Раздел 3. Закономерности развития и воспитания ребенка раннего возраста

Тема 3.1. Особенности периода раннего детства

Младенчество и раннее детство (второй и третий год жизни), как период формирования у ребенка всех присущих человеку психических процессов, зарождения его самосознания, осознания своей индивидуальности.

Особенности детей раннего возраста: интенсивность физического и психического развития, его скачкообразность и неравномерность, повышенная ранимость, неустойчивость эмоционального состояния, пластичность функций мозга и психики, легкая обучаемость, легкая возбуждаемость и утомляемость нервной системы.

Раннее формирование потребности ребенка в эмоциональном общении, её значение для психического развития и формирования социального поведения. Роль взрослого, его непосредственного, преимущественно индивидуального воздействия на первоначальное становление всех функций ребенка.

Тема 3.2. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Сущность процесса адаптации. Понятие «биологическая адаптация» и «социальная адаптация». Актуальность проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Степени адаптации, ее показатели. Факторы, воздействующие на характер и длительность адаптационного периода.

Подготовка ребенка в семье к поступлению в дошкольное учреждение. Организация жизни и воспитания детей, которые поступили в дошкольное учреждение. Создание благоприятных условий жизни, обеспечение психологического комфорта, активизация эмоционально-личностного общения. Ориентация на индивидуальные особенности ребенка, его потребности, реальные возможности и проблемы.

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в период адаптации ребенка.

Тема 3.3. Развитие и воспитание ребенка раннего возраста в деятельности

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни. Режим дня, его значение. Особенности режима дня ребенка на каждом этапе периода раннего возраста. Смена длительности, последовательности сна, кормления, бодрствования, чередование видов деятельности в течение первых трех лет жизни. Сезонные изменения в режиме дня.

Методика перевода ребенка на новый режим.

Принципы организации режимных процессов в группе детей раннего возраста. Условия, необходимые для организации режимных процессов с детьми разного возраста. Методика

проведения режимных процессов. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации и проведении режимных процессов. Их роль в развитии и воспитании детей. Формирование активности, самостоятельности, культурно-гигиенических навыков, социального поведения ребенка.

Проблема раннего обучения детей. Развитие ребенка в процессе обучения.

Роль взрослых в организации обучения детей на специальных занятиях и в повседневной жизни. Создание «зоны ближайшего развития» в процессе обучения.

Особенности организации и методики проведения занятий с детьми первого, второго и третьего года жизни. Игровой, эмоциональный характер занятий. Сочетание наглядных и словесных методов на занятиях с детьми второго года жизни. Наглядно - деятельностныйметод обучения детей третьего года жизни. Стимулирование активности детей на занятиях, обеспечение получения ими радости от познания.

Индивидуальные и групповые занятия. Постепенное увеличение количества участников занятий. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям раннего возраста в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: