой концепциях интеграции в регионе. Более того, случай с Украиной усилил влияние новых государств-членов на внешнюю политику ЕС по отношению к России. В частности, это были Польша и Литва, которые сразу встали в отношении Украины на позицию противоположную российской.

ЕС сначала включил Россию в свою концепцию «Расширенной Европы», но позже это переросло в идею четырех общих пространств и, таким образом, признавался особый статус России. Идея единого экономического пространства была впервые выдвинута Путиным в 2002 году и в последствии расширена до «четырех общих пространств» на саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 года, что относится к принципу политической обусловленности[577]. После этого, понадобилось два года интенсивных дискуссий, чтобы подписать так называемые «дорожные карты» четырех общих пространств на саммите Россия-ЕС 1 Мая 2005 года[578]. Принятие дорожных карт было формальным успехом, который, казалось, был инспирирован 60летней годовщиной окончания второй мировой войны и желанием продлить дух торжества. Это послужило основой для соглашения, но под вопросом остается способность дорожных карт содействия в создании общих пространств. В общем и целом, отношения достигли критической точки, развивать или нет стратегическое партнерство далее и заменять Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое заканчивается в 2007 году, развитием четырех общих пространств. Вопрос во многом заключается в том, можно ли достичь согласованного подхода по отношению к позитивной взаимозависимости. Россия стремится выстраивать отношения избирательно и скорее фокусироваться на определенных, важных для нее аспектах политики, чем развивать отношения целостно. Это политика, которая подтолкнула Россию искать более близких и избирательных двусторонних отношений с крупными государствами-участниками ЕС, такими как Германия, Франция и Италия. Эта тенденция может со временем интенсифицироваться.

Резюмируя, можно сказать, что Европейская политика соседства является важным инструментом внешней политики для дальнейшей стабилизации расширенного европейского региона, основывающегося на общих принципах достижения безопасности и благосостояния. В тоже время, остается под вопросом, сможет ли ЕС найти эффективный путь поддержки демократического и экономического процветания в заинтересованных странах без предоставления им возможности вступления в ЕС или хотя бы доступа к либерализованному европейскому рынку. Что касается отношений с Россией, то энергетический диалог станет основной проверкой развития реального стратегического партнерства[579].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: