Глоссарий (Терминологический словарь)

Геоцентризм (глобализм) означает деятельность компании по всему свету путем развития сотрудничества штаб-квартиры с филиалами для разработки стандартов и процедур, которые отвечают и общим, и локальным заданием фирмы.

Глобализация -объективный социальный процесс, содержанием которого является растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных, систем, национальных культур и окружающей среды.

Глобальная организация -централизованный бизнес, в котором подавляющее большинство активов и решений являются объектом централизованного руководства.

Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при которой изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за соответствующими отделениями с учетом всех расходов.

Экспорт является самой простой формой международного бизнеса и являет собой продажу товаров (услуг) в другие страны.

Етноцентризм означает подчинение зарубежных операций внут-рішнім операциям.

Зарубежный бизнес означает для национальной компании совокупность операций за рубежом в одной или нескольких странах

Интернационализация бизнеса и менеджмента -это сочетание усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении разнообразных деловых операций.

Кластер -это группа стран преимущественно одного географического региона, которым присущие общие формы экономических отношений и однотипная социально-культурная составляющая менеджмента международных корпораций, которые имеют происхождение из стран этого кластера.

Локальное складывание и продажа -экспорт с материнской страны или третьих стран до страны-хозяина комплектующих деталей или узлов с дальнейшим складыванием на месте на собственном или арендованном предприятии готовой продукции со следующими продажами как в принимающей стране, так и третьих странах.

Локальное складирование и продажа означает завоз больших партий товаров на специальные составы в стране-хозяине с дальнейшей продажей товаров из этого состава-магазина.

Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру из другой страны на условиях получения определенных доходов.

Международная организация -это координированное объединение, в котором материнская компания передает к заграничным рынкам знание, компетенции и опыт.

Международный бизнес являет собой совокупность деловых операций, связанных с пересеканием национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, работников; трансфером технологий, информации и данных, и даже руководство исполнителями.

Международный менеджмент (ММ) -особенный вид менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

Мультинациональная организация -это децентрализующее объединение активов и соответствий, которые позволяют учитывать местные отличия в процессе осуществления зарубежных операций.

Национальная школа бизнеса означает совокупность особенностей, которые отличают систему организации деловых операций в данной стране от других стран.

Пакет развития -к нему входят: капитал, технологии, информация, квалификация и компетенция персонала, рекламная и консалтинговая поддержка, сбытовая сеть и т. др.

Полицентризм - это учет особенностей бизнесовой среды каждой принимающей страны.

Сравнительный бизнес -делает акцент на сравнении деловых операций в разных странах, их общих чертах и отличиях.

Сравнительный менеджмент -это область знаний, которая выявляет и изучает особенности национальных моделей менеджмента, которые связаны с социально-культурными и поведенческими стереотипами наций, а следовательно, и систем управления международных корпораций, которые имеют страны происхождения этих наций.

Политико-правовая среда представлявляет собой систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти и законодательных актов в стране-хозяине, которые регулируют деловые операции международных корпораций.

Правовая среда -это совокупность законов и других регуляторов, которые влияют на организацию бизнеса иностранных компаний в принимающих странах.

Предмет курса "Международный менеджмент" -это система управленческих отношений, которая складывается в международных корпорациях, а также присущая им система методов и инструментов руководства этими корпорациями на всех уровнях управления: общекорпоративному, бизнесовому, функциональному, региональному, локальному и внутрипроизводственному.

Регіоцентризм -это сосредоточение полномочий и коммуникаций на региональном уровне, который включает группу принимающих стран - соседей.

Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или больше основателей - юридические лица из разных стран.

Среда международного менеджмента (среда деятельности международных корпораций) - это совокупность разнообразных отношений и интересов разных групп и организаций, которые складываются во всех странах, где корпорация осуществляет свои деловые операции.

Социалистическое право -система правовых отношений, которая основана на марксистских принципах классового общества.

Социально-культурная среда представ л являет собой совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.

Теократическое право -система правовых отношений, которая основывается на религиозных заповедях.

Теория интернализации международных корпораций заключается в том, что рынки промежуточных продуктов и полуфабрикатов менее совершенны, чем рынки конечной продукции, а потому изготовление промежуточной продукции доціль-но сосредоточить внутри компании, размещая заказ между отдельными отделениями как в стране происхождения, так и за рубежом [Buckley, Casson, 1976, p. 33].

Tранснаціональна корпорация (Transnational Corporation, Multinational Enterprise, Multinational Company, Multinational Corporation) -предприятие, которое объединяет юридические лица любых организационно-правовых форм и видов деятельности в двух и больше странах и осуществляет проведение взаимосвязанной политики и общей стратегии благодаря одному или нескольким центрам принятия решений.

Транснациональная организация характеризуется как интегрированная сеть, в которой эффективность сбалансирована с локальной ответственностью с целью достижения глобальной конкурентоспособности и гибкости организации путем корпоративной учебы и инноваций.

Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала к другой стране для предоставления поддержки иностранной фирме или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.

Франчайзинг -это особенная форма лизингового соглашения, при какой франчайзер не только продает интеллектуальную собственность (преимущественно торговую марку), но и требует строгого соблюдения правил ведения бизнеса.

Литература

1. Белорусов, С. В. Международный менеджмент: учебник /С. В. Белоусов. – 2-е изд. – М.: Экономистъ, 2007. – 332 с.

2. Володько, В. Ф. Международный менеджмент/ В. Ф. Володько. – Минск, 2008.

3. Кузьмина, Т. И. Международный менеджмент: управление в международных компаниях: учебник/ Т. И. Кузьмина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. –240 с.

4. Гил, Чарлз В. Л. Международный бизнес: Конкуренция на глобально-му рынке: Пер. из англ. - К.: Изд-во Саломеи Павличко "Основы", 2001. - 856

5. Макогон Ю. В., Орехова Т. В. Международный менеджмент: Курс -лекций. - Донецк: Дон НУ, 2003. - 277с.

6. Международный менеджмент: Навч. посібник./Білозубенко В.С., Озаріна О. В., Семенов А.А.; за ред.О.Б.Чернеги - К.:-центр навч. литературы, 2006.- 592 с.

7. Панченко Є.Г. Международный менеджмент: Навч.-метод. посіб. для самого в. вивч. дисцип. - К.: КНЕУ, 2006. - 468 с.

8. Панченко Є.Г. Международный менеджмент: Навч. посібник.- К.:-КДЕУ, 1996.- 80 с.

9. Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под редакцией С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. - СПб: Издательство “Питер”, 2008. - 624с.

10. Панченко Є.Г. Міжнародний менеджмент: навч-метод. посіб. для самост. вивч. дисц. – К.:КНЕУ, 2004. – С.441.

11. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л. С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-ое изд. - -СПб.: Питер, 2006. - 656 с.

12. Родченко В В. Международный менеджмент: Учеб. пособие. -- К.: МАУП, 2000.- 240 с.

13. Управление внешнеэкономической деятельностью: Навч. пособие /-За редактор. д-ра экон. наук, проф. А. И. Кредісова. - 2-е вид., допов. - К.:-В1РА-Р, 2002.- 550 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: