Д) Формирование психики под действием сил внешнего мира

С. Л. Рубинштейн определял мотивацию как опосредованную процессом отражения субъективную детерминацию поведения человека миром. Но детермина­ция, понимаемая как определяющее воздействие, не может обуславливаться какой-либо сущностью, а только действием сил. Только сила способна оказы­вать воздействие. Действие же сил подчиняется определенным законам.

Активность человеческой психики, согласно положениям психологии, заклю­чается в опережающем отражении окружающего мира. Но отражать можно лишь то, что существует в данный момент. Опережение же предусматривает не отражение, а создание картины возможного будущего. Очевидно, что пси­хика человека способна только на основе отражения законов действия сил строить картину наиболее вероятного возможного будущего. Следовательно, более правильной будет следующая фраза: “Активность человеческой психики заключа­ется в построении картины наиболее возможного будущего на основе отра­жения законов действия сил внешнего мира”.

Воздействие же сил может быть различным во времени: одни способны сообщать кратковременный, но мощный импульс, другие способны накапли­вать свое воздействие с течением времени, третьи же могут действовать по другим, более сложным законам. Для учёта действия сил во времени необходимо их упорядочивание, учёт по их значимости в данный момент и в долговременном будущем.

Понятно, что чем менее значимое воздействие будут оказывать на нас силы в данный момент - тем более значимым (и на более длительный срок) будет учёт действия сил будущего. Чем меньше сил будет затрачиваться организмом на поддержание достигнутой активности, на удовлетворение потребностей, - тем больше будет возможностей развития своей активности, развития своих способностей, либо создания новых потребностей.

Для выживания организму необходимо воспринимать иерархию действия сил по их значимости. При этом следует заметить, что с совершенствованием организма в эволюционном плане, он вынужден учитывать все более тонкие и более идеальные законы, раскрытие которых возможно только с совершенствованием сознания.

Так организм, живущий в социуме, защищен в большинстве случаев от воздействия неблагоприятных сил действиями социума. Чем выше степень защиты, тем более значимым становится для него учет законов развития социума. Следует учитывать, что львиная доля законов (в количественном плане) учитывается организмом именно на бессознательном уровне. Только действия, предпринимаемые первый раз и требующие наибольшего напряжения сил для принятия решения в ситуации выбора и борьбы различных мотивов, требуют наибольшей сознательности от индивида. По мере их многократного повторения, они становятся все более автоматическими и, закрепляясь в опыте поколений, становятся жизненно необходимыми.

На основании вышеприведенного, можно сделать вывод, что сознание, разум является сложной функцией выбора модели наиболее целесообразного поведения либо по сохранению, либо по развитию жизненной активности организма, осуществляемого на основе отражения действующих иерархий сил. При этом сознание будет включать, как одно из своих крайних состояний, и бессознательное поведение, являющее продуктом эволюционного закрепления выборов, произведенных ранее в процессе филогенеза. Вторым, крайним состоянием сознания, будет состояние полной осознанности. Можно выдвинуть предположение, что чем выше осознанность поведения, тем меньше бессознательных компонентов оно будет включать и наоборот. При этом подсознание будет характеризовать динамический процесс онтогенетического перехода осознанных выборов в автоматические действия.

В книге А.А. Ухтомского “Интуиция совести” в отношении учета законов действия сил в перспективе можно прочесть следующее: “Если бы потребовалось сказать одним словом из числа общеупотребительных, какой орган в нашей человеческой организации является наиболее дальновидным “рецептором на расстоянии”, наиболее глубоким зрителем будущего, надо было бы назвать

С О В Е С Т Ь (“СО-ВЕСТЬ”)

Таинственный, судящий голос внутри нас, собирающий в себе все источники и порядки видения, все унаследованные впечатления от жизни рода, и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о должных последствиях того, что сейчас делается перед нами”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: