Уголовные правонарушения

Запрет нахождения на французской территории может быть вынесен в виде дополнительного или основного наказания в следующих случаях:

- за некоторые преступления и проступки против человека (убийства, изнасилования, сутенерство, торговля наркотиками);

- против имущества (отягчающие кражи, вымогательства, получение похищенного имущества, отмывание денег);

- или против нации, государства или общественного порядка (шпионаж, терроризм, подлог, подделка, участие в незаконных формированиях).

Запрет может быть временным или окончательным. Временный запрет может быть вынесен максимум на 10 лет в случаях, предусмотренных законом. По истечении этого срока иностранец может вернуться во Францию, если он выполнит условия въезда на территорию государства. Если мера бессрочная, то есть окончательная, то это означает, что иностранцу запрещено возвращаться во Францию, за исключением случая реабилитации.

Окончательный запрет на пребывание на французской территории применяется к исполнителям и соучастникам террористических актов. Помимо этого запрета, французский суд к ним принимает меры, адекватные мерам, принимаемым судом их страны за подобные преступления.

Эффективность применения таких мер очевидна и заключается в том, что они позволяют не допускать нахождения впредь нежелательного иностранца на территории Франции, а также позволяют в принудительном порядке препроводить его к ее границе по истечении срока отбытия им тюремного заключения. Из этого следует, что запрет на пребывание на территории Франции иностранца не может быть применен до полного отбытия им основного наказания. Применение его, таким образом, становится возможным со дня его освобождения. Современная репатриация иностранца сопровождается обязательным предоставлением ему определенной денежной суммы, если он даст обещание, что вернется к себе на родину без дальнейших попыток возвращения во Францию.

К осужденным к лишению свободы за незаконную миграцию, за злоупотребление общественным имуществом, растрату и т.п. применяется окончательный запрет на занятие своей профессиональной деятельностью, которой он занимался до своего осуждения. Следует отметить, что применяемые более строгие правила въезда и пребывания во Франции иностранцев позволяют более эффективно контролировать и пресекать различную мошенническую практику получения вида на жительство и гражданства.

Запрет нахождения на французской территории препятствует иностранному лицу находиться и оставаться во Франции. Данная мера влечет депортацию, если она имеет место после истечения наказания в виде лишения свободы.

В случае тюремного заключения применение запрета нахождения на французской территории приостанавливается на время исполнения наказания. Он возобновляется в день освобождения иностранного лица.

Французский законодатель из числа иностранцев, которым запрещается пребывать на территории Франции, выделяет так называемых "иностранцев-льготников". Они, в отличие от иностранцев, к которым решение о запрете применяется без права его обжалования, могут обжаловать судебный акт. К ним таким лицам относятся:

1) иностранец в возрасте до 20 лет;

2) иностранец, который постоянно проживал во Франции более 10 лет и не находился в состоянии полигамии, состоял в браке не менее 4 лет с французским гражданином с условием, что этот брак был заключен до его осуждения, и проживал с ним постоянно в течение этого времени;

3) иностранец, который постоянно проживал во Франции более 10 лет, не находился в состоянии полигамии и является отцом или матерью несовершеннолетнего французского ребенка, проживающего во Франции, с условием, что он(-а) добросовестным образом участвовал в его воспитании и содержании с момента его рождения;

4) иностранец, получивший убежище во Франции на основании п. 11 ст. 12 bis Ордонанса от 2 ноября 1945 года N 45-2658 об условиях въезда и пребывания иностранцев.

Однако положения п. п. 2 и 3 неприменимы, если преступление было совершено в отношении супруга или ребенка-иностранца или в отношении всех детей, на которых распространяются его родительская власть. Подобные "льготы" также не распространяются на лицо, совершившее особо тяжкие преступления. К ним относятся такие преступления, как измена, шпионаж; сдача всей или части национальной территории, сдача всех или части вооруженных сил или техники иностранному государству; связь с иностранным государством; передача информации иностранному государству; саботаж; передача ложной информации иностранного государства; заговор; участие в повстанческом движении; захват командования, набор вооруженных сил и подстрекательство к незаконному самовооружению (главы 1, 2 и 4, разд. 1, кн. 4 УК Франции). Не применяются они и к лицам, виновным в совершении актов терроризма (раздел 2 о терроризме этой же кн. 4 УК Франции); участии в боевых и расформированных движениях, фальшивомонетничестве. Постоянно проживающие во Франции совершеннолетние лица, имеющие двойное гражданство, осужденные исправительным трибуналом или судом присяжных, автоматически лишаются французского гражданства и высылаются из страны в страну своего происхождения, где они могут быть освобождены от наказания, если между правительством Франции и страной, куда высылается иностранец, заключено соглашение о таковом.

Запрет на пребывание на территории Франции не может быть распространен на несовершеннолетних. Ко всем молодым правонарушителям может применяться административное наказание, не связанное с лишением свободы, - привлечение их к обязательной воинской службе на срок от одного года до двух лет с тем, чтобы они в ходе прохождения воинской службы научились дисциплине и надлежащему уважению к законам, а также к себе подобным. Дети, рожденные иностранцами, не смогут получить французское гражданство в органах регистрации актов гражданского состояния, если они были осуждены судом несовершеннолетних или помещены в специализированные центры в целях исправления трудом. Семьям всех малолетних преступников не выплачиваются денежные пособия на весь период отбывания ими назначенного им наказания. Эта мера считается весьма действенной, поскольку позволяет заставить родителей должным образом воспитывать своих детей.

Существуют категории иностранцев, которые обладают квазиабсолютной защитой от применения данной меры, например, те, которые имеют сильную и длительную "связь с Францией". Они могут быть подвергнуты применению данной меры только в случаях совершения особо тяжкого преступления. Речь идет о посягательствах на основные интересы нации или на национальную безопасность (измена, убийство, заговор, террористические акты, создание или участие в полувоенных формированиях, преступления, связанные с подделкой валюты).

Уголовному наказанию, предусмотренному некоторыми положения Трудового кодекса Франции, подвергаются как физические, так и юридические лица, использующие труд незаконных иммигрантов. Иммигранты, осуществляющие прямо или через посредника предпринимательскую деятельность или деятельность по оказанию услуг или выступающие посредниками между предпринимателем и незаконным иммигрантом с целью заработка, а равно скрывающие эту деятельность с использованием ложной декларации и не имеющие законных прав на осуществление таковой на территории Франции, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок до пяти лет и штрафа до 15 тысяч евро (ст. L.8256-2 ТК Франции, в ред. Закона N 2011-672 от 16 июня 2011 года). Эти иммигранты привлекаются к уголовной ответственности даже независимо от того, осознавали они или нет противоправный характер своей деятельности. Такому же наказанию подвергаются и иммигранты, которые сознательно, прямо или косвенно осуществляли такую деятельность, не имея на то законных прав. Лица, совершившие указанное правонарушение в составе организованной группы, наказываются лишением свободы до 10 лет и штрафом до одного миллиона евро. Перечисленные преступления носят, как правило, умышленный характер, поэтому наказание не применяются к предпринимателям, которые использовали труд иностранцев, не осознавая, что данная декларация подложная или неверная, но выданная в органах социальной безопасности или территориальной администрацией, штраф налагается на иностранца, использующего ее.

Юридические лица, за исключением государства, виновные в совершении вышеназванных правонарушений, подлежат уголовной ответственности на условиях, предусмотренных ст. 121-2 УК Франции. Статьи же 131-38, п. п. 1 - 5, 8, и 9 ст. 131-9 УК Франции содержат положения о наказаниях, применяемых к юридическим лицам. К ним может быть применены наказания в виде штрафа, а также вынесено решение от временного закрытия вплоть до полной его ликвидации и последующего афиширования в средствах массовой информации принятого в отношении его решения. Положения об ответственности за помощь в нелегальном пребывании иностранного гражданина не распространяется на его родственников по восходящей и нисходящей линии, их супругов, братьев и сестер иностранного гражданина, а также на мужей и жен иностранного гражданина и лиц, заведомо состоящих в сожительстве <1>.

--------------------------------

<1> URL: http:/www.zatulin.ru/institute/sbornik/047/12.shtml (дата обращения: 08.08.2012).

Необходимо отметить, что чаще всего иностранцы подвергаются наказанию в виде лишения свободы или интернированию, кроме перечисленных выше уголовно-наказуемых деяний, и за такие преступления, как:

- рецидивная педофилия, а также за убийство педофилом своей жертвы, даже если преступление совершается им впервые. Интернирование применяется при возможном его освобождении. Кроме того, к педофилам могут применяться меры медицинского характера;

- избиение женщин. В этом случае за виновными устанавливается юридический и медицинский контроль, что в определенной мере позволяет понизить или вообще избавить их от агрессивности. Кроме того, им могут предписать занятия боевыми видами спорта с тем, чтобы они прочувствовали физическую боль, которую они причиняли потерпевшим своими побоями.

Усиление борьбы с незаконными мигрантами связано с тем, что 60 - 80% преступлений, в зависимости от региона, совершаются незаконными иммигрантами <1>. В последнее время в связи с участившимися беспорядками, осуществляемыми иммигрантами, а также из-за некорректного их отношения к французским гражданам, в отношении которых совершаются преступления, встает вопрос о защите законопослушных иммигрантов. Защита их от посягательств осуществляется на основании норм УК Франции.

--------------------------------

<1> URL: http://france-decadente.over-blog.org/article-delinquance-cri... (дата обращения: 08.08.2012).

Уголовный кодекс Франции содержит, пожалуй, единственную норму, которая непосредственно направлена на защиту иностранных граждан от посягательств на них. Эта норма предусматривает ответственность за их дискриминацию. Так, согласно ст. 225-1 УК, дискриминацию образует любое различие, проводимое между физическими лицами на основании их происхождения, нравов и обычаев, принадлежности или непринадлежности, действительной или мнимой, к какой-либо определенной этнической группе, нации, расе или религии. Дискриминацией также является любое различие, проводимое и между юридическими лицами (например, религиозными организациями) на основании их происхождения, нравов и обычаев, принадлежности или непринадлежности, действительной или мнимой, к какой-либо определенной этнической группе, нации, расе или религии членов или некоторых членов этих юридических лиц.

Торговля людьми <1>. Во Франции вопрос о торговле людьми привлек внимание политиков в декабре 2001 года, когда парламенту был представлен отчет комиссии по борьбе с современными формами рабства и торговлей людьми. Это событие, в свою очередь, привело к единогласному голосованию в Национальном собрании по новому закону о борьбе с торговлей людьми, а в последующие годы к разработке всеобъемлющих правовых программ по данному вопросу.

--------------------------------

<1> Закон Франции от 14 января 1933 года, направленный на борьбу с торговлей детьми под видом их усыновления, наказывает в уголовном порядке незаконное перемещение детей, совершенное как частными лицами, так и юридическими лицами, в качестве наказания он предусматривает лишение свободы и штраф.

Согласно сведениям, содержащимся в докладе Государственного департамента США <1>, Франция в настоящее время является страной назначения и транзита для мужчин, женщин и детей из Восточной Европы, Западной Африки и Азии, а также Карибского бассейна и Бразилии, которые подвергаются секс-торговле и рабскому труду. Также рабскому труду и принудительной проституции подвергаются и французские граждане. Существующие сети секс-оборота контролируются гражданами Болгарии, Румынии, Нигерии и Франции, которые втягивают женщин в занятие проституцией путем долговой кабалы, физической силы и психологического насилия, в том числе с использованием ритуалов вуду <2>. Многие женщины и дети из африканских стран также подвергаются рабскому труду в качестве домашней прислуги, причем, по сообщениям прессы, часты случаи, когда используются члены семьи, привезенные из Африки для работы в домашнем хозяйстве во Франции. Французское правительство считает, что примерно 10 - 12 тысяч женщин в стране являются жертвами секс-торговли, например, в 2007 году жертвами торговцев людьми стали 1002 человека, из которых 76% являлись иностранцами. Во Франции также находится значительное число несовершеннолетних румынских граждан, многие из которых также стали объектами торговли людьми.

--------------------------------

<1> Доклад о торговле людьми - Франция. 2011. Государственный департамент США (дата публикации: 27.06.2011). URL: http://www.unhcr.org/refworld/docid/4e12ee7dc.html (на 13.04.2012).

<2> URL: http://www.unhcr.org/refworld/docid/4e12ee7dc.html (на 13.04.2012) (дата обращения: 08.08.2012).

Не избежали подобной судьбы и наши сограждане. Начиная с 2001 года в ходе проведения оперативных мероприятий совместно с сотрудниками судебной полиции г. Ниццы (Франция), было установлено, что участники организованной группировки на территории России, преимущественно в г. Ростове-на-Дону, осуществляли "вербовку" женщин, желающих выехать во Францию, для работы в варьете, стриптиз-клубах и т.п. По поддельным документам женщины переправлялись через Италию в г. Ниццу, где путем угроз и применения насилия их заставляли заниматься уличной проституцией. Все получаемые от данного преступного бизнеса денежные средства участники группировки присваивали себе, часть пересылали своим соучастникам в Россию через "Western Union" за вербовку и переправку женщин. Всего было установлено 12 активных участников группировки, находящихся во Франции и в России. В группу входили граждане России, Армении, Грузии, Франции, бывшей Югославии. По выявленным фактам преступной деятельности правоохранительными органами Франции было возбуждено уголовное дело, в рамках которого проведены необходимые следственные действия, в том числе на территории России. В результате в декабре 2002 года судом г. Ниццы все участники организованной группировки, арестованные во Франции (шесть человек), осуждены к лишению свободы на срок от шести до восьми лет; российские граждане, входившие в группировку (вербовщики и поставщики), находившиеся на момент следствия в России, были осуждены заочно к шести годам тюрьмы каждый с одновременной выдачей международного ордера на их арест <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.un.org/ru/rights/trafficking/human_trafficking_russia.pdfl (дата обращения: 08.08.2012).

Рассмотрим, как законодатель и практика решают вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, занимающихся торговлей людьми.

УК Франции (книга вторая, разд. 4 "О посягательствах на свободу человека", ст. 224-1) предусматривает ответственность за похищение человека, которое наказывается лишением свободы на срок до 20 лет. Статьи 224-2 и 224-3 УК Франции говорят о квалифицированных видах данного деяния, к которым относятся преступления, в результате которых потерпевшему было причинено увечье; либо он получил хроническое заболевание, вызванное умышленно или ставшее результатом условий содержания либо лишения пищи или ухода подобные деяния наказываются лишением свободы на срок до 30 лет. Такое же наказание согласно ч. 1 ст. 224-3 УК Франции предусмотрено в случае совершения преступления организованной бандой или в отношении нескольких лиц, а "если преступлению предшествовали или его сопровождали пытки или акты жестокости или если оно повлекло смерть потерпевшего", оно наказывается в соответствии с ч. 2 ст. 224-2 УК Франции пожизненным уголовным заключением. Согласно ч. 3 ст. 224-3 этого же Кодекса в случае деятельного раскаяния виновного предусмотрено смягчение наказания: возможно снижение срока тюремного заключения до 10 лет в случае добровольного освобождения похищенного в срок до наступления семи полных суток с момента фактического захвата.

Если же преступление "совершено для захвата в качестве заложника, либо для приготовления или облегчения совершения преступления, либо для содействия бегству или обеспечения безнаказанности исполнителя или соучастника преступления, либо для достижения исполнения какого-либо требования или условия, в частности внесения выкупа", оно наказывается 30 годами тюремного заключения (ст. 224-4 УК Франции). Особым квалифицирующим обстоятельством, согласно ст. 224-5 этого Кодекса, является возраст пострадавшего до 15 лет; за совершение такого преступления должно быть назначено пожизненное тюремное заключение.

Следует отметить, что торговля людьми в целях сексуальной и трудовой эксплуатации во Франции с 2003 года запрещена на законодательном уровне - Законом о внутренней безопасности <1>, который ввел в УК Франции понятие человеческого оборота (De la traite des Stres humains) и установил конкретные наказания для лиц, эксплуатирующих уязвимых лиц. Внесенные в 2008 году в данный Кодекс поправки установили уголовную ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, трудовой эксплуатации и торговли детьми (ст. 225). Кодекс предусматривает за эти преступления наказания, соразмерные с наказаниями за другие тяжкие преступления, например, за изнасилование. Тем не менее в делах, связанных с преследованием торговли людьми в судебном порядке, французские следственные и судебные органы также используют и другие статьи Уголовного кодекса Франции, в частности, устанавливающие ответственность за принуждение к проституции и преступления против "труда и условий жизни человеческого достоинства".

--------------------------------

<1> LOI n 2003-239 du 18 mars 2003 pour la securite interieure (1).

Несмотря на принадлежность к одной правовой семье, в Российской Федерации, в отличие от Франции и Германии, уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства устанавливается только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Вопрос уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с миграцией, не видится простым и однозначным. На первый взгляд обоснованно утверждение о существовании в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) <1> лишь трех видов деяний данной направленности: 1) незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ); 2) незаконного пересечения границы РФ (ст. 322 УК РФ); 3) организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Однако при подходе к проблеме в ином, систематизированном, ракурсе следует говорить о более широком перечне преступных посягательств, связанных с миграцией.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 7 декабря 2011 г., с изм. и доп., вступившим в силу с 6 января 2012 г.). Первоначальный текст документа опубликован: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2011).

Действующий УК РФ не выделяет сколь-нибудь значимую совокупность преступлений, связанных с миграцией, в качестве самостоятельной группы преступных посягательств, распределив их в разных главах (и даже разделах). Вместе с тем в отечественном уголовном законе имеются отдельные преступные деяния, так или иначе нарушающие установленный законодательством режим въезда и выезда из Российской Федерации и (или) порядок пребывания на территории России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

Кроме того, как известно, незаконная миграция влечет за собой совершение целого ряда преступных посягательств, для противодействия которым требуется сбалансированный комплекс долгосрочных мер законодательного воздействия. Например, с учетом современной глобализации достаточно остро стоит проблема незаконного культивирования растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ <1>. В связи с этим необходим комплекс уголовно-правовых мер не только для предотвращения масштабов незаконного культивирования растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, но и миграции рабочей силы в районы, затронутые проблемой незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, и в зоны незаконного производства наркотиков. На охрану общественных отношений, возникающих в сфере урегулированного законодательством Российской Федерации культивирования растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, направлена ст. 228.2 "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ" УК РФ. Вместе с тем в данной норме отсутствует квалифицированный признак относительно совершения этого деяния мигрантами либо посредством использования их незаконного труда.

--------------------------------

<1> См., например: Политическая декларация и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков (E/2009/28. E/CN.7/2009/12). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/drugs_politdecl.pdf (дата обращения: 30.01.2012).

Вероятно, отказ законодателя от криминализации указанного обстоятельства связан с позитивной динамикой по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом сильнодействующих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. В сравнении с 2009 годом, в 2010 году <1> сократилось количество иностранных граждан и лиц без гражданства, привлеченных к уголовной ответственности по данным категориям преступлений (табл. 1).

--------------------------------

<1> См.: Преступность и правонарушения (2006 - 2010 гг.). М., 2011. С. 125.

Таблица 1

Характеристика лиц, совершивших преступления,

связанные с незаконным оборотом наркотических средств,

психотропных веществ и их аналогов,

сильнодействующих веществ в России (в тыс.)

  Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности
         
           
Всего          
Граждан России          
Иностранных граждан и лиц без гражданства          
в том числе граждан государств - участников СНГ          

Для обоснования тенденции к расширению направленности преступной активности мигрантов можно привести еще один, причем эмпирический, пример. Как указывают официальные статистические данные <1>, с каждым годом все более негативное влияние на безопасность дорожного движения в России оказывают водители, являющиеся иностранными гражданами. В 2010 году, несмотря на общее снижение основных показателей аварийности в стране, количество происшествий с участием водителей, являющихся иностранными гражданами, возросло. В 4468 (+7,4% к АППГ) таких ДТП погибли 783 (+12,5% к АППГ) и были ранены 6213 (+10,4% к АППГ) человек. В 19 регионах количество происшествий с участием иностранных водителей возросло в полтора-два раза. Более половины (57,6%) ДТП, в которых участвовали водители - иностранцы, связаны с нарушениями с их стороны. Всего в 2572 (+5,9% к АППГ) случаев ДТП по вине иностранцев погибли 363 (+6,8% к АППГ) и были ранены 3585 (+11,1% к АППГ) человек.

--------------------------------

<1> См.: Преступность и правонарушения (2006 - 2010 гг.). С. 135.

В юридической литературе <1> уголовно-правовые меры противодействия незаконной, в том числе криминальной, миграции дифференцируются по двум блокам:

--------------------------------

<1> См., например: Кобец П.Н. Миграционное законодательство России: практика применения и проблемы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 10. С. 11 - 14.

1) нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения в области миграции путем установления ограничений и прямых запретов на совершение некоторых действий (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - ст. 322 УК РФ; организация незаконной миграции - ст. 322.1 УК РФ; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков - ст. 327 УК РФ и т.д.);

2) нормы, непосредственно регулирующие другие области общественных отношений, но которые так или иначе затрагивают либо какие-то аспекты миграции, либо их последствия (торговля людьми - ст. 127.1 УК РФ; использование рабского труда - ст. 127.2 УК РФ; незаконное предпринимательство - ст. 171 УК РФ; терроризм - ст. 205 УК РФ; организация преступного сообщества (преступной организации) - ст. 210 УК РФ и т.п.).

На основании изложенного круг связанных с миграцией преступлений с учетом специфики таких посягательств на общественные отношения, находящиеся под охраной УК РФ (объекта преступления), социально-политической природы этих деяний (правового статуса мигранта) и причинения вреда установленному порядку осуществления миграционной политики в России (нормальной деятельности органов государственной власти и управления), с известной долей условности можно объединить (систематизировать) в единую группу преступных посягательств - миграционные преступления <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее по тексту настоящей работы применительно к правовой традиции Российской Федерации используется термин "миграционные преступления".

Весь комплекс миграционных преступлений можно дифференцировать в зависимости от: а) видового (непосредственного) объекта; б) субъекта преступного посягательства; в) совокупности обоих критериев.

Исходя из сущности видового (непосредственного) объекта, система миграционных преступлений в России складывается из следующих видов деяний:

1. Преступления против прав и свобод мигрантов:

- преступления, непосредственно посягающие на личную свободу мигрантов: похищение человека (ст. 127 УК РФ); торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ); использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ);

- преступления против равноправия и политических прав мигрантов: нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ).

2. Преступления против общественной безопасности:

- преступления, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения при обеспечении экономической безопасности: контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 226.1).

3. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:

- преступления против здоровья населения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ);

- преступления, посягающие на общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения нравственных устоев общества, сложившихся в сфере половых взаимоотношений: вовлечение в занятие проституцией (п. "б" ч. 2 ст. 240 УК РФ); организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ).

4. Преступления, посягающие на властный публичный аппарат, установленный порядок государственного управления, авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы:

- преступления, посягающие на общественные отношения в сфере установленного порядка приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ);

- преступления, посягающие на общественные отношения в сфере обеспечения порядка пересечения государственной границы, установленного нормативными правовыми актами и международными соглашениями РФ: незаконное пересечение границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ);

- преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие установленный государством порядок пересечения государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства: организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ).

Взяв за основу признак субъекта, можно систематизировать миграционные преступления в такие группы, как:

- преступления, совершаемые мигрантами (ст. 322 УК РФ);

- преступления, совершаемые мигрантами и (или) иными лицами, связанные с вовлечением мигрантов в противоправную деятельность (ст. ст. 226.1, 228, 228.1, 228.2, 322.1 УК РФ);

- преступления, связанные с незаконной миграцией, совершаемые иными лицами (ст. ст. 127, 127.1, 127.2, 136, 240, 241, 292.1 УК РФ).

Комплексный подход к систематизации миграционных преступлений и, как следствие, выявлению отдельных их видов, позволяет объединить обе классификационные системы и сформировать такую классификацию анализируемых деяний:

1. Преступления, совершаемые мигрантами:

- преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие установленный государством порядок пересечения государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства (ст. 322 УК РФ).

2. Преступления, совершаемые мигрантами и (или) иными лицами, связанные с вовлечением мигрантов в противоправную деятельность:

- преступления, посягающие на общественные отношения в сфере обеспечения порядка пересечения государственной границы, установленного нормативными правовыми актами и международными соглашениями РФ (ст. 322.1 УК РФ);

- преступления, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения при обеспечении экономической безопасности (ст. 226.1);

- преступления против здоровья населения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров (ст. ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ);

- преступления, посягающие на общественные отношения, возникающие по поводу обеспечения нравственных устоев общества, сложившихся в сфере половых взаимоотношений (ст. ст. 240, 241 УК РФ).

3. Преступления, связанные с миграцией, совершаемые иными лицами:

- преступления против личной свободы мигрантов (ст. ст. 127, 127.1, 127.2 УК РФ);

- преступления против равноправия и политических прав мигрантов (ст. 136 УК РФ);

- преступления, нарушающие законный порядок приобретения гражданства (ст. 292.1 УК РФ).

Изложенные выше классификации миграционных преступлений не претендуют на истину в последней инстанции и, возможно, не охватывают всего массива преступной деятельности мигрантов, однако они не носят случайный характер, поскольку способствуют установлению юридической природы анализируемых посягательств.

Во-первых, разграничение миграционных преступлений в зависимости от видового (непосредственного) объекта позволяет сформулировать дефиницию "миграционные преступления". На наш взгляд, миграционные преступления представляют собой виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные УК РФ, непосредственно посягающие на обеспечение правопорядка в стране, осуществление органами государственной власти и управления миграционной политики и причиняющие вред установленному кругу общественных отношений.

Во-вторых, дифференциация миграционных преступлений по основанию субъекта преступного посягательства подтверждает, что в перечень таких деяний не включаются так называемые общеуголовные преступные посягательства, субъектом которых может являться мигрант (убийства, кражи, грабежи, разбои и др.). Суть миграционных преступлений не сводится исключительно к наличию в их составе в качестве субъекта мигранта. "Окраска" их общественной опасности несколько иная. Факт незаконной миграции является своеобразным предикатом миграционного преступления. В большей массе миграционные преступления совершаются не самими мигрантами, а иными лицами, но в неразрывной связи с потоком мигрантов (например, в целях занятия проституцией или иной формы сексуальной эксплуатации) или с непосредственным вовлечением мигрантов (в частности, для осуществления трафика наркотических средств или психотропных веществ). Кроме того, миграционные преступления зачастую сопряжены с иными криминальными проявлениями - трудовой эксплуатацией, злоупотреблениями по службе, коррупцией и т.д.

В-третьих, комплексная классификация миграционных преступлений способствует выявлению особенностей их расследования, в том числе с учетом определения в уголовно-процессуальном законе подследственности того или иного деяния. Более того, дифференцированный подход к миграционным преступлениям способствует устранению одного из пробелов в практике расследования - разработке методики расследования отдельных видов (групп) миграционных преступлений.

В-четвертых, систематизация миграционных преступлений по тому или иному основанию выявляет ряд пробелов в отечественном уголовном законодательстве, в том числе касающихся расхождений в подходе к криминализации миграционных преступлений в международных правовых актах. В частности, к преступлениям, связанным с миграцией, Протокол против незаконного ввоза мигрантов от 15 ноября 2000 года <1> относит содействие незаконной трудовой деятельности мигрантов в целях создания условий для незаконного их ввоза в страну или для достижения любых других незаконных средств. В Соглашении СНГ от 6 марта 1998 года признаются преступлениями деяния, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате организации и содействия незаконной миграции, а также преступления, связанные с лицензированием деятельности агентств по трудоустройству граждан за рубежом и туристической деятельности <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3883.

<2> См.: Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1 (28). С. 85 - 86.

Как видно из изложенных классификаций, в действующем УК РФ названных составов миграционных преступлений не содержится.

Необходимость наличия в УК РФ конкретных составов миграционных преступлений обусловлена повышенной степенью их общественной опасности. В последнее время нарушения уголовно-правовых норм со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно в отношении указанных категорий лиц, несмотря на сравнительно невысокие показатели, стали приобретать массовый характер. Динамика преступности иностранцев, зарегистрированных в Российской Федерации за период 2005 - 2010 годы, характеризуется скачкообразными показателями в диапазоне от уменьшения до увеличения ее численности (диаграмма 1).

к 120000 ┐

о │

л │

и │ ┌───┐

ч │ │ │

е 100000 ┤ ┌───┐ │ │

с │ ┌───┐ │ │ │ │

т п │ ┌───┐ │ │ │ │ │ │

в р │ │ │ │ │ ┌───┐ │ │ │ 5 │ ┌───┐

о е │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 7 │ │ │ ┌───┐

с 80000 ┤ │ 5 │ │ 5 │ │ 5 │ │ 5 │ │ 9 │ │ 4 │ │ │

з т │ │ 1 │ │ 3 │ │ 0 │ │ 3 │ │ 5 │ │ 8 │ │ 4 │

а у │ │ 2 │ │ 0 │ │ 1 │ │ 8 │ │ 5 │ │ 9 │ │ 4 │

р п │ │ 2 │ │ 1 │ │ 3 │ │ 7 │ │ │ │ 9 │ │ 9 │

е л │ │ 5 │ │ 4 │ │ 9 │ │ 6 │ │ │ │ 2 │ │ 5 │

г е 60000 ┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 6 │

и н │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

с и │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┤ │ │ │ │

т й │ ├───┤ ├───┤ │ │ ├───┤ │***│ │ │ │ │

р │ │***│ │***│ ├───┤ │***│ │***│ ├───┤ │ │

и 40000 ┤ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ ├───┤

р │ │ 4 │ │ 4 │ │ 4 │ │ 4 │ │ 5 │ │ 4 │ │***│

о │ │ 6 │ │ 7 │ │ 5 │ │ 8 │ │ 3 │ │ 4 │ │ 4 │

в │ │ 5 │ │ 4 │ │ 3 │ │ 8 │ │ 0 │ │ 5 │ │ 0 │

а │ │ 6 │ │ 7 │ │ 4 │ │ 0 │ │ 7 │ │ 9 │ │ 4 │

н 20000 ┤ │ 1 │ │ 9 │ │ 5 │ │ 1 │ │ 6 │ │ 6 │ │ 9 │

н │ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │ 9 │

ы │ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│

х │ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│ │***│

0 ┴─┴───┴─┬──┴───┴─┬──┴───┴─┬──┴───┴─┬──┴───┴─┬──┴───┴─┬──┴───┴─┐

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

┌───┐

│ │ преступления совершены иностранными гражданами

└───┘

┌───┐

│***│ в том числе гражданами государств - участников СНГ

└───┘

Диаграмма 1. Количество преступлений, совершенных

иностранными гражданами и лицами без гражданства,

зарегистрированных за период 2005 - 2011 годы

(в тыс. человек)

В 2010 году наметилась тенденция к сокращению количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, хотя и с достаточно высоким уровнем преступных посягательств с участием граждан государств - участников СНГ. Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России <1>, в 2010 году на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 49 тысяч преступлений (-15,5% к АППГ). В этом количестве посягательств выявлено 44,6 тысячи преступлений (91,0% от всех зарегистрированных преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства), совершенных гражданами государств - участников СНГ.

--------------------------------

<1> Состояние преступности январь - декабрь 2010 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_88233 (дата обращения: 08.02.2012).

Последний показатель на 16,0% превысил аналогичный показатель 2009 года. В том же 2010 году удельный вес преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства имел показатель 3,4% от числа расследованных преступлений, из которых 3,1% пришлось на долю посягательств, учиненных гражданами государств - участников СНГ <1>. Таким образом, по сравнению с 2009 годом, в 2010 году снизилось число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (49,0 тыс.; -15,5%). Большинство из них (91,0%) приходится на долю граждан государств - участников СНГ (44,6 тыс.; -16,0%). Более половины (54,7%) всех преступлений, совершенных иностранцами, зарегистрировано в Центральном федеральном округе (26,8 тыс.), почти четверть - в г. Москве (11,8 тыс.) <2>.

--------------------------------

<1> См.: Общие сведения о состоянии преступности в 2010 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/userfiles/yanvar_dekabr_2010.pdf (дата обращения: 08.02.2012).

<2> См.: Преступность и правонарушения (2006 - 2010 гг.). М., 2011. С. 10.

Снижение показателей уровня преступности иностранцев продолжилось в 2011 году. В этот период иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России было совершено 45 тысяч преступлений (-8,2% к АППГ), в том числе гражданами государств - участников СНГ - 40,5 тысячи преступлений (+9,2% к АППГ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Состояние преступности январь - декабрь 2011 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_102505 (дата обращения: 23.03.2012).

Удельный вес преступных посягательств иностранных граждан и лиц без гражданства в этот период составил 3,4% от числа расследованных преступлений, в их числе доля преступлений граждан государств - участников СНГ установилась на отметке 3,1% <1>. В структуре преступности иностранцев удельный вес преступлений, совершенных гражданами государств - участников СНГ, все еще высок и достигает 90,1%.

--------------------------------

<1> См.: Общие сведения о состоянии преступности в январе - декабрь 2011 г. // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/userfiles/sb_12_11.pdf (дата обращения: 23.03.2012).

В 2005 - 2010 годах (за исключением "зигзага" в сторону увеличения в 2006 году) динамика преступности против иностранных граждан и лиц без гражданства представлена последовательной тенденцией к уменьшению. Например, в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на 16,7% сократилось количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и составило 12,4 тысячи преступлений. Однако в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах их количество возросло на 19,0% и 2,9%, соответственно <1>.

--------------------------------

<1> См: Преступность и правонарушения (2006 - 2010 гг.). М., 2011. С. 125.

В 2011 году ситуация не изменилась. Так, в сравнительном разрезе с аналогичным периодом 2009 года, в названный период на 7,9% сократилось количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, составив 11,4 тысячи преступлений (диаграмма 2).

з 20000 ┐

а │

р │

е п │ ┌───┐

к г р │ ┌───┐ │ │

о и е 15000 ┤ │ │ │ │ ┌───┐

л с с │ │ │ │ │ │ │ ┌───┐

и т т │ ┌───┐ │ │ │ │ │ │ │ │

ч р у │ │ │ │ │ │ 1 │ │ │ │ │ ┌───┐

е и п │ │ │ │ 1 │ │ 5 │ │ 1 │ │ │ │ │ ┌───┐

с р л 10000 ┤ │ 1 │ │ 5 │ │ 9 │ │ 5 │ │ 1 │ │ │ │ │

т о е │ │ 3 │ │ 6 │ │ 8 │ │ 2 │ │ 4 │ │ 1 │ │ │

в в н │ │ 3 │ │ 1 │ │ 5 │ │ 1 │ │ 9 │ │ 2 │ │ 1 │

о а и │ │ 0 │ │ 1 │ │ │ │ 0 │ │ 1 │ │ 4 │ │ 1 │

н й │ │ 7 │ │ │ │ │ │ │ │ 9 │ │ 2 │ │ 4 │

н 5000 ┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 5 │ │ 4 │

ы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 0 │

х │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

0 ┴─┴───┴┬──┴───┴┬──┴───┴─┬─┴───┴┬──┴───┴┬──┴───┴┬──┴───┴┐

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Диаграмма 2. Количество преступлений, зарегистрированных

в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства,

за период 2005 - 2011 годы (в тыс. человек)

Удельный вес зарегистрированных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства преступлений не отличается высокими показателями. В частности, в 2005 - 2007 годах он составил 0,4% от числа зарегистрированных преступных посягательств, в 2008 - 2011 годах - 0,5% <1>.

--------------------------------

<1> Состояние преступности 2005 - 2011 гг. // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports (дата обращения: 08.02.2012).

В целом статистические показатели преступлений, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, представлены следующими динамическими рядами (табл. 2):

Таблица 2

Преступления, связанные с иностранными гражданами

и лицами без гражданства

Преступления совершены Всего зарегистрировано в отчетном периоде и в % (+, -) к АППГ
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. январь - октябрь 2011 г.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства 51225 (+4,7) 53014 (+3,5) 50139 (-5,4) 53876 (+7,5) 57955 (+7,6) 48992 (-15,5) 38638 (-8,9)
В том числе гражданами государств - участников СНГ 46561 (+3,2) 47479 (+2,0) 45345 (-4,5) 48801 (+7,6) 53076 (+8,8) 44596 (-16,0) 34781 (-10,2)
Зарегистрировано преступлений в отношении инос- транных граждан и лиц без гражданства 13307 (+29,2) 15611 (+17,3) 15985 (+2,4) 15210 (-4,8) 14919 (-1,9) 12425 (-16,7) 9558 (-9,2)

Динамика отдельных видов миграционных преступлений в большей массе имеет тенденцию к снижению, например, в 2010 году (по сравнению с АППГ) отмечается снижение количества таких преступных посягательств, как похищение человека; нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина; контрабанда <1>; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; вовлечение в занятие проституцией и организация занятия проституцией.

--------------------------------

<1> Анализ статистических показателей производится с учетом регламентации оснований уголовной ответственности за контрабанду в УК РФ. Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 188 УК РФ декриминализирована. Названным Федеральным законом в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" УК РФ введена новая норма - ст. 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей". Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.12.2011).

Вместе с тем, согласно данным ГИАЦ МВД России <1>, в этот же период увеличилась численность использования рабского труда (ст. 127.2 УК РФ); торговли людьми; незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации; организации незаконной миграции. В сравнительном разрезе с увеличившимся количеством обозначенных преступлений особую тревогу вызывает снижение эффективности их расследования (табл. 3).

--------------------------------

<1> Статистические данные ГИАЦ МВД России по состоянию преступности в 2005 - 2010 гг. // Криминологи. РФ. URL: http://www.crimpravo.ru/page/mvdstatistic (дата обращения: 06.02.2012).


Таблица 3

Динамика миграционных преступлений

за период 2005 - 2010 годы (в тыс.)

Статья УК РФ Зарегистрировано преступлений в отчетном периоде (за год) Выявлено лиц, совершивших преступ- ления в отчетном периоде (за год)
                       
Статья 127                        
Статья 127.1                        
Статья 127.2                        
Статья 136                        
Статья 188                        
Статья 228                        
Статья 228.1                        
Статья 228.2                        
Статья 240                        
Статья 241                        
Статья 292.1 - <1> - -       - - -      
Статья 322                        
Статья 322.1                        

--------------------------------

<1> Норма об уголовной ответственности за незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1) введена в УК РФ Федеральным законом РФ от 8 апреля 2008 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 12 апреля.

Миграционные преступления, совершаемые непосредственно мигрантами, посягающие на установленный порядок государственного управления, авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы представлены в УК РФ одним составом - незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации (ст. 322).

Незаконное пересечение границы без действительных документов на право въезда или выезда из Российской Федерации, либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном российским законодательством (ст. 322 УК РФ), является основным миграционным преступлением. Его общественная опасность обосновывается тем, что это деяние посягает на неприкосновенность и установленный законодательством порядок пересечения границы. В последние годы наблюдается устойчивый рост динамики этого преступления. Так, в 2005 году было зарегистрировано 639 случаев незаконного пересечения границы, в 2006 году - 1595, в 2007 году - уже 1728. В 2008 году их количество сократилось до 1663 посягательств. По сравнению с 2005 годом в 2009 - 2010 годах уровень незаконного пересечения границы пополз вверх, составив 1853 и 1926 преступных случаев соответственно.

Незаконное пересечение границы Российской Федерации посягает на общественные отношения в сфере управления по обеспечению порядка пересечения границы, установленного нормативными правовыми актами и международными соглашениями Российской Федерации.

С объективной стороны рассматриваемое миграционное преступление предполагает активные действия, совершенные посредством пересечения государственной границы без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее либо же без надлежащего разрешения, регламентированного российским законодательством.

Обязательным признаком объективной стороны состава этого преступления является место совершения преступного посягательства - Государственная граница Российской Федерации. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. 1993. 4 мая.

Уголовно-наказуемое пересечение российской границы включает перемещение физического лица через государственную границу независимо от формы такого перемещения (тайно или открыто, пешеходным способом, вплавь, с использованием любого вида транспортного средства, воздушного или водного судна, в пунктах пропуска через границу или вне мест такого пропуска и т.д.). Преступным признается пересечение границы как в направлении на территорию Российской Федерации, так и по направлению территории сопредельного государства.

С объективной стороны незаконное пересечение границы может осуществляться в любой форме, но лишь одним из двух запрещенных УК РФ способов: 1) без действительных документов; 2) без надлежащего разрешения, полученного в установленном порядке.

Эти способы, в силу их непосредственного указания в УК РФ, являются криминообразующими, следовательно, при квалификации деяния по ст. 322 УК РФ органам предварительного следствия необходимо тщательно подходить к установлению способа незаконного пересечения российской границы <1>.

--------------------------------

<1> При проверке материалов одного из уголовных дел (по обвинению Б., К., М. и Н. по ч. 2 ст. 322 УК РФ в незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации и без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, совершенном группой лиц по предварительному сговору) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ установила, что органами предварительного следствия виновным не вменялось в вину незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации. В связи с этим Судебная коллегия изменила приговор в части осуждения по ч. 2 ст. 322 УК РФ и исключила из приговора их осуждение за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации (см., например: Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 47-010-22. Документ опубликован не был. СПС "Гарант").

Не образуют состава пересечения границы без установленных документов или надлежащего разрешения случаи вынужденного пересечения границы лицами, транспортными средствами на суше, захода иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на российскую территорию, вынужденного влета в воздушное пространство России воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств (например, несчастного случая, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам и других чрезвычайных обстоятельств) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 8 декабря 2011 г.).

Выезд и въезд в Российскую Федерацию ее граждане осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории России. Согласно российскому законодательству основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка) <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 17 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде и выезде предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу (дипломатическую, служебную, обыкновенную, транзитную или временно проживающего лица), если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами или указами президента РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. ст. 6, 24, 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 17 декабря 2011 г.).

Документами, удостоверяющими личность иностранно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow