Система НОРМ

Система качества НОРМ была разработана в 1964 году на моторном заводе в городе Ярославле специалистами завода во главе с главным инженером Долецким. НОРМ – это Научная Организация Работ по увеличению Моторесурса.

Повышение моторесурса было равноценно увеличению производства двигателей, т.е давало значительный эффект.

Одним из путей решения этой задачи было использование ранее сделанных наработок в системах Саратовской БИП и Горьковской КАНАРСПИ.

В соответствии с этими системами проводятся работы по обеспечению стабильности технологических процессов с использованием статистических методов.

Значительно расширяются задачи, решаемые ОТК, который превращается в службу качества, центральную службу по обеспечению качества. В ее структуру вводятся подразделения стат.методов, которое занимается разработкой и внедрением методов статистического управления процессами и эксплуатационно – исследовательское бюро, которое ведет сбор, обработку и анализ информации о надежности продукции.

Создаются службы и усиливаются существующие по проведению научно-исследовательских работ, испытаний изделий.

Но в работах по увеличению надежности здесь идут дальше. Если в ранее разработанных системах решались задачи обеспечения качества на этапах разработки продукции, подготовки производства и самого производства, то система НОРМ берет за основу этап эксплуатации. Именно на этом этапе проявляются показатели качества и время его работы, т.е. моторесурс. Собирая и анализируя информацию по результатам эксплуатации, можно проводить работы по повышению надежности.

Сбор такой информации – нелегкая задача, т.к. во всех хозяйствах были ремонтные службы, которые сами устраняли неполадки как могли.

Заводом была создана сеть сервисных центров, которые вели эксплуатационный мониторинг, производили ремонт и анализ.

На заводе создается эксплуатационно-ремонтный отдел, который занимается сбором и систематизацией информации по надежности и организует работы по наиболее полному использованию возможностей изделий (в частности моторесурса).

Целенаправленная работа по повышению моторесурса позволила увеличить его с 1964г. по 1976г. вдвое (с 3000 часов до 6000 часов). Это было практическим результатом эффективности проведения работ. Комплекс мероприятий по увеличению моторесурса, основанный на эксплуатации, стал системой управления качеством на этапе эксплуатации.

Заслуживает внимания и опыт завода по созданию сервисной сети и организации её работы.

Как и ранее рассмотренные системы, система НОРМ, бесспорно полезная и эффективная, далеко не сразу стала известной в стране, получила признание и распространение.

Только в 1972 году группе специалистов завода была присвоена Государственная премия за разработку системы, ее внедрения и получение большого экономического эффекта.

В том же году опыт завода был рассмотрен и одобрен в ЦК КПСС, и было выпущено постановление.

После этого система НОРМ стала активно внедряться на предприятиях страны.

3.6. Комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации (КС УКП)

В ранее разработанных системах были предусмотрены процедуры, позволяющие перейти к комплексной системе управления качеством (КС УКП). Действительно, система БИП была предназначена для обеспечения стабильного качества на этапе производства. СБТ позволила оценивать качество работы по качеству всех исполнителей и коллективов на всех этапах создания качественной продукции.

Система КАНАРСПИ решила проблему разработки качественной продукции. Система НОРМ уделила особое внимание работам на этапе эксплуатации. Т.о., были созданы предпосылки для создания системы управления качеством на всех этапах. Создание КС УКП позволило поставить процесс управления качеством на научную основу.

Управление качеством является частью управления народным хозяйством. Управление качеством продукции определяется (согласно ГОСТ 15467-70) как установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на влияющие его условия и факторы. А система управления качеством – это комплекс взаимосвязанных организационно-технических и административных мероприятий, необходимых для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех этапах.

Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:

- установление уровня качества продукции (программа управления);

- получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;

- принятие решения по управлению качеством и подготовке воздействия на объект;

- выдача управляющих воздействий;

- получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые вызваны управляющим воздействием.

Управление качеством продукции базируется на стандартизации, т.е. осуществляется на основе требований стандартов, технических условий и других руководящих нормативно-технических документов (НТД). Организационно-методической основой разработки, внедрения и функционирования КС УКП являются стандарты предприятия (СТП). Эти стандарты, будучи составной частью Государственной системы стандартизации (ГСС) при разработке КС УКП, позволяют согласовывать требования Государственных, отраслевых нормативно-технических и методических документов по вопросам качества со специфическими условиями данного конкретного предприятия. Принципы функционирования КС УКП и требования к входящим в ее состав мероприятиям должны быть определены в основном стандарте предприятия, который принято называть «КС УКП на предприятии. Общие положения». Мероприятия, входящие в состав системы управления качеством, детально сформированы и регламентированы в специальных стандартах предприятия. Эти специальные стандарты определяют порядок и методы планирования качества выпускаемой продукции, обеспечения качества продукции в процессе ее проектирования, производства и эксплуатации (применения), предусматривают средства контроля и оценки качества продукции, порядок проведения аттестации, регламентируют взаимоотношения с поставщиками и потребителями, порядок рассмотрения претензий и пр.

В рекомендации Госстандарта (разработка института ВНИИС, г. Москва [34]) стандарты подразделяются на:

- общие стандарты – 9;

- стандарты для этапа разработки – 11;

- стандарты для этапа производства – 24;

- стандарты для этапа эксплуатации – 6;

КС УКП предусматривает порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов предприятия (СТП). Система предусматривала наличие достаточно компетентной службы качества.

КС УКП - это не только совершенная, универсальная, решающая большой объем задач, система, но и гораздо более сложная система.

Если система 30-х годов применима практически в одном и том же виде для всех предприятий, то система 70-х годов вживалась в те или иные предприятия далеко не в одном виде. Формы системы зависели и в значительной мере определялись от типа и структуры предприятия, вида производства, отношения к ней руководящего персонала и многих других факторов. Это приводило к широкому диапазону форм системы, точнее, ее составляющих: распределение функций между службами, роль и задачи службы качества, формы и методы работы и многие другие факторы.

Большинство предприятий страны с начала 70-х годов начали внедрять КС УКП. Система, разработанная институтами Госстандарта СССР на основании Львовского опыта управления качеством, выглядела достаточно совершенной и удачной, причем использовала отечественный опыт работ в области системного управления качеством.


ГЛАВА IV. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО

(СК-ИСО)

В начале 90-х годов в нашей стране на отдельных предприятиях стала внедряться система качества на основе международных стандартов (МС) ИСО 9 000. К этому времени она уже получила широкое распространение в других странах. Эта система, по ее структуре и содержанию, соответствовала отечественной КС УКП и могла рассматриваться как дальнейшее развитие данной системы, если бы она была разработана в нашей стране. Если не вдаваться в философские идеологические принципы системы, усложнение формулировок и субъективность перевода на русский язык, то различий можно увидеть гораздо меньше, чем сходства. Так, если в КС УКП предполагалось управление качеством на 3-х стадиях: проектирование, производство, эксплуатация, то в СК-ИСО таких уровней 11, т.е. СК-ИСО применяется ко всем видам деятельности, влияющим на качество продукции, и взаимодействует с ними. Эти виды деятельности (стадии) составляют жизненный цикл продукции (его назвали петлей качества), который начинается с маркетинга и изучения рынка (1 этап) и заканчивается утилизацией или восстановлением ресурса в конце выработки (11 этап).

Кроме функциональных подсистем "петли качества" предполагается разработка общесистемных элементов, обеспечивающих выполнение работ на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества) таких как:

- программно-целевые методы обеспечения качества;

- информационное обеспечение;

- подготовка и повышение квалификации кадров и др.

В СК-ИСО вводится и документируется понятие "Политика предприятия в области качества продукции" и раздел «Ответственность и полномочия руководства предприятия в области качества», "Руководство по качеству". Нечто подобное было и КС УКП. Так же как и КС УКП, КС-ИСО базируется на стандартизации.

В 1994 году была выпущена вторая версия (или редакция) СК-ИСО. В этой версии изменена структура системы. Так, в версии 1987г. система состояла из подсистем (назовем их так), охватывающих 11 этапов и видов деятельности, обеспечивающих выполнение работ на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества), и несколько общесистемных элементов (порядка 9).

В версии 1994г. применена несколько другая схема, получившая условное название "элементной". Т.е. в системе разработано и предложено 20 элементов, которые, по мнению авторов, определяют качество. Правда, ряд отечественных авторов сомневается в правильности перевода, и считают наименование "элемент" некорректным, но нам кажется оно понятным. Можно назвать его частью системы или подсистемой, тем более что "элементы" соответствуют в значительной степени подсистемам предыдущей версии.

Так это: управление проектированием, закупки, управление процессами, контроль и проведение испытаний и др., т.е. практически все подсистемы вошли в так называемые "элементы". В то же время, появляется и ряд достаточно новых тем (разработок, элементов), которые выделяются в самостоятельные подсистемы (элементы), т.е. подчеркивается их важность для качества:

- управление документацией;

- анализ контракта;

- продукция, поставляемая потребителям;

- идентификация и прослеживаемость;

- статус контроля и испытаний;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие и предупреждающие действия;

- статистические методы;

Кроме этого, присвоен статус элементов:

- ответственность руководства;

- система качества.

Если учесть, что в системе 87г. было порядка 20 элементов (подсистем), а в системе 94г. появляется 10 новых, а всего тоже 20, то ясно, что содержание и структура системы изменена существенно.

Система на основе МС ИСО 9000-94 оформлена в настоящее время на многих крупных предприятиях страны, причем многие предприятия, ее внедрившие, получили не только отечественные, но и зарубежные сертификаты.

В настоящее время действует третья редакция системы ИСО 9000 - 2000 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: