Опыт Ирландии в Евросоюзе

«Скажем прямо, наше нынешнее экономическое процветание, наше положение в мире, быстрые технологические, экономические и социальные перемены которые произошли в Ирландии в последние 30 лет - это результат нашей готовности взаимодействовать с Европой… Это результат нашей готовности быть активными игроками, а не просто наблюдателями в развитии ЕС» (Из речи премьер-министра Ирландии Берти Аэрна в Институте европейских дел 10 сентября 2002 г.).

***

Решение присоединиться к Европейскому Экономическому Сообществу было не просто решением внешней политики. Оно было частью национального проекта модернизации, начавшейся в Ирландии в конце 1950-ых. Вступление Ирландии в Европейское Экономическое сообщество в 1973 г. было ключевым моментом экономической реформы (Программы экономического подъема), разработанной в 1958 г. премьер-министром Шоном Лемассом и высшим государственным служащим Т.К. Виттэйкером. Членство в Евросоюзе стало неотъемлемой частью последующего процесса трансформации ирландской экономики, общества и политики. Таким образом, история Ирландия с 1973 года (особенно экономическая история) – это история второго открытия. Страна прошла путь от беднейшего государства-члена ЕС, которое в 70-х годах европейские журналы называли нищей нацией, просящей подаяния, до одного из самых успешных членов Евросоюза в 90-х. К концу столетия Ирландия стала «сияющим светом» Европы и примером для подражания других государств. Влияние членства в ЕС нагляднее всего выразилось в ирландской экономике. Однако взаимодействие и адаптация страны в Евросоюзе привели к важным последствиям в социальной и политической сферах. Если в 1972 году, когда Ирландия голосовала за вступление в европейский экономический союз, политики и избиратели единогласно проголосовали за экономические «плюсы», то есть существование как части целого, и участие в едином рынке, то позднее это членство способствовало политическому и социальному развитию страны. Участие в едином рынке помогало продвигать социальные вопросы, в частности, дальнейшее предоставление прав женщинам, а также открыло Ирландию для Европы и всего мира. Как маленькое государство, участвующее в Европейской Экономической семье, Ирландия стала частью системы многоуровневого управления. Это повлияло на международное признание Ирландии, и ее присутствие ее на мировой арене, добавив веса этой стране. Последним свидетельством этого стали успешные переговоры по поводу Европейской конституцией во время шестого президентства Ирландии в ЕС. Членство в ЕС было фактически дальнейшим шагом по дороге ирландской независимости. Она все больше уходила от смирительной рубашки экономической зависимости от Великобритании. Ирландия вступала в новое экономическое и политическое царство, где была равным партнером со всеми вытекающими правами. Как это ни парадоксально, но решение передать часть суверенитета Европе можно назвать новой декларацией ирландской независимости и суверенитета.

Однако не стоит рисовать ирландский опыт в Евросоюзе только светлыми красками. По большому счету, экономические успехи Ирландии и феномен кельтского Тигра - относительно недавнее явление. В течение, по меньшей мере первых двадцати лет членства, Ирландия воспринимала себя в ЕС как маленький, бедный и периферийный участник. Будучи иждивенцем фондов ЕС, ирландские правительства и всевозможные посредники стремились увеличить дотации, проводя это через общую сельхозполитику, или структурные фонды. Ирландия, как говорили, приобрела «синдром паразита», то есть рассматривала Евросоюз как дополнительный источник финансирования. Первые десять лет членства, отмечают как невпечатляющие, поскольку большие надежды при вступлении были разбиты нефтяными кризисами и периодом глубокого спада Европы. Если исключить некоторые сдвиги в социальной и сельскохозяйственной сферах, то в целом влияние Евросоюза на Ирландию разочаровывало. Тем не менее, ситуация должна была измениться, так как события внутри самого Европейского экономического сообщества поддерживали развитие ирландской экономики а как следствие, и ее отношения с Европейским Экономическим сообществом и союзом. Переговоры и подписание Единого Европейского Акта в 1986 году, имевшее целью сформировать единый Европейский рынок, а также реформа политики структурных фондов, смогли перевести деятельность ирландского правительства в сфере экономики на правильные рельсы, после предыдущих лет неумелого руководства. Все более открытый и единый европейский рынок, развивался в направлении единой валюты, а экономическая и бюджетная упорядоченность требуемая для этого помогла оформить ирландскую экономическую стратегию. Страна извлекла значительную выгоду из возросших потоков денег, поступавших в региональную казну, и справилась с минусами своей периферийности. Вместе с решениями, принятыми на местных уровнях, эти способствовало дальнейшему экономическому возрождению и росту.

В 90-е годы некоторые аналитики отмечали, что хотя Ирландия, ее правительство и общество были настроены проевропейски, поддержка Евросоюза и интеграции была лишь условной. По словам министра по Европейским делам Майре Геогегэн-Куин, Ирландия рассматривалась как «условно интегрированное» государство. Правительства соглашались на дальнейшую политическую и экономическую интеграцию в обмен на финансовые выгоды. Ирландской политикой руководило желание увеличить поступления из фондов Евросоюза, уменьшив при этом вмешательство извне в их внутреннюю политику (это касалось распределения фондов, конкурентной политики и других сфер), и желание найти способ уменьшения спорных вопросов.

Ирландский подход заключался в том, чтобы как можно больше взять от Брюсселя, а не наоборот. По оценке Пэта Кокса, члена и президента Европарламента, Ирландии необходимо было пересмотреть взгляды на Европу, которая «более сложна, чем дойная корова». Поскольку ирландская экономика стала более успешной, видение Ирландией Европы действительно изменялось, возникло более скептическое недоверчивое отношение. Это стало очевидно в 2000 г. и достигло апогея после отказа ратифицировать Ниццкий договор в 2001 году. Период скептицизма сменился вторым (успешным) референдумом по Ниццкому договору и твердым желанием представителей политической элиты вернуть на повторное рассмотрение вопрос о месте Ирландии в составе ЕС. В то же время было понимание того, что ирландские приоритеты и цели изменились, и страна уже не постоянный иждивенец (бенефициарий), но и сама способна осуществлять вложения в бюджет Евросоюза. Ирландия вступила в новую стадию отношений с ЕС.

В этой статье предлагается краткий обзор истории членства Ирландии в Евросоюзе начиная со вступления в 1973 году. Мы предлагаем проанализировать три ключевых периода: 1973-1987 гг., 1987-2000 гг. и с 2000 г.по сей день. Рассмотрим каждый из этих периодов в отдельности. Период с 1973 по 1987 гг, отмечен ученичеством Ирландии в Евросоюзе. Внутреннее выполнение требованиий членства в ЕС приобрело вид возрастающего (инкрементного) бюджета[646]. А ожидания существенных экономических выгод не оправдались, хотя членство существенно повлияло на сельскохозяйственный сектор и играло важную роль в продвижении социальных прав в Ирландии.

Именно этот период задал тон следующим 25 годам представительства Ирландии в Евросоюзе как бедного государства на краю Европы. Участие Ирландии в европейской интеграции ограничивалось сферой экономики. В 1987-2000 гг., ирландские правительства принимали решения участвовать в крупных Европейских проектах, таких как экономический и валютный союз, единая внешняя политика и политика безопасности (с особым, ясно обозначенным, положением нейтралитета). Взамен, Ирландия получила значительные финансовые вливания из Брюсселя, которые помогли оживить экономику страны. Что еще более важно, Ирландия извлекла выгоду из дальнейшей либерализации торговли Евросоюза, поскольку, как англоязычное государство-член ЕС, с прямым доступом на единый рынок, привлекало все большее количество иностранных фирм. Это время стало периодом беспрецедентного экономического роста в Ирландии, не только по сравнению с предыдущей экономической историей страны, но и в глобальных масштабах. В 1987-2000 гг., средний реальный рост валового национального продукта составлял 6,1 % в год, валовой промышленный доход увеличился 24,5 %, отношение долга к ВНП уменьшилось со 125 до 41,5 %, а безработица снизилась от максимальных 18-20 % до 4,3%. В 1987 г., соотношение национального долга к ВВП составляло 116 %, возрастая до130%. К 1999 г. оно уменьшилось до 50 %, а к концу 2001 г. – до 33%. А потому, канун нового тысячелетия, для ирландского правоцентристского коалиционного правительство Фианна Фэйл (Fianna Fáil) и Прогрессивных Демократов стал критическим моментом. Ирландия из чистого бенефициара бюджета ЕС, становится чистым вкладчиком. Этот экономически благоприятный поворот привел к изменению места Ирландии в Евросоюзе. Теперь Ирландия стала маленькой преуспевающей Западно-Европейской страной с примерно таким же доходом на душу населения, как и у богатых государств - членов ЕС. Как это повлияло на отношения Ирландии и Евросоюза?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: