Классификация гиполипидемических средств с учетом их основного механизма действия

I Препараты, препятствующие образованию атерогенных липопротеинов

• статины (вастатины),

• производные фибровой кислоты;

• никотиновая кислота,

• пробукол,

• бензафлавин.

II Препараты, тормозящие всасывание холестерина в кишечнике.

• секвестранты желчных кислот,

• р-ситостерин;

• гуарем

III Физиологические корректоры липидного обмена, содержащие эссснциальные фосфолипиды и ненасыщенные жирные кислоты, повышающие уровень ЛПВП

• эссенциале,

• липостабил

2. Знать основные патогенетические механизмы, являющиеся объектом медикаментозного воздействия при гиперлипидемии.

3. Уметь:

а) Выбрать метод терапии в зависимости от уровня триглицеридов сыворотки.

1. Нормальный уровень триглицеридов (<250 мг/дл, или <2.7 ммоль/л). Рекомендуются рациональный режим питания, здоровый образ жизни.

2. Пограничный уровень триглицеридов (250-500 мг/дл, или 2.7-5.7 ммоль/л). Лечение начинается с диеты. Медикаментозное лечение показано при ИБС, неэффективности диетотерапии, отягощенной по ИБС, наследственности и наличии других факторов риска ИБС.

3. Высокий уровень триглицеридов (>500 мг/дл, или >5.4 моль/л). Лечение начинается с диеты. В связи с высоким риском панкреатита тем больным, у которых уровень триглицеридов на фоне диеты остается выше 500 мг %, показана медикаментозная терапия.

б) выбрать конкретному больному с указанной патологией необходимое ЛС, выделить критерии терапевтической эффективности и безопасности;

в) назначить комбинированную терапию;

Задание для самопроверки исходного уровня:

1. Перечислите факторы риска развития атеросклероза:

Необратимые:

• возраст (у большинства больных атеросклероз проявляется в возрасте около 40-50 лет и старше);

• мужской пол (у мужчин атеросклероз проявляется чаще и раньше, чем у женщин);

• генетическая предрасположенность

Обратимые:

• курение:

• артериальная гипертензия (АД больше 140/90 мм рт. ст.):

• ожирение

Потенциально или частично обратимые:

• гиперлипидемия гиперхолестеринемия и/или гипертриглицеридемия.

• гипергликемия и сахарный диабет;

• низкий уровень липопротеинов высокой плотности (а-ЛП) в крови (менее 35 мг/дл или 0.9 ммоль/л)

Другие возможные факторы:

• низкая физическая активность (гиподинамия);

• психический и эмоциональный стресс.

3. Укажите нормальные пределы уровня холестерина и триглицеридов крови в организме человека.

Контрольные вопросы изучаемой темы.

1. Назовите клинико-фармакологические критерии выбора гиполипидемического средства.

2. Какие принципы заложены в основу классификации гиполиполипидемических средств?

3. Секвестранты желчных кислот, их механизм действия и нежелательные эффекты (холестирамин, колестипол).

4. Принципы лечения гиперлипидемии ниацином.

5. Пробукол (фенбутол, лорелко) – механизм действия и применение.

6. Сравнительная характеристика фибратов – Гемфиброзил (лопид, гевилон) Безафибрат (безалип), фенофибрат (липантил), Липантчл 200М, Клофибрат (мисклерон), Ципрофибрат.

9. Ингибиторы 3-гидроксиметил-глютарил-коэнзим-А-редуктазы (вастатины, статины) – симва статин (зокор), розувастатин, права статин (липостат), флува статин (лескол), церива статин (липобай), аторва статин (липитор), показания к примению.

10. Сравнительная характеристика эффективности гиполипидемических препаратов.

Перечень практических работ.

А. Домашнее задание.

1. Выписать рецепты на ЛС (таблетки и/или инъекционные лекарственные формы) представленные в разделе “Цель занятия”, указать показания к их назначению.

2. Указать и объяснить возможные эффективные и нежелательные комбинации ЛС.

Б. Самостоятельная практическая работе на занятии:

1. Прокурировать тематического больного в палате.

3. Изучить его историю болезни (данные лабораторно-инструментальных исследований, заключения консультантов) и лист врачебных назначений.

4. Написать протокол самостоятельной работы по выбору и подбору для данного больного гиполипидемическое ЛС.

5. Выделить признаки при субъективном и объективном исследовании больного, характеризующие гиперлипидемию.

6. Определить группу ЛС, необходимую больному.

7. Выбрать конкретный препарат, его дозу и режим введения.

8. Выделить клинико-инструментальные критерии оценки эффективности и безопасности применяемого ЛС, осуществить оценку.

9. Обосновать необходимость комбинированной лекарственной терапии и предложить возможные варианты безопасной комбинации лекарственных препаратов.

10. Составить прогноз побочных эффектов ЛС, назначаемых больному, и наметить план выявления их на ранней стадии.

11. Обосновать продолжительность основной и поддерживающей терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: