Тема 1.1. Педагог: личность и профессия
Педагог — профессиональный воспитатель, учитель, преподаватель. История профессии, причины ее возникновения, социальная значимость профессии педагога в современном обществе. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии ребенка, социализации его личности.
Профессиональные функции. Творческий характер профессиональной деятельности педагога, ее гуманистическая направленность.
Профессиональные умения педагога: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные.
Тема 1.2. Педагогика как наука
Донаучный период развития педагогики. История возникновения и развития педагогики как науки. Развитие педагогической теории, ее отражение в трудах зарубежных и отечественных педагогов и просветителей.
Педагогическая мысль в Беларуси. Наиболее значимые белорусские педагоги и просветители.
Источники развития педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого, данные смежных наук, педагогическая практика, экспериментальные исследования, религия и др.
Структура современной педагогики, ее основные отрасли.
Дошкольная педагогика как отрасль возрастной педагогики. Предмет дошкольной педагогики. Задачи и современные проблемы дошкольной педагогики.
Понятийный аппарат педагогики. Основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование, их взаимосвязь.
Связь педагогики с другими науками. Межнаучный подход к решению современных проблем образования.
Белорусская народная педагогика. Основные средства народного воспитания: труд и ремесло, речь, пословицы и поговорки, народные песни, народные сказки, загадки, приметы и поверья, игры, потешки, праздники и обряды, танец, народный анекдот, традиции и обычаи, заговоры, и др.
Тема 1.3. Отечественная система непрерывного образования
История становления и развития системы образования и воспитания. Современная система образования Республики Беларусь, ее принципы. Уровни основного и дополнительного образования, их преемственность.
История развития дошкольного образования в Беларуси. Социальная обусловленность возникновения первых дошкольных учреждений.
Место и роль дошкольного образования в системе непрерывного образования. Виды, типы и профили современных дошкольных образовательных учреждений (детский сад с углубленной, оздоровительной и компенсирующей направленностью; школа – детский сад; центр развития, частный детский сад и др.)
Тема 1.4. Развитие, воспитание и социализация личности
Человек как высшая ценность. Биосоциальная природа человека. Человек—личность.
Проблема факторов развития и социализации личности в современной педагогике. Биологические и социальные факторы развития и социализации личности: наследственность, микро-, мезо-, макросреда, воспитание.
Активность личности как условие ее самореализации. Роль деятельности в развитии и социализации личности ребенка. Понятие ведущей деятельности.
Тема 1.5. Проблема цели воспитания.
Цель воспитания, ее сущность и социальная обусловленность. Идеальные и реальные цели. Объективный и субъективный характер цели воспитания.
Развитие в истории человечества представлений о совершенном человеке.
Всестороннее и гармоничное развитие личности как идеальная цель воспитания.
Современная социально-педагогическая ситуация и цель воспитания: разностороннее развитие личности в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями общества. Гуманизация цели воспитания.
Диалектическая взаимосвязь цели и задач воспитания.