По дисциплине «Педагогика»

специальности 2-010101 «Дошкольное образование»

курс 6 группа 58,59,60,61,62

2012-2013 учебный год

(заочная форма обучения)

1. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка. Основные положения Закона РБ «О правах ребенка».

2. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии ребенка, социализации его личности. Профессиональные функции и умения педагога.

3. История возникновения и развития педагогики как науки.

4. Источники развития педагогики как науки.

5. Структура современной педагогики, ее основные отрасли.

6. Связь педагогики с другими науками.

7. Белорусская народная педагогика. Основные средства народного воспитания.

8. История становления и развития системы образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании о принципах и структурных компонентах системы образования РБ.

9. Биосоциальная природа человека. Человек—личность.

10. Биологические факторы развития личности.

11. Роль среды, воспитания и активности в развитии личности и ее социализации.

12. Цель воспитания, ее сущность и социальная обусловленность. Современная социально-педагогическая ситуация и цель воспитания.

13. Программа дошкольного образования «Пралеска», ее основные характеристики.

14. Особенности детей раннего возраста.

15. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

16. Особенности организации режима дня ребенка в группах раннего возраста.

17. Особенности организации и методики проведения занятий с детьми раннего возраста.

18. Самостоятельная деятельность детей раннего возраста, ее виды и условия развития разных видов самостоятельной деятельности.

19. Детство - период формирования здоровья. Единство физического, психического и социального здоровья. Условия воспитания здорового ребенка.

20. Режим дня дошкольников, его значение. Требования к режиму и специфика режима дня в группах детей разного возраста.

21. Задачи утреннего приема и содержание деятельности детей в этот период.

22. Питание детей, его значение, режим и формирование культурно-гигиенических навыков в процессе приема пищи.

23. Прогулки в дошкольном учреждении. Методика организации и проведения прогулок.

24. Организация дневного сна детей в дошкольных учреждениях. Содержание деятельности детей во второй половине дня.

25. Ознакомление детей с основами безопасной жизнедеятельности.

26. Игра как основной вид деятельности дошкольника, её сущность. Современная классификация игр дошкольников.

27. Сюжетно-ролевые игры, их значение, своеобразие. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

28. Театрализованные игры, их своеобразие, педагогическая ценность и руководство ими.

29. Дидактические игры, их своеобразие, классификация и методика руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.

30. Игрушка, её воспитательно-образовательная ценность. Классификация игрушек и требования к ним.

31. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

32. Виды труда дошкольников, их содержание и педагогическая ценность.

33. Формы организации трудовой деятельности детей и их характеристика.

34. Сущность, своеобразие и содержание экономического воспитания дошкольников.

35. Особенности, значение и задачи интеллектуально-познавательного развития дошкольников.

36. Сущность сенсорного воспитания, его значение, задачи и методика.

37. Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

38. Модели обучения, особенности их реализации и эффективность.

39. Типы обучения дошкольников, их характеристика.

40. Вопросы детей как показатель их познавательной активности. Классификация детских вопросов. Ответы взрослых на них.

41. Методы обучения детей дошкольного возраста. Классификация методов по источнику получения знаний. Факторы выбора методов обучения.

42. Формы организации обучения в дошкольном учреждении.

43. Типы и структура занятий. Специфика подготовки, организации и методики проведения занятий.

44. Механизм и задачи нравственного воспитания.

45. Сущность индивидуального и дифференцированного подходов, их значение в формировании личности ребенка.

46. Сущность гуманизма, его роль в современном обществе. Методика воспитания.

47. Понятие культуры поведения у детей дошкольного возраста, ее структура. Условия и методы воспитания культуры поведения у дошкольников.

48. Сущность полоролевого воспитания. Методика воспитания женственности у девочек и мужественности у мальчиков.

49. Актуальность проблемы формирования основ гражданственности и патриотизма. Пути и методы воспитания у детей дошкольного возраста основ гражданственности и патриотизма.

50. Правовое воспитание дошкольников. Средства и методы первоначального правового образования и воспитания детей.

51. Семья как основа общества и институт социализации ребенка. Формы взаимодействия детского сада и семьи.

52. Сущность преемственности в работе детского сада и школы. Формы связи детского сада и школы.

53. Понятие готовности к обучению в школе. Виды и показатели готовности ребенка к обучению в школе.

54. Сущность планирования педагогического процесса в дошкольном учреждении, требования к нему. Структура перспективно-календарного плана.

Преподаватели Т.И. Гайдель, Н.В. Ясюкайтене

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии

психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ____ от __________ 2012 г.

Председатель ЦК______________ С.А. Ситько

  1. Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка. Основные положения Закона РБ «О правах ребенка».

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, прежде всего, их физической и умственной незрелостью, потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Для обеспечения будущего, обществу необходимо здоровое развитие детей.Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию. Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

В ней были провозглашены десять важнейших социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.

Конвенция о правах ребенка — это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959);

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Республика Беларусь подписала и ратифицировала Конвенцию "О правах ребенка" в 1990 году. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" принят 19 ноября 1993 года. Он аккумулировал основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". В 2000 году были внесены изменения и дополнения в закон, в результате чего появились новые статьи (например, "Право на бесплатный проезд", "Защита ребенком своих прав и интересов", "Право на имя" и др.). В настоящее время закон насчитывает 37 статей.

По структуре он состоит из преамбулы и 5 разделов следующего содержания:

1 раздел - Общие положения(11 статей) Изложены цель и задачи закона, определен возраст ребенка как субъекта права, зафиксированы некоторые сущностные права детей, их обязанности.

2 раздел – Ребенок и семья (6 статей) подчеркивается право ребенка на семью.

3 раздел – Ребенок и общество (7 статей) закрепляет экономические, социальные, культурные, а также некоторые политические права детей.

4 раздел – Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях (9 статей) в нем перечисляются права детей инвалидов, сирот, несовершеннолетних преступников, беженцев и т.д.

5 раздел – Заключительные положения – определяет рамки сотрудничества в интересах детей, устанавливает ответственность за нарушение перечисленных в документе норм и возлагает на министерство образования контроль за реализацией закона.

  1. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии ребенка, социализации его личности. Профессиональные функции и умения педагога.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УМЕНИЕ - осознаннее владение субъектом педагогической деятельности совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА - набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

Профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций:

1. Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.

2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

3. Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми.

4. Участие в пед. просвещении родителей.

5. Функция осуществления преемственности в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка.

6. Функция самообразования.

7. Участие в опытной и исследовательской деятельности.

Воспитатель дошкольного учреждения выполняет две основные функции

I) материнская - проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая. функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

1 Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды.

2. Конструктивные умения нужны воспитателю для того, чтобы видеть "завтрашний день" воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу.

3. Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными- детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

4. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.

5. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

Педагог ДУ должен обладать след. профессиональными и личностными качествами:

1.Пед. такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении вести себя подобающим образом.

2.Пед. зоркость – проявляется в умении фиксировать существенное в развитии ребенка, а также предвидеть перспективу и динамику развития как каждого ребенка, как и всего коллектива. Пед. зоркость проявляется в умении видеть, слышать, чувствовать и понимать психическое состояние каждого ребенка.

3.Пед. оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого реб-ка, результативность образовательной работы.

4. Культура профессионального общения – умение устанавливать положительные взаимоотношения в системе «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - педагог».

5. Пед. рефлексия – самоанализ своей профессиональной деятельности в соответствии с обозначенной целью.

  1. История возникновения и развития педагогики как науки.

Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования.

Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

  1. Источники развития педагогики как науки.

народная педагогика - отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное.

инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания. Так, огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления было утверждено в 1960 г.

"Временное положение о дошкольном детском учреждении яслях-саде" Необходимо было разрабатывать новую программу воспитания дошкольников, единую систему, обеспечивающую систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу. В 1984 г.вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 реформе общеобразовательной профессиональной школы", после которого активно проводились исследования по возможности перевода обучения детей с 6-летнего возраста в школе.

В 1990 г. принимается "Концепция развития дошкольного воспитания в БССР" которая наметила основные пути перестройки работы в области дошкольного воспитания. В результате стали создаваться новые типы дошкольных учреждений, альтернативные программы воспитания и обучения дошкольников, пересматривалось содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду,

В настоящее время важными документами, оказывающими влияние на развитие дошкольной педагогики, являются "Закон о правах ребенка", "Закон об образовании", "Положение о дошкольном учреждении" и т.д.

данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так, при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей. Изменения в области языкознания влекут за собой изменения в разработке вопросов развития речи, умственного воспитания детей.

передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран. В детской саду используют элементы системы Марии Монтессори. На страницах журнала "Пралеска" периодически публикуются находки в планировании, конспекты занятий, сценария праздников, новаторские методики (Е.Г.Ремизовская), представляется опыт воспитания и обучения детей за рубежом.

  1. Структура современной педагогики, ее основные отрасли.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зави­симости от направленности изучения и желания получить отве­ты на те или иные вопросы.

Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

Философия воспитания— это область знаний, которая ис­пользует в воспитательной практике идеи различных философ­ских систем.

История педагогики исследует развитие воспитания как об­щественного явления, историю педагогических явлений.

Принцип историзма: понимая прошлое, заглядывать в будущее.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитатель­ных учреждениях всех типов.

В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).

Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

- общие основы;

- дидактику (теория обучения);

- теорию воспитания;

- школоведение.

Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.

Педагогика высшей школы занимается педагогическими про­блемами взрослых. Ее предмет— закономерности учебно-вос­питательного процесса в условиях высшего учебного заведения,

специфические проблемы получения высшего образования.

Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспита­ния глухонемых и глухих.

Стуктура пеагогической науки:

Общая педагогика (ПРЕДДОШКОЛЬНАЯ И ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЩДАГОГИКА ШКОЛЫ, ПЕДАГОГИКА ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ, ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА)

Специальная педагогика

Частные методики

История педагогики

  1. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с философией (в частности с такими её отраслями как этика, эстетика – способствующими решению проблем нравственного и эстетического воспитания), анатомией и физиологией, психологией (изучает закономерности развития психики человека), социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг.20в педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

  1. Белорусская народная педагогика. Основные средства народного воспитания.

Сущность педагогики на историческом этапе заключается в передаче исторического и социального опыта подрастающему поколению. Обращение к народной педагогике отражает возрождение национальной сущности белорусов. Народная педагогика появилась и развивалась как результат необходимости передавать от поколения к поколению определённые трудовые знания, умения и навыки, а также правила и нормы общественного поведения, без которых была бы невозможной жизнедеятельность человека. На протяжении многих веков народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогические идеи проявились в трудовой деятельности, в традициях, обычаях, праздниках, устном народном творчестве, семейном укладе жизни. На основе практического осуществления этих педагогических идей формировалась своеобразная система народного воспитания, которая включала трудовое, религиозное, нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое и физическое воспитание. Все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Каждый народ имеет свои национальные особенности и стремиться сохранить их. Желание сохранить свои традиции: язык, образ жизни, специфику взаимоотношений между людьми находит своё воплощение в воспитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: