З) Развитие иерархий ценностей в онтогенезе

Наличие взаимодействия двух основных иерархий ценностей, обуславливающих формирование мотивационного поля, видно и на примере онтогенеза – индивидуального развития человека. Так, ребенок после своего рождения, только отчуждаясь, отрекаясь от своего тела, начинает воспринимать весь мир как некую иную сущность, которая не есть простое продолжение его собственного тела. Только перестав воспринимать себя единственно возможной сущностью мира, ребенок начинает признавать ЗНАЧИМОСТЬ других сущностей, существующих вокруг него.

На следующем этапе своего развития (при следующем кризисе развития) ребенок, отказываясь от представления, что только его эмоции являются единственно значимыми в этом мире, начинает усваивать, что то, что для него “хорошо” - для другого может быть плохо. Так называемый период эгоцентризма в развитии ребенка - свидетельство лишь того, что ему непонятно как у кого-то в окружающем мире могут быть другие эмоции, причем это непонимание тем менее осознанно, чем младше ребенок в своем развитии (иногда и взрослый по возрасту может оставаться ребенком по развитию).

Следующий кризис связан с отказом от того, что только его сильные и устойчивые чувства имеют ценность в мире. Постепенно приходит понимание того, что даже такое сильное чувство как любовь может быть безответным. Не понявшие этого, так и будут влюбляться и каждый раз, как им кажется, ну очень, сильно - пока до них не “дойдет” что у других людей могут быть совсем иные чувства по поводу тех феноменов и явлений жизни, которые у них вызывают такие сильные эмоции.

Следующий кризис в развитии - когда мы хотим “заставить” других людей быть счастливыми, когда мы “знаем”, как те или другие люди должны поступать, чтобы было хорошо (при этом даже не всегда может быть осознанно: а что же именно хорошо?). Затем следует следующий кризис, когда мы должны понять, что наши представления, понятия, наш способ мышления не являются единственно правильными и единственно ценными (условный кризис 30-40 лет).

Следующий кризис связывается с наибольшей социальной активностью (40-60 лет - опять же, условно), - на мой взгляд, - кризис веры: мы должны понять, что то, во что мы верим, то в чем мы уверены, может и не быть истиной в последней инстанции.

Следующий кризис, до которого доживают отнюдь не многие - кризис жизни - кризис, подводящий нас к пониманию того, что жить можно только ради других и для других, жизнь для себя - это медленное тление-умирание. На мой взгляд, должен существовать и еще один кризис - когда система наших потребностей перестраивается таким образом, что главной, ведущей и наиболее острой потребностью, подчиняющей себе и “сглаживающей” остальные потребности становится потребность ОТДАВАТЬ. Стремление отдавать - это и есть фактор, обеспечивающий здоровье и долголетие организма, так как только при этом появляется смысл жить.

Перед лицом смерти человек “вдруг” начинает отчетливо понимать, что его ценность в мире, который он оставляет, определяется не тем, сколько у него было ценностей, не тем, сколько удовольствия он сумел получить в жизни, но лишь тем, насколько он был нужен другим в этом мире; тем, сколько радости он смог доставить своим существованием другим людям. Таким образом, перед лицом смерти, приходит понимание истинной, а не иллюзорной реальности.

И) Формирование мотивационной сферы в результате взаимодействия двух основных иерархий ценностей.

Таким образом, мы можем наблюдать в процессе онтогенеза формирование мотивационной сферы при взаимодействии двух основных иерархий ценностей (борьбу самоутверждения и самоотречения по А.А. Ухтомскому). При этом личность, отрекающаяся от Я (во всех проявлениях) как наивысшей ценности, “научается откладывать” немедленное удовлетворение потребностей. Она “научается” строить свою мотивационную сферу таким образом, что та все больше и больше начинает подчиняться осознанной регуляции. Она выстраивает иерархию удовлетворения собственных потребностей таким образом, что та, во все большей степени, раскрывает способности индивида, соподчиняя этой высшей потребности все остальные, объединяя системы потребностей и способностей в одно единое целое.

При этом эмоциональная сфера будет испытывать поощрение и от развития способностей и от удовлетворения потребностей. Человек будет ощущать себя тем более счастливым, чем интенсивнее он сможет реализовывать свои способности в социально приемлемом направлении. Кстати, именно в силу этого не бывает счастливых преступников, бывают удачливые в течение какого-то времени, бывают купающиеся в роскоши, но никогда счастливые. Они могут получить удовольствие от удачно совершенного преступления, но чем больше будет это удовольствие, тем большая тоска и апатия неизбежно последуют за ним.

Человек, выбравший основой своей системы ценностей Я, Мои эмоции, Мои чувства, Мой способ действия, Мои понятия и т.д., деформирует свою мотивационную сферу таким образом, что она становится служанкой катастрофически быстро разрастающейся, подобно раковой клетке, какой-либо одной потребности. При этом все больше будет сужаться круг способностей индивида, оставляя только те, которые будут приводить к удовлетворению данной потребности.

Не реализация остальных потребностей, а также большей части способностей, будет вызывать нарастающее отрицательное эмоциональное подкрепление. В целях компенсации этого процесса удовлетворение остальных потребностей будет соподчинено удовлетворению этой основной. Это процесс, уродующей личность, вплоть до превращения индивида в маньяка, когда хозяином личности становится сила разросшейся потребности - страсти. Это процесс сужения сознания, а, часто, и распада личности.

Сам же процесс упорядочивания и перестройки потребностей, осуществляемый в соответствии с определенной иерархией ценностей, зачастую происходит на уровне, не контролируемом нашим сознанием. Мы можем его наблюдать, когда человек, занятый работой, которая ЗНАЧИМА для него, порой может забыть про сон и про еду. Также и человек влюбленный, т.е., занятый работой по перестройке своей системы ценностей, может потерять и сон, и аппетит.

Процесс упорядочивания и перестройки, конечно же, не снимает необходимость удовлетворения потребности. Однако, он может отсрочить необходимость ее немедленного удовлетворения, “снизив ее остроту”, понизив ценность от ее удовлетворения в своей иерархии ценностей. Это происходит в том случае, если положительное подкрепление, осуществляемое организмом при реализации человеком своих способностей, будет по своей силе выше, чем отрицательное подкрепление от неудовлетворения этой потребности. В реальной жизни, мотивационное поле будет включать в себя определенным образом взаимосвязанные и взаимодействующие способности и потребности. Их состав будет определять силу мотивационного поля, а преобладающая иерархия ценностей – его направленность.

К) Формирование мотивационного поля в социуме.

С точки зрения философии употребление термина «мотивационное поле» по сравнению с термином «мотивационная сфера» более оправдано в силу следующих причин. Подобно полям, описываемым в физике и воздействующим на вещество, мотивационное поле имеет свойство воздействия на человека. Также как физическое поле, связанное с веществом, но являющееся некой иной сущностью, чем вещество, мотивационное поле связано с человеком, но не сводимо к нему, так как мы можем видеть в мотивации и воздействие законов эволюции, не подвластных человеку, как видовому существу. Также как и любое физическое поле, имеющее в каждой точке пространства некоторые отличные друг от друга градиенты, мотивационное поле имеет различную силу и различное проявление мотивов. Воздействие мотивационного поля более сложно, чем полей физических, но также подчиняется определенным законам. Мотивационное поле является сложным взаимодействием двух иерархий ценностей, которые по-разному проявлены на различных этапах эволюции. Сила воздействия этих иерархий обратно пропорциональна друг другу. Сфера же всегда предусматривает какой-либо центр и наличие равных градиентов. Именно поэтому оправданным представляется употребление термина мотивационное поле.

Рассмотрим, как же формируется мотивационное поле или дух человека в его взаимодействии с человеческим сообществом.

В сознании каждого из нас присутствует определенная иерархия ценностей. Она формируется вместе с личностью и в скрытом виде существует до нашего рождения и передается в виде иерархии ценностей, характерной для данной семьи, данного народа. Часто имеют в виду именно иерархию ценностей, когда говорят о душе человека и душе народа. Именно иерархия ценностей, а не сами по себе некие мифические общечеловеческие ценности, определяет нормальность и ненормальность человека, именно она определяет степень его величия и ничтожества. По А.А. Ухтомскому: “Существеннейшая особенность сумасшедших по сравнению с нормальными в том, что они не способны к общему делу, к организации, к коллективу. Они все крайние индивидуалисты, каждый погружен в себя”. Крайняя степень эгоизма является и отличительной чертой наркомана.

В соответствии с формирующейся системой ценностей у нас формируется определенный круг знакомств, круг людей, с которыми мы предпочитаем общаться (как это принято называть), а точнее заниматься уточнением наших ценностных систем. Но в силу того, что все люди индивидуальны и обладают разными способностями, их ценностные системы не могут полностью совпадать. Поэтому, даже при полном подтверждении вашей иерархии ценностей с помощью речи вашего собеседника, его мимика, тон, жесты и т.п. могут полностью обесценить такое подтверждение. К тому же, поведение наиболее значимых для вас людей может вступать в противоречие с вашей иерархией ценностей.

Таким образом, если в какой-либо группе поведение ее членов не совпадает с осознанной и декларируемой ими иерархией ценностей, мы будем иметь дело с мотивационным полем подсознания членов этой группы. Воздействие этого поля на отдельного человека будет тем сильней, чем выше внутренняя уверенность в правильности своего поведения у представителей этой группы, т.е. чем выше будет их автоматизм и согласованность в поведении. Это воздействие будет тем выше, чем более неопределённой будет для данного человека ситуация выбора.

Данное воздействие мы можем ощутить на себе, когда, попав в группу людей, поющих песни, мы, вдруг, ловим себя на желании запеть, либо отреагировать на песни каким-либо другим образом. В любом случае, наличие мотивационного поля подсознания группы будет стремиться побудить нас к какому-либо действию. Воздействие мотивационного поля будет более сильным и субъективно ощущаться, чем больше мы колеблемся, пытаясь совершить сознательный выбор: что же нам в данной ситуации делать. С другой стороны, оно будет более глубоким (ощущаться как наше собственное стремление), чем более автоматически мы привыкли действовать в данной ситуации.

Следует учитывать, что соотношение осознанности и неосознанности своих действий у каждого члена группы также может сильно отличаться. Тот, у кого мотивационное поле подсознания группы будет наиболее проявлено в его индивидуальном сознании (или будет наблюдаться процесс “синхронизации” индивидуального мотивационного поля сознания с мотивационным полем подсознания группы) и будет тем, кто в большей степени сможет определять направленность действия мотивационного поля группы. При рассмотрении картины следует учитывать, что иерархии ценностей имеют свою динамику взаимодействия и по-разному представлены в сознательной и подсознательной частях.

Читая книги, изучая историю, просматривая кинокартины, мы неизбежно за всеми действиями героев и реальных людей воспринимаем, и, по большей части, на бессознательном уровне те ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ, которые проявлены ими. (С этой точки зрения психоанализ З. Фрейда всего лишь выражение его личных ценностных ориентиров, которые и составляли душу его личности). В результате восприятия в нашем бессознательном формируется своя иерархия ценностей, относительно обособленная от сознательной и подсознательной. По мере увеличения коммуникативных связей она становится общечеловеческой. Но это именно иерархия, а не отдельные спекулятивные “общечеловеческие ценности”, ничего не говорящие о человеке и никак его не характеризующие.

Индивидуальные особенности и способности человека позволяют каждому по-своему раскрывать эту общечеловеческую иерархию ценностей, приходить к ней своими путями. Каждый, сугубо индивидуально, с только ему присущими характерными особенностями, проносит сквозь всю свою жизнь то, что он черпает из этой иерархии, проверяясь в слое группового подсознательного и раскрывая и выкристаллизовывая эту часть общечеловеческой иерархии в своем сознании. Затем происходит ее закрепление в действиях и воздействие с их помощью, с помощью своего поведения, на подсознание окружающих людей. Закрепляясь в результатах творческой деятельности, эта часть иерархии ценностей делается достоянием коллективного бессознательного тех, кто будет воспринимать это творчество.

Таким образом, мотивационное поле личности будет определяться стремлением личности к проявлению во внешний мир части из системы общечеловеческой бессознательной иерархии ценностей доступной лично ему, подсознательной групповой и индивидуальной сознательной иерархии. Надо отдавать себе отчет в том, что границы этих систем динамичны, не имеют четких очертаний и сугубо индивидуальны.

Л) Идеальный человек социума - наше лучшее Я.

Процесс проявления иерархии ценностей невозможен без некого идеального носителя этих ценностей, который смог бы увязать все эти системы в единое целое. (Вспомним “идеального мужа” по Конфуцию, “истинное или божественное Я” восточных учений, Я - как частицу Бога христианских религий, СО-ВЕСТЬ или соведание, ведание с кем-то по А.А. Ухтомскому). Таким носителем мог бы быть для нас “идеальный человек социума”, которого мы создаем (прежде всего, как некую сущность, связывающую в единое целое все процессы нашего восприятия, в первую очередь на бессознательном уровне). Мы вынашиваем его в себе (очень часто даже не осознавая этого) для суда над другими: насколько же они отличаются от нашего “идеального человека социума” (ведь оценить плюсы и минусы мы можем лишь, сравнив с каким-то условным нулем, а в данном случае с идеалом). Мы будем считать человека хорошим, если он ближе, чем мы, к этому идеалу, и плохим - если дальше.

В действительности же мы лишь создаем ВЫСШЕГО СУДИЮ для самих себя в образе этого идеального человека. Именно он будет править нашей судьбой, наказывать болезнями, ставить нас в нелепые ситуации, делать нас счастливыми и несчастными. При этом, чем большая работа будет проделана нами по переводу своей части единой общечеловеческой иерархии ценностей на сознательный уровень, тем выше будет степень упорядоченности наших мотивов, тем однороднее будут градиенты мотивационного поля, тем более мы будем “синхронны” с нашим идеальным человеком - тем большими хозяевами своей судьбы мы будем являться. Но тем менее склонны мы будем прощать себе свои ошибки, тем меньше будут допустимо возможные отходы от идеала.

Едва ли можно воспринимать данного идеального человека как какой-то сознательный образ. Большая часть этого образа будет находиться в глубинах нашего подсознания и бессознательного, проявляясь и в бессознательном приятии и неприятии людей, их поступков, в глубине и направленности эмоционального восприятия, во вроде бы беспричинных сменах нашего настроения. Это образ, который строится не столько нашим сознанием, как нашими действиями, поступками, нашим эмоциональными отношением и восприятием окружающего мира; нашей, наконец, уверенностью в том, что мы не можем знать наверняка; нашим “отторжением” некоторых знаний, проявляющимся в процессе забывания. Таким образом, этот человек является образом, интегрирующим в себе наше миропонимание, мироощущение, мировосприятие.

При этом, сознательная часть мотивационного поля будет проявляться в намерениях человека. Активность же по осуществлению этих намерений и ее волевая регуляция будет определяться именно жесткостью структуры иерархии ценностей, проявляемой на фоне общей активности человека.

Общая же активность в конкретный момент будет определяться установками и стереотипами, являющимися проявлением действия как некоторой сознательной части мотивационного поля, так и, по большей части, проявлением иерархии ценностей подсознательного мотивационного поля группы наиболее значимых для субъекта в данный момент людей. Изменения же общей активности будут определяться вектором стремления этих иерархий к той иерархии ценностей, которая заложена в “идеальном человеке социума” данной личности.

Этот вектор будет “истинным хозяином” и нашего настроения и нашего настроя на ту или иную деятельность. Так, например, человек принимает намерение бросить курить, но его активности осуществить данное действие “не хватает”. Так, нам необходимо сделать что-то важное, от чего зависит наше благополучие, а мы, “вдруг”, тяжело заболеваем. Так, юноша, решивший при своей девушке сделать какой-то красивый жест, от “случайно” проскользнувшей мысли “а не выглядит ли он смешно”, комкает все действие и действительно становится смешным.

Это механизм “обратной связи” (а устойчивые системы невозможны без обратных связей), обеспечивающий “отдачу” организмом внешнему миру того, что необходимо для жизни этого внешнего мира. Это механизм закона возмездия. У А.А. Ухтомского по этому поводу можно найти следующие слова. “Одно из общих мест Достоевского таково: великие последствия происходят благодаря мелкой случайности; но случайность этого как бы предусмотрена неким великим Разумом Событий и Бытия! Более всего мы и ищем этого Разума вещей и Бытия! Для него - наука, для него - вся наша вера! И только он признается нами действительно и не призрачно Сущим! Он - искомое нашей мысли, и он же единственно подлинное Бытие!”. “Возмездие есть, без сомнения, закон бытия, и оно... гораздо ближе к человеку... Согласно принципу доминанты мы видим во встречном человеке то, что по поводу встречи с ним поднимается в нас, но не то, что он есть. А то, как мы толкуем себе встречного человека (на свой аршин), предопределяет наше поведение в отношении его, а значит, и его поведение в отношении нас... Дурной заранее видит в других дурное и эти самым провоцирует в них в самом деле дурное, роняет их до себя; так мы заражаем друг друга дурным и преграждаем себе дорогу к тому, чтобы вырасти до того прекрасного, что действительно может скрываться в другом. Заражение дурным идет само собой очень легко. Заражение хорошим возможно лишь трудом и работой над собой, когда мы активно не даем себе видеть в других дурное, и обращаем внимание только на хорошее”.

В данной картине мира мотивация выступает как взаимодействие иерархий ценностей, одна из которых переходит из скрытого, “непроявленного”, состояния в состояние осознанности, из состояния “вещи в себе” в “вещь для себя”, причем процесс перехода может иметь свою, динамически изменяющуюся скорость; другая иерархия претерпевает полностью обратные изменения.

Таким образом, мы имеем картину сложно меняющегося мотивационного поля, но меняющегося по вполне определенным законам, действие которых можно предвидеть. Так, в первом приближении (используя язык математики), действие мотивационного поля на человеческом уровне, с точки зрения эволюции, будет обуславливать “положительное подкрепление” (в виде достижения состояния счастья и, соответственно, наибольшей жизнеспособности) личностей, стремящихся жить в согласии со своей совестью. Именно вектор направленности мотивационного поля и будет “включать” механизмы болезней и механизм “отстранения” личности, снедаемой какой-либо страстишкой, от влияния на ребенка (если таковой и будет). Он, препятствуя “социальному наследованию” личностной деградации, творец механизма “несчастной судьбы”, обуславливающий невозможность создания семьи и появления потомства; механизма “нестремления” к созданию семьи и продолжению рода.

Считать же, что человек - это самая высшая и конечная ступень эволюции, не подпадающая под действие законов эволюции - самонадеянная глупость индивида, считающего себя центром мироздания (антропоцентризм). Действие мотивационного поля обеспечивает выполнение следующего закона: если хочешь счастья – стремись жить по совести; не хочешь - будь рабом страстишки, рабом любви к себе, постепенно нисходящей до любви к всё меньшей и меньшей части себя.

Стремление к нравственности - закон эволюционного развития, воздействующий на человека “изнутри”. Он учитывает индивидуальные особенности человека, изменения человека в нравственном плане, насколько близок данный человек к тому идеалу, который он может достичь в силу своей генетики и особенностей индивидуального развития. Действие “изнутри” обеспечивает неизбежность его выполнения, в отличие от законов юридических, являющихся результатом эволюции морали, действующих на человека “снаружи” и не имеющих возможности учитывать все личностные особенности человека.

Попытками воздействия на человека изнутри, с целью обеспечения нравственного здоровья, внутренними регуляторами поведения человека, с точки зрения психики человека, являются попытки создания устойчивых систем, воспринимаемых нами как различные религии. “Каркас” любой религии составляют именно нравственные ценности, стоящие за ними. Бог, как высший судия и лучшая часть того, что есть в человеке, проявлен в нашей совести. Бог является и воплощением совести народа, создавшего данную религию. При этом воздействие осуществляется через совесть людей. Страшный суд - это и есть суд своей совести, от которого не спрячешься. Второе пришествие христианских религий - это процесс рождения Бога внутри каждого человека - процесс осознания каждым, что Бог в нас, в нашей совести, что любое безнравственное поведение неизбежно будет наказано. Осознание данного факта со всей неизбежностью будет обуславливать запуск механизма возмездия. Осознание действия этого механизма означает осознание своей ответственности за свои поступки, дела и мысли. При этом, чем выше степень воздействия и влияния на других людей - тем выше ответственность. Чем больше людей будет осознавать это, тем сильнее будет действие закона возмездия. С течением времени сила этого закона будет только нарастать.

Путь к совести невозможен без определенной душевной работы, осуществляемой ради блага другого, требующей значительной волевой регуляции, результатом которой становится рост силы воли, силы духа человека. И именно нравственная направленность будет обуславливать: будет ли результатом такой работы радость жизни и счастье или злость на весь мир и смертная тоска, разрушающие человека. В зависимости от этого результата человек будет либо восходить к Богу, либо разрушаться. Так, все новомодные голодания, закаливания и все напряженные состояния работы организма будут заканчиваться либо полным излечением от болезней, либо смертью в зависимости от нравственной направленности, от того какая преобладающая эмоция - положительная или отрицательная будет конечным результатом такого напряжения.

Здесь следует отметить, что такие мировые религии как христианство и ислам (причем последний в более жесткой манере - что должно давать больший психологический эффект) используют различные “тренировки” духа с обязательным последующим праздником - внешней стимуляцией положительной эмоции.

Данная мысль проста настолько, что она не требует ни учителя, ни каких-либо сокровенных знаний, ни слепого поклонения. Истина не требует зависимости от нее. Единственным же источником наших болезней, слабостей являются наши зависимости. Чем больше человек слушает только зов своей совести - тем он сильней и более независим. Путь совести - для каждого свой, а каждый совет наиболее хорош только для того, кто его дает. Лучший учитель ты сам, но только если ты честен с собой. Не пытайся себя обхитрить - это бесполезно. Время вскроет все обманы, только чем дальше этот процесс будет растянут во времени - тем больше будет потом боли. Нет голоса призывнее, чем голос совести. И в каждом из нас есть Божественная искра - стремление быть лучше и нравственно чище, стремление жить по совести.

Все случаи излечения, психокоррекции могут наблюдаться лишь тогда, когда человек поверит в то, что он может стать лучше и на основе этой веры, совершая определенные духовные, волевые усилия действительно станет нравственно лучше. Но совершить сей духовный подвиг можно лишь, стараясь помочь другим, в противном случае наши психологические защиты будут барьером нашего духовного роста. Любовь сметает все барьеры, и она излечивает любящего. Чем ближе она к христианской любви - самоотречению, тем она чище и сильней. И наоборот, чем выше степень любви к себе - тем выше степень распада. Наивысшую степень любви к себе мы можем наблюдать у сумасшедших.

Чем сильнее человек стремиться жить по совести, тем больше в нем истинной любви и тем больше радости жизни он способен ощущать. Чем более бессовестен человек, тем больше его любовь к себе, к какой-то части себя, тем большая тоска и неудовлетворенность его постоянные спутники. Тем меньше такой человек может быть счастлив, ведь счастливым человек может чувствовать себя лишь тогда, когда он множит ощущение радости чего-либо от того, что другие способны разделить с ним эту радость. При этом у всех сопричастных ощущение радости не делится, а именно множится.

М) Прогнозы судьбы.

Описанный процесс воздействия мотивационного поля намеренно мной упрощен и верен лишь в общих чертах. На отдельных же промежутках времени, в течение человеческой жизни, жизни определенного рода, возможны различные отклонения в действии этого закона, несколько затушевывающие его, но никак не отменяющие. Для более точного (во втором приближении) воздействия на человека эволюционных законов необходимо рассматривать взаимодействие сложных блоков прошлого, настоящего, будущего. Их воздействие может либо растягивать, либо сжимать во времени воздействие мотивационного поля.

Типизация данных процессов может дать упрощенную схему для прогноза судьбы индивида. Условимся, что под судьбой мы будем понимать преобладающий способ осуществления энергообмена между индивидом и внешним миром.

Прошлое, определяемое и как прошлое народа и семьи индивида, и как его собственное прошлое, будет проявляться через задатки. Поэтому оно будет определять степень активности индивида и возможные способы ее реализации по взаимодействию с внешним миром. Будущее будет определять необходимость закрепления тех или иных способов эффективного взаимодействия организма с внешним миром с учетом законов развития, т.е. судьбу. И, наконец, настоящее, будет продуктом взаимодействия этих двух систем и вектора нравственной направленности. Оно будет определять эффективность взаимодействия организма с окружающим миром в данный момент. Чем выше эта эффективность, тем больше организм будет подкрепляться положительными эмоциями, тем более счастливым и удачливым будет чувствовать себя человек. Для людей, которых считают святыми во всех мировых религиях, характерны кроме высокой нравственности состояние непрерывного счастья - благости, которым они щедро одаривают окружающих.

Исходя из этого, мы будем иметь следующие картины взаимодействия организма и окружающего мира - картины судьбы.

“Хорошее прошлое”, обеспечивающее интенсивный энергообмен, при направленности мотивационного поля на Я, какое-то время сможет обеспечивать определенную активность организму и возможно относительно полное удовлетворение собственных потребностей, однако “отрицательная” (по отношению к окружающему миру) направленность мотивационного поля будет обуславливать возрастающее недовольство внешним миром, проявляющееся на физиологическом уровне в уменьшении положительного эмоционального подкрепления на такой же раздражитель. Это, в свою очередь, будет выражаться индивидом в желании оказывать более интенсивное давление на окружающий мир, для получения той же самой порции “положительного подкрепления”. При безнравственном поведении агрессия индивида будет нарастать. От того, на каком уровне проявляется эта агрессия (физическом, эмоциональном, чувственном, организационном, идейном, религиозном), будет зависеть степень вовлечения в нее других особей, степень ответственности и глубина мук совести. Агрессивность такой особи будет вступать в противоречие с моделями “потребного будущего” остальных организмов и ЖИЗНИ в целом. Результатом будет целесообразное, с точки зрения эволюции жизни, уничтожение этой особи или группы особей либо с помощью бурно протекающей болезни, либо с помощью “несчастного случая” (который есть лишь “вдруг возникшая” неадекватная реакция организма на изменение внешней среды на бессознательном уровне, например, водитель не справился с управлением, хотя до этого спокойно ездил на большой скорости). Муки ада различных религий - это, возможно, связанное с моментом смерти религиозное переживание освобождения истинного Я или СО-ВЕСТИ. При этом разрушение эго, по существующим представлениям, будет сопровождаться мучительными ощущениями, а течение субъективного времени существенно искажаться, затягивая этот процесс даже “на веки вечные”.

Задавленная (или пассивная, непроявляемая) агрессивность будет неизбежно пытаться прорваться на подсознательном уровне. Будучи сдерживаемой индивидом, она будет, в большей степени за счет импринтинга (реакций следования), в первые годы жизни ребенка деформировать картину его мотивационного поля. Более того, агрессивная эмоция, с последующим раскаянием, будет неизбежно порождать ситуацию выбора модели поведения. А поскольку на начальных этапах жизни ребенок не в состоянии сделать сознательный выбор, то, в целях защиты, организм будет увеличивать пороги восприятия импринтинговых реакций, понижая общую активность организма. Результатом будет вялый, болезненный ребенок, с болезненно формирующейся мотивационной сферой. “Вытащить” из этого состояния его может только положительная направленность вектора мотивационного поля.

Замечу, что, чем на более высоком уровне будет скрываться родителями агрессия (физическом, эмоциональном, чувственном, организационном, идейном, религиозном), тем сложнее и болезненнее будет перестройка эмоциональной сферы ребенка. Результатом могут стать стойкие наследственные заболевания и вырождения родов и целых народов. Разложение энергии духа, как уменьшение общей активности организма в результате снижения волевой регуляции по осуществлению намерений, будет требовать выхода в виде различных хронических, затяжных заболеваний.

“Застревание” в развитии на собственном эго, на уровне физическом будет приводить к ранней смерти; на уровне эмоций - к жизни “козлом отпущения”, жертвой обстоятельств; на уровне чувств - человеком, которого очень часто обманывают, “подставляют”; на организационном - человеком, уродующим свою жизнь и жизнь своих близких; это постоянный “борец”, причём всегда не “за”, а “против”; на идейном - особью уродующей жизнь многих, презираемым при жизни “гением”, уродство которого будет сглажено лишь временем; на религиозном - злым гением целого народа, судьба которого - его вечное проклятье. В любом случае мы будем наблюдать тех или иных несчастных. Чем выше уровень - тем сильнее будет тоска по невозможному счастью, тем грустнее лица, тем меньше они могут радоваться, даже когда получают удовольствие, тем большее омерзение может вызвать то, что они считают удовольствием.

Н) Психология жертвы.

В высказываниях практически всех маньяков и серийных убийц, если быть внимательным, почти всегда встречаются слова о том, что они отождествляют себя с какой-то карающей силой. Это, можно предположить, является свидетельством уменьшения самосознания, осознания себя человеком. Кстати, можно заметить, что подобные состояния являются характерными и для различного рода шаманов и колдунов, но для них принято говорить об особых, измененных состояниях сознания. Общим же и у шаманов, во время их камланий, и у преступников, перед преступлением и во время его совершения, является усиление гуморальной регуляции, проявляющейся, например, в изменении уровня адреналина в крови. Это означает сдвиг с корковой активности на подкорковую, что приводит к изменению доли вклада от отдельных рецепторов в создание общей картины мира и, в конечном итоге, к изменению этой картины. Наиболее тесно с подкоркой связаны обонятельные рецепторы. Вполне возможно допущение, что “скатывание к более животному состоянию” вызывает и усиление чувствительности именно обонятельных рецепторов.

Обращаясь к зоопсихологии, мы можем видеть, что все примеры, когда животные нападают на человека, происходят, как правило, когда у человека появляется характерный запах потовых желез, связанный с повышенным выбросом адреналина. Наличие повышенного содержания адреналина, зачастую, свидетельство намерения совершать агрессивные поступки.

Таким образом, с точки зрения естественного отбора, может осуществляться “отбраковка” индивидов с повышенной агрессивностью. И выбор жертвы, осуществляемый убийцами и маньяками, происходит по большей части, не на сознательном, корковом уровне, а на подкорковом, связанном с подсознанием. И едва ли можно представить такой выбор случайным.

Есть нечто общее и у индивидов, становящихся “козлами отпущения” в тех или иных коллективах. Как правило, для них будет свойственна некоторая обособленность от окружающего его сообщества, основанная на претензии на свою исключительность и стремлении доказывать эту исключительность любыми, в том числе и аморальными способами. Именно претензия на свою исключительность, подкрепляемая желанием реализовывать её и безнравственными способами, и есть причина того, что такой индивид будет испытывать страдания в эмоциональном плане, будет считать себя жертвой.

Исследования семейных пар, сталкивающихся с проблемой алкоголизма мужей, свидетельствуют, что очень часто жены фактически спаивают своих мужей, чтобы иметь возможность доминировать в семье. Т.е. на сознательном уровне жена желает, чтобы муж прекратил пить, но подсознательно она “заставляет” его делать это, чтобы удовлетворить какие-то свои амбиции. При этом в эмоциональном плане она ощущает себя страдающей стороной, жертвой.

Следует отличать человека, который сам считает себя жертвой от человека, которого могут считать жертвой окружающие. В первом случае “жертва” отнюдь не жалуется на свою жизнь и не выглядит несчастным, чаще наоборот. Такие люди охотно жертвуют чем-либо для достижения общезначимых целей. Чем выше значимость цели для окружающего человеческого сообщества и чем больше жертва, тем большую радость будет испытывать такой человек. Жалость же к нему со стороны окружающих прямо пропорциональна неспособности этих окружающих к подобным поступкам и оборотная сторона их жалости к себе.

Заключение.

Только преодолевая кризисы развития, уровень за уровнем, от низшего к высшему, отказываясь от собственного эго, мы приходим к реализации всех заложенных в нас способностей, предел развития которых пока не ясен. В этом отношении опять же хотелось бы процитировать А.А Ухтомского.

“Смерть сама по себе настолько не поддается выражению в самостоятельном законе, в самобытном разумном содержании, что всякие попытки ее истолкования и объяснения достигаются не иначе, как из интересов жизни и ради жизни. Поэтому смерть издавна сближалась и сопоставлялась со злом, поскольку и в том и в другом случае дело идет о хаосе отрицания бывшего до них разумного закона и добра!... Величайшие представители человеческого рода жили в беспрестанной борьбе со смертью, с бессмыслием, с отрицанием любимого, прекрасного и разумного! Понять смерть, чтобы уничтожить ее!.. Смерть сама по себе - бессмыслие, нарушение смысла бытия. Это наш “последний враг”! нам завещано идти к ее уничтожению!”.

Если кто-нибудь и может посчитать бессмертие выдумкой, то вряд ли он станет возражать, что вполне достижимым результатом может стать активное долголетие в противовес долгому и мучительному умиранию. Для понимания бессмертия прежде стоит изучить феномен смерти, её закономерности.

Описанная картина мира сознательно мной упрощена для удобства ее восприятия. Для прогнозирования же конкретных судеб необходим учет и других факторов, которых тем больше чем более богата личность и чем выше требуемая точность прогноза.

Также следует учитывать определенную инерционность “механизма совести”, запускающего механизм возмездия когда “бессовестность” индивида начинает превышать определенные критические для него пределы. Волевой ублюдок может продуманными последовательными действиями оттянуть воздействие механизма возмездия на более длительный срок, но тем жестче этот механизм по нему затем ударит. И, очевидно, это неизбежно не только в силу социального наследования, но и закладываемого на генетическом уровне комплекса фиксированных действий. Следует учитывать, что можно оттянуть момент физической смерти или физического вырождения рода, но иерархия ценностей, где на высшей ступени будет стоять Я, будет обуславливать долгое и мучительное умирание при жизни и страшную в эмоциональном плане смерть индивида.

На основании всего вышеизложенного следует сделать несколько практических выводов. На современном этапе развития можно наблюдать качественное изменение человечества и формирование новой расы, прежде всего из представителей белой расы (хотя процесс не столь однозначен). Неизбежно первенцы представителей этой расы могут быть сформированы только в недрах белого человечества. Такие первенцы неизбежно должны быть сильными самцами и самками. Для их формирования необходимо не столько обучение, сколько правильная организация работы собственного мозга. Они должны уметь развивать свои способности. Необходимым условием такого развития является развитие в них Совести. Это основное для них правило «Техники безопасности». Чем выше уровень развития – тем выше требования к развитию Совести. Это своеобразный защитный механизм Биоценоза Земля. Разрушение данного защитного механизма неизбежно влечёт за собой гибель человечества и разрушение Биоценоза. Именно поэтому данный защитный механизм не может быть обойдён никогда.

Таких представителей необходимо изначально готовить как людей, влияющих на психические процессы окружающих и несущих за это всю полноту ответственности. Представляется целесообразным начать подготовку к обучению психологическому воздействию и процессам, сопутствующим такому воздействию с 3-4 лет. Они должны изучать как пределы своего воздействия, так и последствия от такового как для окружающих, так и для себя через механизм возмездия. До настоящего времени существуют множество развивающих программ для взрослых, типа НЛП. Кроме НЛП существует множество других и более эффективных с точки зрения получения необходимого результата методик. Следует заранее готовить детей к освоению таковых программ. Очень важным моментом является выбор подходящего генетического материала. Выбор представителей ОНО для развития может нанести существенный вред изначально самим представителям, а затем обучающим таких представителей.

Должно присутствовать понимание, что представители новой расы не смогут приобрести никаких значительных преимуществ в добывании материальных благ, только необходимый минимум. Стремление к материальным благам неизбежно вытеснить их обратно в те ряды, из которых они и вышли. Для обретения сверхвозможностей необходимо навсегда отказаться от сытой и самодовольной бездумной жизни. Даже процесс принятия пищи должен быть осмыслен. Вступающий на этот путь или продвигающий по нему своё потомство всегда должен помнить, что чем выше поднимаешься – тем больнее падать, но, только неуклонно поднимаясь, можно достичь вершин духа. Боящийся падения, всегда ходит по низу.

Если отказаться от организации обучения детей, которые могут быть представителями новой расы, то процесс становления новой расы тем самым не будет остановлен. Однако человечество может получить неконтролируемые последствия, которые приведут либо к гибели значительную часть человечества, либо к преобразованию этой значительной части в полуживых управляемых зомби. Овладение психической энергией - процесс более сложный и опасный, чем термоядерный синтез. Именно поэтому он не должен быть пущен на самотёк.

К сожалению, при современном уровне техники не сложно создать карманный модификатор психических состояний. Он может быть использован как для лечения, задания необходимого настроения, увеличения работоспособности, внушения положительных мыслей, так и во вред. И если такой прибор будет в руках человека с низким уровнем развития, то он даже не станет задумываться: чем он будет расплачиваться за его применение в своих интересах. Человечество стоит перед пропастью неизведанного психического и ему остаётся либо научиться летать, оставаясь ещё на земле, либо в процессе падения. Выбор за каждым.

В Добрый Путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: