Сотрудничество стран НАТО и России в борьбе против новых угроз

Выделяют 6 основных направлений сотрудничества России и стран НАТО:

-борьба против терроризма;

-кризисное регулирование;

-противоракетную оборону на театре военных действий;

-нераспространение оружия массового уничтожения;

-сотрудничество между военными;

-военная реформа.

Названные направления сотрудничества отражают понимание новых угроз и рисков, общих для России и стран НАТО, и предлагают конкретные направления работы по их предупреждению. Характерно выделение областей, косвенно связанных с борьбой с терроризмом, таких как пограничный контроль, нераспространение оружия массового уничтожения, организация использования воздушного пространства и ядерная безопасность.

После событий в Беслане в декабре 2004 г. Россия и страны НАТО приняли «Россия-НАТО План действий по терроризму». В этом плане были названы следующие направления совместных действий: предотвращение терроризма, борьба с террористической деятельностью, и управление последствиями террористических действий. В программу по предотвращению терроризма включены: улучшение механизма обмена разведывательной и агентурной информацией; развитие и обмен результатами аналитической работы по оценке рисков, включая опасность распространения оружия массового уничтожения (ядреного, химического, биологического, радиологического); совместная защита грузоперевозок и пассажиров, включая улучшение координации работы гражданского и военного воздушного флота и регулирования воздушного пространства; улучшение сотрудничества в области контроля над обычным легким вооружением, включая переносные ракетно-зенитные установки; организация мероприятий по обмену опытом стран, сталкивающихся с проблемой терроризма, в которых бы принимали участие как военные, так и гражданские эксперты; содействие укреплению стабильности в Афганистане и прилагающем регионе, в том числе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В направлении борьбы с террористической деятельностью намечены активные действия против террористических групп; участие России в антитеррористических операциях НАТО (операция в Средиземноморье «Активная попытка»); повышение совместимости войск и служб России и НАТО (оперативная совместимость); ратификация договоров регламентирующих нахождение войск НАТО по территории России (договор по СОФА – Status of Forces Agreement in the Partnership for Peace - SOFA PfP[632]).

В сфере управления последствиями террористических действий было намечено дальнейшее развитие гражданских служб по чрезвычайным ситуациям; проведение совместных учений с привлечением гражданских и военных служб; продолжение научных исследований по изучению последствий терактов, в том числе для экологии и психики людей; обмен опытом по ликвидации последствий терактов; повышение координации местного, национального и международного уровней при проведении антитеррористических операций.[633]

Можно сказать, что большая часть намеченного реализуется. В борьбе против терроризма идет постоянный обмен данными, установлены прямые контакты между представителями спецслужб, военных - как представителей штабов, так и полевых офицеров. Организуются мероприятия по обмен опытом, в том числе анти-партизанской борьбы.[634] НАТО стремится к привлечению России и ее силовых возможностей к сотрудничеству в рамках операций, проводимых НАТО. Например, достаточно долго шли переговоры о возможности участия российских военных в операции в Афганистане, такое согласие со стороны России не было достигнуто, однако Россия согласилась на проведение совместных учений по контролю над наркотрафиком в районе Афганской границы. Совещания и семинары по этой проблеме проводились в октябре 2004 г. и июле и сентябре 2005 г.[635] Россия и Украина обеспечивают воздушные перевозки сил НАТО в различных операциях, в том числе в Афганистане. Страны участвуют в совместных учениях, где отрабатываются практические задачи организации воздушных перевозок, включая отработку задач по дозаправке самолетов в воздухе и воздушным перевозкам комплексов противоздушной обороны.[636]

Страны НАТО, страны СНГ - члены Организации Договора о Коллективной Безопасности и страны ЕС продолжают сотрудничество в области создания сил быстрого реагирования – небольших мобильных групп, которые могут быть дислоцированы в любой точке через 5 дней после получения приказа и автономно вести действия до 30 суток. Это должны быть многонациональные соединения, включающие в себя компоненты сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских и сил специальных операций. Совместные учения таких многосторонних сил антитеррористической направленности проводились в 2004 г. на границе Казахстана и Киргизстана, в 2005 г. в Таджикистане.

Россия присоединилась к операции НАТО «Активная попытка» (Active Endeavour) по обеспечению безопасности Средиземноморского бассейна в 2004 г. Операция была инициирована странами НАТО сразу после сентябрьских терактов 2001 г. Эта операция рассматривается как часть программы мероприятий по борьбе с терроризмом на море, включая защиту торговых маршрутов, путей транспортировки энергоресурсов, газо- и нефтепроводы из стран Ближнего Востока в Западную Европу.[637]

Другим важным направлением совместной работы является программа в области изучения совместимости противоракетной обороны стран НАТО и России. Эта проблема была со всей остротой осознана в сентябре 2001 г., а также после взрывов самолетов в августе 2004 г. в России. Была создана специальная рабочая группа, задачей которой является оценка концепций и терминологии ПРО, исследование возможностей углубленного практического взаимодействия, включая совместные учения, консультации. 8-12 декабря 2004 г. были проведены первые командно-штабные учения противоракетной обороны на театре военных действий Россия-НАТО в Колорадо-Спрингс в США. [638] К 2007 г. планируется закончить всю подготовительную работу для создания совместной системы противоракетной обороны страны НАТО и России – через подготовку людей, согласование процедур и отработку механизмов совместной работы.

Связанна с темой ПРО инициатива о сотрудничестве по использованию воздушного пространства, реализация которой началась сразу после создания Совета Россия-НАТО в 2002 г. Главная задача состоит в создании эффективного совместного наблюдения и управления воздушным движением для повышения безопасности полетов, а также для противодействия угрозе использования террористами гражданских самолетов. В рамках этого направления также была создана отдельная рабочая группа, которая занимается отработкой методик и процедур обмена информацией, картами воздушной обстановки между российскими гражданскими и военными службами и службами стран НАТО. После событий августа 2004 г. в России было принято решение о возможности обмена полетными данными с целью предотвращения и своевременного реагирования на нештатные ситуации.

Другим практическим направлением является повышение готовности для совместного реагирования в случаях терроризма или внештатных кризисных ситуаций на ядреных объектах или чрезвычайных происшествий с ядреным оружием. Такие совместные учения проводились в июне 2004 г. в Калининграде, в Мурманске в августе 2004 г. В сентябре 2005 г. в Великобритании вблизи Эдинбурга были проведены учения под кодовым названием «Сенатор-05», где отрабатывались действия по обеспечению безопасности транспортировки ядреных материалов и смягчению последствий чрезвычайных происшествий. На учениях присутствовали около 60 военных и гражданских специалистов из 20 государств НАТО, а также из России и штаб-квартиры НАТО. Впервые за учениями такого рода в Великобритании наблюдали представители НАТО и Российской Федерации. [639]

Совместные военные учения создают основу для более слаженной совместной деятельности войск и служб НАТО и России, то, что на языке военных экспертов называют – оперативной совместимостью (interoperability). В 2005 г. произошло событие, которое наглядно продемонстрировало важность такой работы. В июне 2005 г. страны НАТО и России проводили совместные учения в Средиземном море «Сорбет роял-2005», где отрабатывался сценарий спасения 200 моряков в затонувшей подводной лодке.[640] В учениях принимали участие спасатели и техника из 14 стран. В начале августа 2005 г. на Дальнем Востоке в результате непредвиденного развития ситуации затонул российский батискаф с командой на борту. В операции спасения приняли участие британские моряки, которые участвовали в учениях «Сорбет роял-2005», а российское командование было готово принять помощь в экстренной ситуации. В результате этого британская команда получила полный доступ к параметрам пострадавшей российской подводной лодки и поэтому знала, какое оборудование понадобится для успешного проведения операции. «Знать параметры и иметь под рукой правильное снаряжение необходимо в таких условиях, когда на счету – каждая секунда, - сказал эксперт по подводным лодкам в Международном военном штабе НАТО капитан 3-го ранга Гейвин Шорт. - Одновременно российские власти знали, что Великобритания располагает оборудованием, позволяющим выполнить поставленную задачу ». [641]

Группа, в которую входит и Россия, учредила Международный координационный центр по поиску и спасанию экипажей аварийных подводных лодок в Норфолке (США, штат Виргиния). Это бюро располагает базой данных, через которую направляются информация об авариях и предложения о помощи со всего земного шара. В настоящее время Альянс готовит несколько других инициатив по спасанию экипажей аварийных подводных лодок, включая исследование по вопросам оперативной совместимости при спасании экипажей аварийных подводных лодок и разработку соответствующей системы НАТО.

Страны НАТО и России также сотрудничают по предотвращению нетрадиционных угроз, к которым относят угрозы окружающей среде как результат террористических действий. Семинары по «Экологическому терроризму и методам борьбы с ним» проводился в сентябре 2004 г. в Венеции, по инициативе министерства природных ресурсов РФ, которая предложила создать международную систему мониторинга и анализа состояния окружающей среды, обмен информацией и выработку рекомендаций по контрмерам. Были предложены совместные проекты по защите пищевых цепей и предотвращения рисков на заводах, производящих питьевую воду. В октябре 2004 г. в Москве был проведен семинар по «Продовольственной безопасности в Росси и странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии»».[642]

Другим реализуемым направлением совместной работы является сотрудничество по реагированию на стихийные бедствия и использование потенциала вооруженных сил для быстрого реагирования на природные катастрофы. По инициативе России создан Евро-атлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы в 1998 г. Страны НАТО и России совместно участвовали в операции по оказанию помощи Пакистану, после землетрясения в октябре 2005 г. [643]

Еще одним из направлений совместной деятельности стран НАТО и России является военная реформа, включая создание программ переподготовки отставных военных, организация семинаров переподготовки, которые финансирует НАТО в России. В Москве в 2002 г. был создан центр по Информации, Консультации и Подготовке для военных, который реализует подобные программы.

Выводы

Приведенные примеры сотрудничества можно продолжить. Несмотря на то, что некоторые эксперты оцениваются их как «второстепенные направления сотрудничества»[644], по мнению автора, они демонстрируют следующие закономерности:

-Понимание необходимости совместных действий. Как отмечают некоторые специалисты, странам НАТО и России необходимо действовать вместе, в не вместо друг друга.

-Расширительное понимание рисков и способов обеспечения безопасности.

-Прямой диалог по спорным вопросам, касающийся ядреного оружия, стратегических вооружений, военно-стратегических доктрин.

-Рутинная работа по техническому обеспечению совместной деятельности людей, систем и структур, без чего невозможно эффективное реальное сотрудничество.

-Способность подчинять политические разногласия задачам прагматического обеспечения безопасности.

В брошюре «Россия-НАТО: Выстраивая углубленные отношения», подготовленной отделом по связям с общественность штаб-квартиры НАТО в Брюсселе говорится: «Движущей силой нового духа сотрудничества стало осознание того, что Россия и НАТО сталкиваются с общими вызовами, и у них общие стратегические приоритеты. Это справедливо и в отношении такого общего приоритета, как противодействие новым угрозам безопасности – терроризму и распространению оружия массового уничтожения, и применительно к необходимости проведения военной реформы и создания эффективных и полностью боеготовых вооруженных сил, способных к быстрому развертыванию и совместным действиям. Между Россией и союзниками по НАТО нет полного согласия по всем вопросам. Между ними остаются расхождения по некоторым проблемам, которые не могут быть решены сразу. Но Россия и НАТО нуждаются друг в друге для противодействия вызовам XXI века».[645]

Россия и страны НАТО являются, возможно, партнерами поневоле, их партнерство построено на «прагматизме и общих интересах». Однако это позволяет создавать реальную основу для эффективного сотрудничества по предотвращению новых рисков и угроз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: