Подводя итоги

Подводя итоги, авторы монографии приходят к следующим выводам.

В настоящее время массовая миграция стала настоящим вызовом для значительного числа государств мира - при этом одни страны сталкиваются с проблемой настоящего исхода своего населения (сюда относятся государства с низким уровнем жизни, страдающие от вооруженных конфликтов и других проблем), в то время как другие (экономически и политически стабильные и потому привлекательные) вынуждены противостоять массовому наплыву иммигрантов. Сам по себе переезд отдельных групп людей для проживания в другую страну, как представляется, не должен вызывать больших трудностей в случае надлежащего законодательного регулирования. Проблемы начинают возникать, когда число иммигрантов из бедных стран превышает некое разумное число приезжих и государство не в состоянии их "переварить", т.е. принять и обеспечить им возможности для интеграции. Иначе иммигранты вливаются в преступную среду и пополняют ряды либо преступников, либо жертв преступлений, следовательно, вопрос адаптации и интеграции иммигрантов представляется особо важным, когда речь идет борьбе с преступностью, в которую вовлечены иностранцы.

Следует отметить, что значительная часть иностранцев или лиц без гражданства попадает на территорию экономически развитых и привлекательных для иммигрантов стран, рассмотренных в представленной монографии: Великобритании, Австралии, Канады, США, Германии, Испании, Франции, зачастую нелегально, используя все возможные незаконные способы проникновения, проживает там без документов или по поддельным документам и работает без разрешения. При этом особую опасность представляют преступления, связанные с контрабандой и незаконным трафиком людей в целях сексуальной эксплуатации или принуждения к рабскому труду. Еще одна проблема названных стран - появление лиц, выдающих себя за беженцев, которых в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года (и Протоколом 1967 года) эти государства обязаны принимать и которые, будучи в действительности экономическими мигрантами, беженцами не являются. Попав на территорию страны, они претендуют на получение жилья и социальных пособий, и незаконно получают их из государственных фондов. Выдворение же подобных "беженцев" и иных незаконно находящихся на территории государств иностранных граждан является весьма сложной и длительной процедурой, в которой задействованы, как правило, несколько инстанций - административных и судебных. В данном случае показателен негативный опыт Великобритании, которая на законодательном уровне закрепила новую категорию незаконных иммигрантов - "иностранцев-преступников", обладающих специальным статусом, удалить которых из страны оказалось невозможно ни при каких условиях и расходы на содержание которых оплачиваются из государственного бюджета.

Что касается рассмотренных в монографии государств, принадлежащих к семье общего права, следует отметить, что несмотря на существующие в Великобритании, Австралии, Канаде и США объективные различия в подходах к иммиграционной политике и, следовательно, к формированию иммиграционного законодательства, многое в конечном итоге в законодательстве этих стран совпадает. В первую очередь это вызвано тем огромным влиянием, которое оказало на формирование права этих стран вначале общее, а затем и статутное право Соединенного Королевства. Современный этап развития законодательства стран общего права характеризуется обратным воздействием законодательных подходов Австралии и Канады на право Великобритании. Именно иммиграционное законодательство являет собой яркий пример этого, хотя и во многих других отраслях права такое влияние заметно усиливается.

Европейские страны дают иной пример. Эти страны, даже те, которые, как Франция, имели в прошлом колонии, не создали или не сумели создать значительных колоний собственных граждан, которые впоследствии стали самостоятельными государствами (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Европейские государства и их законодательства, таким образом, по существу не испытали влияния своих бывших колоний. Они формировали свое иммиграционное законодательство в первую очередь как заслон перед наплывом иностранцев. Полстолетия существования такого законодательства показали его неэффективность. И ныне и Германия, и Франция, и Испания, законодательство которых исследуется в монографии, склоняются к разработке новых законов, оставляющих лишь небольшой канал исключительно лишь для высококвалифицированных мигрантов. Что касается преступности мигрантов, стоит вспомнить, что, например, в Германии доля преступности иностранцев превышает их долю в общей массе населения в три раза (применительно к насильственным деликтам и наркобизнесу) и более чем в два раза применительно к краже, мошенничеству и в целом ко всем видам преступлений. Близко к этому выглядит картина во Франции и Испании, что вынуждает законодателей указанных стран применять в отношении мигрантов в первую очередь меры уголовного характера, а не административные, причем все более жесткие меры. Поэтому ужесточение карательной политики в отношении мигрантов можно считать важнейшей тенденцией развития уголовного законодательства в странах континентальной Европы. Поскольку все указанные страны являются членами ЕС, этот Союз прилагает огромные усилия для проведения единой миграционной политики на всей его территории, поскольку шенгенские соглашения, по сути, уничтожили межгосударственные границы. При всем том довольно глубокие различия между отдельными членами ЕС остаются до сих пор.

Следует отметить широкий круг мер административного и уголовно-правового характера, которые используются в названных выше государствах и направлены как на общее ужесточение правил въезда и пребывания на территории страны; усиление органов пограничного контроля; ограничение въезда лиц, имеющих криминальную историю или ранее уже выдворенных из страны, так и на выявление незаконных иммигрантов на территории страны. Не секрет, что с подобными проблемами на настоящем этапе, хотя и в меньших объемах, начала сталкиваться и Российская Федерация. Следует выделить тот полезный опыт, который, на наш взгляд, имеется в США, где после атаки террористов 11 сентября 2001 года в 2003 году была создана иммиграционная и таможенная полиция, являющаяся крупнейшим следственным органом. В состав этого органа входит сеть агентов, контролирующих иммигрантов, которая отвечает за соблюдение гражданами иммиграционного законодательства и обеспечивает удаление из страны всех иностранцев, в отношении которых было вынесено решение о депортации, с целью воспрепятствования нарушения ими иммиграционного законодательства, задержания и депортации из страны тех иностранных граждан, которые совершили уголовные преступления. Эти же агенты осуществляют транспортировку задержанных иностранных граждан в соответствующие тюрьмы, на судебные процессы и т.п. Такая агентская сеть покрывает всю страну. Важные функции возложены на инспекторов по депортации: они занимаются преследованием лиц, незаконно возвратившихся в страну после депортации; мониторингом дел иностранных граждан во время процедур по депортации; контролем над освобождением из тюрем лиц, подлежащих выдворению; самой процедурой выдворения.

Отметим интересную особенность в организации миграционного контроля зарубежных государств, в частности Великобритании и США. Эти страны имеют своих представителей миграционных служб в различных точках земного шара, откуда потенциально ожидается наибольший поток незаконных мигрантов. В сотрудничестве с местными службами эти представители имеют возможность добиваться большей эффективности контроля в этой области.

Как уже отмечалось, тенденции последних лет в области уголовного преследования лиц, нарушающих иммиграционное законодательство, также весьма показательны. Заметным явлением стало значительное усиление уголовных санкций за иммиграционные преступления и введение новых составов преступлений (либо использование уже существующих институтов, например, в Великобритании - института сговора) - за фиктивные браки в целях незаконного получения гражданства; организацию въезда и укрывательство незаконных мигрантов; прием на работу мигрантов, не имеющих специальных разрешений; отдельные уголовно-правовые меры предусмотрены в отношении юридических лиц, таких, как компании, занимающиеся авиа- и морскими перевозками, консалтинговые и туристические агентства и пр.

Ратифицировав в 2004 году Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов, Российская Федерация не просто встала на путь борьбы с незаконной миграцией, а приняла ряд международных обязательств, предписывающих криминализацию деяний, ориентированных на уголовно-правовую борьбу с преступлениями в миграционной сфере. Однако в действительности, как можно судить по действующему уголовному законодательству, многие международные правовые стандарты в этой сфере так и остались не реализованными.

Не вызывает сомнений превентивный характер сравнительно недавно введенных в УК РФ составов от уголовной ответственности за торговлю людьми (ст. 127.1), организацию незаконной миграции (ст. 322.1), незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации и фальсификацию документов, повлекшую незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1). Вместе с тем за рамками криминализации все еще находятся такие общественно опасные деяния, как содействие незаконной миграции, организация и содействие осуществлению незаконной трудовой деятельности, а равно совершение обозначенных деяний под видом законных туристических услуг.

Проведенный анализ международных правовых актов в сфере борьбы с преступлениями, связанными с миграцией, а также предписаний зарубежного законодательства в данной области, позволяет признать данный перечень не исчерпывающим. Например, было бы целесообразно дополнить УК РФ факультативными миграционными нормами, которые могли бы выступать в качестве квалифицирующих обстоятельств, отягчающих ответственность (беременность потерпевшей, несовершеннолетие или малолетство, отсталое умственное или несовершенное физическое развитие мигранта; применение насилия либо угрозы его применения к мигранту; вовлечение мигранта в преступную деятельность и др.).

Следует отметить еще один "бич" незаконной миграции в России - коррупцию. Сегодня практически невозможно найти случая перемещения незаконных мигрантов из любых пунктов "А" и "Б" без предоставления должностному лицу или служащему (полицейскому, сотруднику миграционной службы, следователю и др.) взятки за признание с их стороны факта законности пребывания (и деятельности) таких лиц в России. Однако подавляющее большинство коррупционных деяний являются не наказуемыми. Как следствие, незаконные мигранты начинают жить в России по своим законам, порождая все новые коррупционные (и иные!) преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: