Задачи:
— определение готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
— выяснение причин их затруднений и ошибок;
— выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков;
— определение уровня развития психических новообразований.
Основные недостатки при осуществлении проверки и оценки знаний: неправильное понимание ее функций, неоправданно переоценивается ее роль в процессе обучения.
Методы контроля и самоконтроля:
1.устные- индивидуальный, фронтальный, уплотненныйопрос;
2.письменные -письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты;
3.практические -практические работы, опыты;
4.графические - графики, схемы, таблицы;
5.программированные — машинные и безмашинные;
6.наблюдение и самоконтроль.
Методы
-Устные:
1.Индивидуальный опрос, когда ученик вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учеников. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью.
|
|
2.Фронтальный опрос. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сигнальные карточки, которые ученики показывают в ответ на вопрос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
3.Уплотненный опрос -Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, 4—6
Человек вызываются за первые столы и получают карточки с заданиями.К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы.
-Письменные: разнообразны и определяются спецификой учебного предмета. Так, в начале урока можно давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут.
-Графические: Из схем, графиков предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски.
-Программированные используют в виде перфокарт и закладывают в компьютере.
Формы контроля:
-КОЛЛОКВИУМ-промежуточная форма контроля, которая имеет целью выяснить степень усвоения материала по теме. Проходит в виде фронтального опроса, но требует более длительного времени и большей глубины ответов.
- ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА-дает возможность более эффективно вести тематический учет знаний учащихся.
-ЭКЗАМЕН-специфическая форма проверки и оценки знаний.