История русской литературы XIX века

1. История изучения

Историко-литературные наблюдения и обобщения, сделанные уже в первые десятилетия XIX века Н. И. Гречем, В. А. Жуковским, И. В. Киреевским, А. А. Бестужевым, Н. А. Полевым, Н. И. Надеждиным, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др. Историко-литературная концепция В. Г. Белинского. Биографический метод в изучении литературы и биографии писателей — А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, В. Г. Белинского, созданные в XIX веке (см. работы В. Г. Белинского, П. В. Анненкова, П. А. Кулиша, И. С. Аксакова, Л. Н. Майкова, А. Н. Пыпина и др.). Принципы изучения литературы приверженцами мифологической школы. Вклад ученых культурно-исторической школы в освоение художественного творчества XIX в.; труды А. Н. Пыпина, С. А. Венгерова, Л. Н. Майкова и др. Сравнительно-исторический метод, школа компаративистики; значение трудов братьев Веселовских, судьба их научных сочинений. Развитие сравнительного метода в ХХ веке. Психологическая школа в литературоведении — А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский; применение психологических принципов в литературной науке ХХ века. Формальный метод: А. Белый как экспериментатор. Судьба этого метода в науке ХХ века, труды Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и др. Критика вульгарно-социологического метода в литературоведении. Значение трудов В. Ф. Переверзева, П. Н. Сакулина. Структурализм в литературоведении: работы Ю. М. Лотмана и его последователей. М. Б. Храпченко о литературоведческих методах: историко-генетическом, историко-функциональном, системном, структуральном. Герменевтические принципы в современном литературоведении. Проблема «религиозной филологии» в современной науке. Фундаментальные историко-литературные труды, изданные в последние десятилетия. Книги по истории русской литературы в 10-ти томах, 3-х томах, 4-х томах, однотомные истории русской литературы, вузовские учебники, посвященные истории русской литературы XIX века. Основные научные литературоведческие школы в Москве, Петербурге, Поволжье, на Урале, в Сибири новейшие труды историков литературы: В. И. Кулешова, Н. Н. Скатова, Л. Д. Громовой, А. С. Курилова, М. М. Дунаева, Б. Н. Тарасова и др.

2. Проблема периодизации

Различие принципов периодизации русской литературы XIX века: хронологический (по десятилетиям), персональный в двух вариантах (по царствованиям, по творчеству ведущих писателей — Карамзинский, Пушкинский, Гоголевский периоды), по литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). Относительный характер применения этих принципов. Проблема «смешанных» принципов периодизации (И. В. Киреевского, В. Г. Белинского). Проблема связи литературных периодов с освободительным движением в России; критика социологического упрощенства в установлении этих связей. Сохраняются ли главные вехи (границы периодов) — 1825, 1855, 1894 годы? Периодизация русской литературы в кн.: «История русской литературы» (в 4-х т.), в вузовских учебниках В. И. Кулешова, А. И. Ревякина, «История русской литературы XIX в. Вторая половина». Под ред. Н. Н. Скатова (М., 1979); в «Истории русской литературы XIX в.» (в 3-х т.) Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева (М., 2001).

3. Литературные направления

Судьбы русского классицизма и сентиментализма в литературе XIX века, продолжительность традиций, их влияние на русский романтизм и реализм. Своеобразие предромантизма в поэзии, прозе, драматургии, его проявления в творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Озерова, Н. И. Гнедича, в раннем (лицейском) творчестве А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева. Поэзия К. Н. Батюшкова — вершина русского предромантизма. Развитие предромантизма в жанрах национально-исторической, «богатырской» поэмы, в творчестве А. Х. Востокова, Н. А. Радищева, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина («Руслан и Людмила»), П. А. Катенина («Княжна Милуша»). Связь стихотворной сказки XIX века с этим жанром.

Русский романтизм как литературное направление. Социально-философские, эстетические основы творчества. Связи с западноевропейским направлением, своеобразие русского. Гражданственные, патриотические, пророческие настроения; романтическое ясновидение. Проблема ведущих особенностей романтизма (идеальность, субъективность, волюнтаризм, «двоемирие», максимализм, «романтика» как ведущая эстетическая категория). Православно-христианские основы русского романтизма; романтическая критика индивидуализма в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, славянофилов-романтиков. Романтическое понимание задач Просвещения. Своеобразие романтических жанров: лиро-эпической поэмы, элегии, баллады; новые «жанры» — «думы», «исповеди», «молитвы», «сны», «признания», «разуверения». Многообразие стилевых течений в романтизме («готический», «античный», «древнерусский», «фольклорный», «медитативный» и т. д.). Развитие романтизма, его типы и судьбы; типы: этико-психологический, гражданственный, философский. Проблема «религиозного романтизма» в творчестве Ф. Н. Глинки, М. Ю. Лермонтова, поэтов-славянофилов, поэзии А. К. Толстого. Традиции романтизма в русской поэзии и прозе второй половины XIX в.; формирование постромантизма в позднем творчестве А. А. Фета («Вечерние огни»), К. К. Случевского, К. М. Фофанова, В. С. Соловьева и др.

Типы русского реализма; концепции У. Р. Фохта, М. Т. Пинаева. Социально-философские, эстетические, религиозно-этические основы русского реализма; позитивизм, материализм, христианство в целом, православие, религиозные искания русских реалистов. Классический реализм Пушкина и Гоголя, его глубинные связи с романтизмом, с лирикой первой трети XIX века. Понятие «критический реализм», ограниченность понятия. Социальный реализм второй половины XIX века: социально-демократический (Н. Г. Чернышевского и его школы, Н. А. Некрасова и его школы), социально-психологический (И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. Н. Островского и его школы), социально-этический (Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. Г. Лескова, позднего А. Ф. Писемского, А. П. Чехова). Относительность критериев выделения типов реализма, недостаточность осознания эстетических различий. Что такое реализм в лирике? Преобладание эпического (разного типа) начала в реализме второй половины XIX века. Романное творчество, новеллистическая и очерковая литература, процессы циклизации романов, рассказов, очерков. Реалистическая типизация. Новое освоение народно-поэтических традиций, проблемы народности, гражданственности, моральной ответственности за судьбы России и ее народа в реализме. Учительный пафос русского реализма. Проблема его связей с романтизмом и взаимоотношений с модернизмом.

4. Творческая индивидуальность создателя художественных ценностей; классическое наследие писателей

Расцвет индивидуального творчества в литературе XIX в. Выдвижение выдающихся писателей-классиков. Проблема гения в искусстве, романтические и реалистические интерпретации, гениальность и народность, гениальность и ясновидение, гениальность и нравственная чистота («гений и злодейство — две вещи несовместные…»). Оттеснение на периферию литературы коллективного творчества, соавторства, вариативности анонимных произведений, хотя и сохранение их в литературном процессе. Понятие классического наследия: образцовая литература, гениальность художественных открытий, глубинные корни творчества, уходящие в религиозные, мифологические пласты мировой культуры, возвышенный нравственный пафос, выражение исконных интересов народа, заботы о Родине, о будущем человечества.

Современные проблемы и задачи изучения наследия А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. выдающихся русских прозаиков и поэтов. Лирическое «я» и образ повествователя, искусство диалога. Проблемы развития творчества писателей-классиков; своеобразие мировосприятия, литературного мастерства; их художественные открытия, эстетическая жизнь созданных ими традиций. История интерпретации их наследия. Проблемы автора и читателя.

5. Значение творчества писателей «второго ряда»

Относительность деления писателей на «первостепенных» и «второстепенных», взаимопереход и взаимозависимость этих категорий авторов.

Участие в литературном процессе писателей «второго ряда», значительность их вклада в литературное развитие. Ранние литературные общества. Проблема школы В. А. Жуковского. Поэты «пушкинской плеяды», их индивидуальное творческое лицо и связи с поэзией А. С. Пушкина. Поэты кружка Н. В. Станкевича. Поэты-славянофилы. Литературное «гнездо» Аксаковых. Литературный дом Майковых — «гнездо талантов». «Этнографическая школа» В. И. Даля. Некрасовская школа в поэзии. Школа А. Н. Островского в драматургии. Л. Н. Толстой и толстовцы. Чеховская «артель». Условность наименований, организационные и безорганизационные особенности единения, личные, биографические (дружеские, родственные) связи, но прежде всего духовные, творческие тяготения. Значение журналов, книжных издательств в объединении литераторов. Скрытая полемика и явные дискуссии участников разных литературных групп. Процессы дифференциации и интеграции в литературной жизни XIX века; не только идейная борьба, но и единение писателей в процессе литературного общения.

6. Взаимодействие художественной литературы с литературной деятельностью

Значение эпистолярного наследия; переписка писателей; наиболее ценные собрания писем: переписка В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Типы эпистолярного творчества и их влияние на жанры и стили: лирические послания и посвящения, романы и повести, сатирические и бытовые жанры, психологическую прозу. Участие эпистолярия в формировании русского романтизма и реализма.

Дневники писателей, их типы, своеобразие целей и задач повременных записей, их соотношение с художественным литературным творчеством автора дневника. Люди и события в дневниках, юмор, сатира, бытопись в дневнике; лирические начала, психологизм, категории возвышенного, идеального; самопознание, самокритика, самовоспитание в дневниках.

Записные книжки; различные записи, заметки писателей; их типы, цели, содержание записей; их использование в собственном литературном творчестве.

Мемуаристика. История русской мемуаристики. Ее хранение в архивах; журнальные и книжные публикации, художественные и внехудожественные мемуары. Роль мемуарных принципов в творчестве А. С. Пушкина, С. Т. Аксакова, А. И. Герцена, А. А. Фета, Н. Г. Гарина-Михайловского и др.

Расцвет публицистики в XIX веке: романтическая публицистика В. А. Жуковского, В. Ф. Раевского, Ф. Н. Глинки; публицистика А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Публицистика славянофилов и западников. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Аксаков, К. Н. Леонтьев, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский как публицисты. Деятельность В. С. Соловьева, В. В. Розанова в этом роде творчества. Соотношение публицистики с ведущими жанрами художественной литературы. Влияние публицистики на литературно-общественную жизнь, развитие литературы. Роль публицистики в развитии русского реализма, его смысловой дифференциации.

Взаимодействие исторических сочинений с литературным творчеством. Художественные начала в «Историях…» Н. М. Карамзина, Н. А. Полевого, М. А. Максимовича, Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева и других историков. Искусство портретирования, диалогов, эпического повествования, психологических наблюдений, образного языка. Влияние исторических сочинений на формирование художественных исторических жанров во всех трех родах литературы.

Литература «путешествий» как научно-географический и художественный жанр. Истоки жанра – древнерусские «хожения» по святым местам. Записки путешественника в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, в письмах Ф. И. Тютчева, Ф. М. Достоевского и др. Литература путешествий в журналах XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: