Раздел 4. Закономерности развития и воспитания личности дошкольника в деятельности

Тема 4.1. Воспитание здорового ребенка

Детство—период формирования здоровья.

Трактовка понятия «здоровье». Единство физического, психического и социального здоровья. Задачи воспитания здорового ребенка: оздоровительные, образовательные, воспитательные.

Условия воспитания здорового ребенка: здоровый образ жизни (эмоциональный комфорт, рациональный режим, атмосфера активной деятельности и творчества, оптимальная двигательная активность, полноценное питание, экологически благоприятная среда, гигиенические факторы, естественные силы природы, развивающая предметно-пространственная среда), лечебно-профилактическая работа, медико-педагогический контроль за состоянием здоровья, индивидуальный и дифференцированный подход, приобщение ребенка к познанию и формированию своего здоровья, сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

Режим дня дошкольников, его значение. Принципы составления рационального режима. Соответствие режима дня ритму физиологических процессов, чередование активной деятельности и отдыха, постоянство основных элементов режима и изменения в нем, учет возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей, сезонных изменений, климатических, экологических и социальных условий.

Специфика режима дня в группах детей разного возраста.

Утренний прием детей. Задачи и методика его организации. Содержание деятельности детей в этот час. Индивидуальная работа с детьми. Развитие их активности и самостоятельности, стремление к обеспечению радостного настроения.

Питание детей. Значение рационального питания для их здоровья. Режим питания. Подготовка детей к приему пищи. Обеспечение благоприятного эмоционального состояния во время питания. Воспитательно-образовательная работа с детьми во время приема пищи, формирование культурно-гигиенических навыков. Индивидуальный подход к детям в процессе приема пищи. Выявление причин плохого аппетита и меры их устранения.

Прогулки, их значение в развитии и воспитании детей. Место прогулки в режиме дня. Методика организации и проведения прогулок. Подготовка детей к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке в разных возрастных группах.

Сон детей, его значение. Подготовка детей ко сну. Организация дневного и ночного сна детей разного возраста в дошкольных учреждениях и семье. Учет индивидуальных особенностей детей.

Организация второй половины дня. Виды и содержание деятельности детей разного возраста в этот период. Организация деятельности детей по интересам. Индивидуальная работа с детьми. Развитие их творческих способностей.

Ознакомление дошкольников с основами безопасной жизнедеятельности.

Тема 4.2. Саморазвитие и воспитание личности дошкольника в игре

Игра как основной вид деятельности. Сущность игры, ее биосоциальная природа. Игра как самоценная деятельность дошкольника, ее роль в развитии, социализации личности ребенка. Классификация игр.

Сюжетно-ролевые игры, их своеобразие. Структура сюжетно-ролевой игры, ее основные компоненты. Особенности этой разновидности игр детей разного возраста. Прямые и косвенные методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Участие воспитателя в играх дошкольников разного возраста. Развитие игрового творчества детей.

Театрализованные игры, их своеобразие и педагогическая ценность. Виды театрализованных игр, их классификация.

Условия развития театрализованных игр в дошкольном учреждении и семье.

Особенности театрализованных игр детей разного возраста и руководство ими.

Подбор литературных произведений, ознакомление с ними детей. Этапы работы над произведениями. Развитие творческих способностей детей в процессе работы над образами героев. Использование словесных и пластических упражнений в целях овладения средствами художественной выразительности.

Участие детей в оформлении игры, создании игровой среды.

Роль воспитателя (как режиссера, сценариста, артиста, зрителя) в процессе руководства театрализованными играми детей разного возраста.

Создание атмосферы радости, творчества, сотворчества со взрослыми, поддержка талантливых детей.

Дидактические игры, их своеобразие. Методика руководства дидактическими играми детей разного возраста.

Игрушка, ее воспитательно-образовательная ценность. История возникновения и создания игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Классификация игрушек.

Особенности белоруской народной игрушки, ее основные виды и функции.

Тема 4.3. Воспитание и развитие дошкольника в труде

Труд как жизненная необходимость и средство развития и воспитания личности дошкольников.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников. Ее взаимосвязь с игрой.

Виды труда детей разного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд, их содержание и педагогическая ценность.

Формы организации трудовой деятельности детей. Трудовые поручения, их своеобразие, воспитательная роль. Виды, содержание трудовых поручений, их организация и руководство ими в разных возрастных группах. Дежурства, их виды. Содержание деятельности дежурных. Методика организации дежурств детей разного возраста и руководство ими.

Общий, совместный, коллективный труд в детском саду, его содержание и специфика организации в разных возрастных группах. Методика руководства коллективным трудом детей.

Современная педагогическая наука об экономическом воспитании детей дошкольного возраста. Сущность, своеобразие, содержание экономического воспитания дошкольников. Формирование у детей разумных потребностей, бережного отношения к результатам своего и чужого труда, умения рационально использовать материалы, развитие представлений о ценности предметов и вложенного в их создание труда и т.д. Средства и методы экономического воспитания. Экономическое воспитание детей в семье.

Тема 4.4. Саморазвитие и развитие дошкольника в познавательной деятельности

Особенности познавательного саморазвития и развития ребенка. Задачи интеллектуально-познавательного развития дошкольников.Роль интеллектуально-познавательной деятельности в психическом развитии и саморазвитии дошкольников.

Сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного воспитания: формирование у детей обследовательскихдействий, системы сенсорных эталонов, умения самостоятельно применять их в познавательно-практической деятельности.

Содержание сенсорного воспитания. Методика сенсорного воспитания детей разного возраста.

Дидактические принципы, их психолого-педагогическое обоснование, специфика использования в дошкольном образовании.

Личностно-ориентированная и учебно-дисциплинарная модели обучения, особенности их реализации и эффективность.

Типы обучения дошкольников: прямое, проблемное, опосредованное.

Вопросы детей как показатель их познавательной активности. Роль вопросов в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников. Классификация детских вопросов. Ответы взрослых на них. Поддержка и стимулирование познавательных интересов, активного отношения к окружающей действительности.

Методы обучения детей дошкольного возраста. Классификация методов по источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические, игровые. Наглядные методы и приемы обучения, их значение и психологическое обоснование.

Значение и психологическое обоснование игровых методов и приемов обучения.

Роль практических и проблемно-поисковых методов в обучении, их психологическое обоснование. Экспериментирование, опыты, моделирование как методы обучения.

Место словесных методов и приемов в обучении, их психологическое обоснование.

Сочетание методов и приемов обучения в образовательном процессе. Факторы выбора методов обучения. Его обусловленность возрастом, уровнем развития детей, содержанием познавательного материала, формами организации обучения, уровнем педагогического мастерства воспитателя.

Формы организации обучении детей в дошкольном возрасте. Соотношение индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения.

Занятие как форма организации обучения. Типы и структура занятий. Специфика подготовки, организации и методики проведения занятий с детьми разного возраста.

Сущность понятия «образовательная технология». Соотношение понятий «технология обучения и воспитания» и «методика обучения и воспитания». Современные технологии в дошкольном образовании, их общая характеристика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: