Краткое содержание Системы ИСО 9000-2000 года

Содержание и структура системы ИСО 9000 2000-го года претерпела довольно существенные изменения.

Складывается впечатление, что разработчики системы версии 2000-го года стремились учесть замечания предыдущей версии, так:

1. значительно был уменьшен объем нормативной документации системы.

2. значительно был переработан словарь терминов, приведена методология, использованная при разработке словаря, что, видимо, должно служить доказательством тщательной отработки терминологии.

3. сведены в один раздел процессы жизненного цикла продукции, что соответствует первой версии стандартов ИСО.

4. вновь разработана оригинальная идеология системы, структура требований, ведущие механизмы управления (менеджмента).

Система ИСО в этой редакции называется системой менеджмента, а не системой обеспечения, как в предыдущих редакциях. Менеджмент, согласно словарю терминов и определений системы, скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, а система менеджмента качества, это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (анализ определений дан в главе 5.1)

Совершенно иная в новой системе структура требований. Если в предыдущей системе это были 20 элементов, т.е. 20 направлений деятельности, которые и представляли требования системы, то в редакции 2000 года в рамках системы имеются 4 основных фактора, определяющих качество:

- процессы жизненного цикла продукции;

- измерение, анализ, улучшение;

- ответственность руководства;

- менеджмент ресурсов.

Эти факторы тесно связаны между собой и представляют единую систему. Основу системы составляют 8 принципов, содержание которых раскрывается в 12 положениях того же стандарта ИСО 9000 и требований, изложенных в стандарте ИСО 9001.

Основным механизмом системы является процессный подход, предложенный Э.Демингом. Этот подход является одним из 8 принципов, его описание даётся в положении 2.4 стандарта ИСО 9000 и во «Введении» стандарта ИСО 9001, т.е. в требованиях системы. Стандарт ИСО 9001 подчёркивает, что он (этот стандарт) направлен на применение процессного подхода для успешного функционирования организации, которая должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс, а применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл «Plan–Do–Check-Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планирование (plan) разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политики организации;

- осуществление (do) – внедрите процессы;

- проверка (check) – постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;

- действие (act) – предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.

В то же время, авторы системы оставили практически все процедуры предыдущей системы, распределив их по разным главам, и привели таблицу соответствия ИСО 9001-2000 и ИСО 9000-96, видимо, как свидетельство преемственности и адекватности обеих версий.

Теперь, семейство стандартов ИСО версии 2000 состоит из трех основных стандартов:

ИСО 9000-2000 описывает основные положения СМК и устанавливает терминологию;

ИСО9001-2000 определяет требования к СМК;

ИСО 9004-2000 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность СМК. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации.

По этим трем стандартам сделан русский аутентичный перевод, и они выпущены в виде соответствующих российских стандартов: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001и ГОСТ РИСО 9004-2001.

Кроме этих документов разработан ИСО 19011, который содержит методические указания по аудиту (проверке) СМК и охраны окружающей среды.

Краткое содержание ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Основные положения и словарь.

В этом стандарте изложены:

1. Принципы менеджмента качества:

1.1. Ориентация на потребителя.

1.2. Лидерство руководителя.

1.3. Вовлечение работников.

1.4. Процессный подход.

1.5. Системный подход к менеджменту.

1.6. Постоянное улучшение.

1.7. Принятие решений, основанных на фактах.

1.8. Взаимовыгодное отношение с поставщиками.

2. Основные положения систем менеджмента качества:

2.1. Обоснование необходимости СМК.

2.2. Требование к СМК и требования к продукции.

2.3. Подход к СМК.

2.4. Процессный подход.

2.5. Политика и цели в области качества.

2.6. Роль высшего руководства в СМК.

2.7. Документация.

2.8. Оценивание СМК.

2.9. Постоянное улучшение.

2.10. Роль статистических методов.

2.11. Направленность СМК и других СМ.

2.12. Взаимосвязь между СМК и моделями совершенства.

3. Термины и определения.

Термины приведены по разделам.

3.2. Термины, относящиеся к качеству, таких терминов приведено 5.

3.3. Термины, относящиеся к менеджменту – 15 терминов.

3.4. Термины, относящиеся к организации –7 терминов.

3.5. Термины, относящиеся к процессам и продукции, 5 терминов.

3.6. Термины, относящиеся к характеристикам – 4 термина.

3.7. Термины, относящиеся к соответствию, 13 терминов.

3.8. Термины, относящиеся к документации, 6 терминов.

3.9. Термины, относящиеся к оценке, 7 терминов.

3.10. Термины, относящиеся к аудиту, 11 терминов.

3.11. Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения, 6 терминов.

То есть в словаре дано определение 80 терминам по 10 группам.

В приложении «А» этого стандарта дается методология, использованная при разработке словаря.

Краткое содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001- СМК. Требования.

В «Общих положениях» этого стандарта сказано, что при его разработке были учтены вышеназванные 8 принципов менеджмента качества.

Особо выделяется и разъясняется т.н. «процессный подход», как ведущий принцип данной системы, о котором сказано: “Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться процессным подходом”.

Приводится модель СМК, основанная на процессном подходе, а далее указано, что ко всем процессам может применяться цикл РДСА (Plan-Do-Check-Akt), т.е. известный цикл Деминга, но применительно к процессам.

Далее говорится о связи данного стандарта с ГОСТ Р ИСО 9004-2001, которые были разработаны как согласованная пара стандартов на СМК для дополнения друг друга и о совместимости СМК с другими системами менеджмента, например, таких как менеджмент охраны окружающей среды, финансовый и др.

В разделе 4 "Система менеджмента качества " стандарта говорится, что “организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, для чего:

1. определить процессы, необходимые для СМК;

2. определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

3. определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами;

4. обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимой для поддержки этих процессов и их мониторинга;

5. осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

6. принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов;

т.е. построение системы должно быть основано на процессном подходе.

В этом же разделе изложены требования к документации, которые определяют требования к документам именно СМК, согласно которым СМК должна включать:

1. документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

2. руководство по качеству;

3. документированные процедуры;

4. документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

5. записи, требуемые настоящим стандартом.

В разделе 5. "Ответственность руководства " говорится, что высшее руководство должно обеспечить:

1. доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

2. разработки политики в области качества;

3. разработки целей в области качества;

4. проведения анализа со стороны руководства;

5. обеспечения необходимыми ресурсами.

В этом разделе даются обязанности Представителя руководства.

В разделе 6. "Менеджмент ресурсов" говорится, что организация должна определить и обеспечить необходимыми ресурсами. К таким ресурсам относятся:

6.2. Человеческие ресурсы.

6.3. Инфраструктура (здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда, оборудование для процессов, службы обеспечения).

6.4. Производственная среда (совокупность условий, в которых выполняется работа)

В разделе 7. "Процессы жизненного цикла продукции " говорится, что организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции.

К процессам жизненного цикла продукции относятся:

7.2. Процессы, связанные с потребителями, которые должны содержать:

7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции.

7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции.

7.2.3 Связь с потребителями.

7.3. Проектирования и разработка.

7.4. Закупки.

7.5 Производство и обслуживание.

Судя по наименованию, в стадию "производства" включено и техническое обслуживание, что, видимо, аналогично элементу 19 предыдущей редакции.

Сюда же включены:

7.5.3. "Идентификация и прослеживаемость", согласно аналогичному «элементу 8» ИСО 94г.

7.5.5. "Сохранение соответствия продукции", согласно стадиям жизненного цикла после производства и контроля, таких как упаковка и хранения, реализация и распределение (элемент 15).

Таким образом, в блок "Производство и обслуживание вошли 5 стадий жизненного цикла продукции, согласно ИСО 87 года и элементы ИСО 94 года.

7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений.

Аналогия «элемента 11: Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием».

В разделе 8."Измерение, анализ и улучшение", говорится, что организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:

1. демонстрации соответствия продукции;

2. обеспечения соответствия СМК;

3. постоянного повышения результативности СМК.

Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических и область их использования.

Содержание этого раздела соответствует элементам: СК-ИСО 1994 года:

10. Контроль и проведение испытаний.

13. Управление несоответствующей продукцией.

14. Корректирующие и предупреждающие воздействия.

16. Управления регистраций данных о качестве.

17. Внутренние проверки качества.

20. Статистические методы, которые изложены в подразделах.

В подразделе 8.2. Мониторинг и измерение говорится:

8.2.1. О необходимости проведения мониторинга информации, касающейся восприятия потребителями соответствия организации требованиям потребителей (8.2.1.).

8.2.2. Проведения внутренних аудитов с целью установления того, что СМК соответствует запланированным мероприятиям, требованиям стандарта и требованиям к СМК, внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

8.2.3. Мониторинг и измерение процессов.

8.2.4. Мониторинг и измерение продукции.

8.3. Управление несоответствующей продукцией. (Соответствует элементу 13 СК-ИСО 94).

В подразделе 8.4. Анализ данных говорится, что организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности СМК. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения из соответствующих источников.

В подразделе 8.5 "Улучшение" г оворится, что организация:

8.5.1. Должна постоянно повышать результативность СМК посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

8.5.2. Корректирующие действия - организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствия для предупреждения повторного их возникновения.

8.5.3. Предупреждающие действия должны определять действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

8.5.2. и 8.5.3 соответствуют элементу «14 корректирующие и предупреждающие действия» СК-ИСО 94

Таково краткое содержание основных документов системы ИСО 9000 версии 2000 года.


ГЛАВА V. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО 9000 (СК-ИСО)

Система международных стандартов ИСО 9000.

Ее сущность

Как было отмечено выше, в нашей стране до 90-х годов внедрялись системы УК, которые на основе мирового опыта и с учетом его, были разработаны в нашей стране на основе отечественного опыта в области качества и производственных отношений.

Взять, например, КС УКП.

Принято считать, что это понятие было введено в 50-х годах доктором Фейгенбаумом (США), когда в 1957 году была опубликована его статья «Комплексное управление качеством» [5].

В это время в нашей стране зарождалась Саратовская система БИП. Понадобилось еще 15 лет постоянной работы ученых и промышленности, чтобы создать и внедрить ряд систем управления качеством и на их основе отечественную КС УКП, т.е. хотелось бы подчеркнуть, что отечественная КС УКП создана на основе отечественного опыта, вобрав все, что было создано ранее, причем лучшее и понятное.

Другое дело СК-ИСО. Она пришла к нам в таком виде, как она была создана на основе опыта западных предприятий в своеобразном переводе на русский язык. Т.о., отечественные специалисты имеют перевод, который должны осмыслить и понять. Этот процесс и дискуссии по нему идут и поныне.

Что же это за система СК-ИСО?

Согласно стандарту ИСО 8402 [2] «Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов, ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством».

При анализе и осмыслении этого термина, возникают вопросы. Что понимается под системой качества в этом определении? В нашей практике имели место и были стандартизованы понятия: система управления качеством, система обеспечения (ГОСТ 15476-70). В сборнике терминов [3] английскому термину «система качества» соответствует немецкий термин «система обеспечения качества», что, видимо, и надо иметь ввиду при употреблении термина «система качества». Именно так понимается в ряде работ [1] [3] [4] [6] [7] термин «система качества». Т.е. разговор идет о системе обеспечения качества, как более высокой ступени, дальнейшему развитию системы управления качества. Об этом говорят и составляющие системы: организационная структура, методики, процессы, ресурсы.

Казалось бы, все это делается для обеспечения качества, что и должно быть отражено в термине, однако, в стандарте ИСО 8402 это звучит иначе: система качества – это система мер, необходимых для осуществления общего руководства качества. Не будем здесь проводить анализа этих терминов, отошлем интересующихся к работе [1].

Приведем лишь высказывание А. Фейгенбаума: «внедрение стандартов ИСО 9000 ориентировано на снижение вероятности сделать что-либо неверно в области обеспечения качества». В государственном стандарте [4] это звучит так: «… обеспечивающих выполнение требований к качеству на стадиях ее жизненного цикла», т.е. для обеспечения качества на всех стадиях. А в работе [1] предлагается термин изложить в редакции: «Система обеспечения качества (система качества) – это совокупность структур, относящихся к различным сферам деятельности предприятия и оказывающих наибольшее влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия».

Далее в [1] утверждается, что центральной частью системы является служба качества.

Эта редакция [1] наиболее соответствует духу, идее, логике и концепции данной работы. Несмотря на это, считаем, что и она нуждается в уточнении.

Итак, вышеприведенные версии термина «системы качества»:

Система управления качеством – это комплекс взаимосвязанных организационно-технических и административных мероприятий, необходимых для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех этапах. Это определение установлено отечественным стандартом [8].

Система качества (система обеспечения качества) – это совокупность организационной структуры, методик, процессов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [версия ИСО] [9].

Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов, ресурсов, обеспечивающих выполнение требований к качеству на стадиях ее жизненного цикла (т.е. обеспечение качества на всех этапах) [4] [отечественный стандарт на СК].

Система обеспечения качества – это совокупность структур, относящихся к различным сферам деятельности предприятия и оказывающим наибольшее влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия [предложение в работе [1].

Нам представляется, судя по анализу вышеприведенных терминов и материала, что более точным и понятным будет определение: «Система обеспечения качества – это комплекс взаимосвязанных организационно-технических и административных мероприятий, выполняемых службой качества и другими службами и подразделениями предприятия, участвующими в процессе обеспечения качества, в соответствии с документированными процедурами системы и процессами. Если это определение упростить, то получится практически то, что было раньше.

Система качества – это совокупность технических, организационных и административных мер, необходимых для обеспечения качества.

Это достаточно простое определение в общих чертах, без конкретики, дает достаточно точное определение системы качества, исходя из того, что:

- сам процесс управления понимается как деятельность по достижению поставленной цели;

- управление качеством – методы и деятельность оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;

- обеспечение качества – это формирование характеристик продукции в процессе ее создания и производства, сохранения этих характеристик на последующих стадиях ее существования с целью обеспечения потребителю гарантий стабильного качества продукции и ее соответствие требованиям стандарта и контракта.

Исходя из вышесказанного, устанавливаем, что система СК-ИСО - это система обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла продукции и для осуществления этого должна иметь:

1. организационную структуру с распределением ответственности за качество и хорошо подготовленной центральной службой этой структуры – службой качества;

2. документально оформленными правилами и методами (процедурами) управления качеством;

3. современными процессами на основе соответствующей материальной базы;

4. людскими, материально-техническими, информационными и другими ресурсами.

Востребованность системы

Важнейшим фактором создания системы, ее успешного внедрения и функционирования является объективная востребованность системы, ее необходимость для соответствующего периода развития производства.

Действительно, возьмем для примера систему БИП. Необходимость достижения стабильного производства была крайне актуальна и в отечественной промышленности и во всем мире. Эта была проблема, задача, цель, и для ее решения была разработана система правил и методов, причем и в СССР, и в США, и в других странах.

Как уже упоминалось, в конце 60-х годов была разработана концепция комплексного управления качества, которая предполагала учет всех факторов качества, охват всех этапов работ и увязку работ подразделений в единую систему обеспечения качества.

В практике отечественных предприятий в 60-е годы, после внедрения таких систем, как БИП, СБТ, НОРМ, КАНАРСПИ, выявилось, что качеством необходимо управлять на трех основных этапах (проектирования, производства, эксплуатации), что положения (процедуры) системы необходимо стандартизировать и т.д. все это нашло отражение в отечественной КС УКП и полностью себя оправдало.

По этому пути шло и создание СК-ИСО.

1. Появилась необходимость стандартизации основных положений системы. В 80-е годы были созданы стандарты на систему качества военной продукции в Англии. Этот стандарт и послужил основой стандартов СК-ИСО.

2. Стало очевидно, что качество формируется и поддерживается не только на трех этапах (проектирование, разработка, эксплуатация, как в КС-УКП), а на всех стадиях жизненного цикла продукции. Таких стадий было определено 11.

3. Ведущей тенденцией экономики последних десятилетий стало опережение предложений над спросом на мировом рынке. Эта тенденция усиливается и предопределяет ведущую роль качества в конкурентоспособности продукции. Система СК-ИСО, являясь системой рыночной, была призвана отразить эту тенденцию, т.е. придать процессам улучшения качества большую эффективность и динамичность.

4. Эффективность функционирования системы определяется степенью воздействия управляющих факторов, т.е. функций управлений качеством. В системе СК-ИСО так же, как и в КС-УКП это отражается в наличии общесистемных элементов или обеспечивающих подсистем, которых в СК-ИСО рекомендовано уже порядка 10.

5. Стало ясно, и это подтверждается всем опытом системной работы по качеству, что достижение успехов в этой работе возможно лишь при наличии профессионалов и хорошо организованной структуры. Это также нашло отражение в стандартах ИСО, причем стало ее ведущим фактором. Можно говорить и о других достаточно важных факторах, определяющих возникновение такой системы.

Так, одним из важнейших элементов политики государства является повышение качества жизни ее граждан. Одним из важнейших составляющих качества жизни (которое рассчитывается по методике ООН и характеризуется коэффициентом ИРЧП) является качество продукции и услуг.

Другим важнейшим критерием уровня государства и жизни граждан этого государства, является рейтинг конкурентоспособности товаров. И тут качество является ведущей категорией.

Т.о., система ИСО-87 отразила те серьезные изменения в подходах к качеству, имевшие место в этот период.

В 1994г. вышла II редакция версии системы.

Какие изменения в экономической обстановке и производстве могли объективно сказаться на ее появлении?

Наверное, дальнейшее насыщение рынка товарами, усиление конкуренции, что повысило роль качества в конкурентоспособности продукции. Сильнее стали проявляться тенденции о смене качества оптимального качеством максимальным и приоритете системы качества над другими системами управления предприятием. Появляется концепция TQM, что, согласно переводу стандарта ИСО 8402 значит «всеобщее руководство качеством».

В работе [1] предлагается иной термин: «Тотальное управление качеством».

Нам представляется более правильным перевод в интерпретации: «Всеобъемлющее (всестороннее) управление (менеджмент) качеством.

Отражая эти тенденции, выходит версия стандартов ИСО 1994 года, а затем и 2000 года.

Анализ СК-ИСО версии 1994 года

Отражая тенденции развития производства и рынка, в1994 году была принята обновленная версия системы ИСО. Эта версия (редакция) была создана коллективом специалистов по качеству разных стран, работающих в комитете №176 ИСО.

Можно понять их желание создать документацию, отражающую тенденции нового времени и соответствующую уровню и статусу комитета.

Что же получилось?

1. Первое, что необходимо отметить, резко возросший объем документов процедур системы. С одной стороны, этот факт положительный, т.к. более объемная система документация дает больше информации и решений по проблемам качества.

Однако, с другой стороны, есть здесь и ряд отрицательных факторов. Так, обилие документированных рекомендаций, вызывает сложности для их освоения и переработки для решения конкретных задач качества в разных государствах и отраслях, причем, стремление к усложнению системы проявляется кругом.

Взять, например, такой элемент, как «управление документацией», которого не было в предыдущей версии и который также толкуется по-разному. К этому элементу относится и документация системы, которая прежде состояла из стандартов предприятия (СТП). В новых версиях предлагается иметь следующие документы:

- методологические инструкции;

- рабочие инструкции;

- стандарты предприятия (СТП) также не исключаются.

Видимо, мнение о слишком большом количестве документов звучало критически слишком часто, и было учтено в следующей редакции, в которой количество документов было сокращено.

2. Второе и, наверное, главное, в версии ИСО 94 принципиально изменена структура системы.

Так, в версии ИСО 87, как и в отечественной КС УКП, был применен, назовем его так, функциональный подход построения системы. Он заключается том, что структура системы (как бы ее скелет) состоял из 11 функциональных систем (или подсистем) управления (обеспечения) качества на стадиях жизненного цикла продукции (петля качества) и т.н. общесистемных или обеспечивающих подсистем, которые рассматривались как функциональные системы управления качеством. В версии ИСО 94 применен т.н. «элементный» подход. Были выбраны 20 элементов (подсистем) которые, согласно этой версии, наибольшим образом влияют на качество.

В этой структуре избранными элементами, причем в произвольном порядке, оказались и системы управления качеством на стадиях жизненного цикла продукции и обеспечивающие системы (таких 10 элементов) и новые элементы, каких не было в прежней редакции или внимание на них не акцентировалось.

В чем же преимущество такой схемы?

Преимуществ, по нашему мнению, не видно, а вот отрицательные стороны налицо.

1. Функциональная схема построения системы понятна, она привязана к таким основополагающим понятием, как стадии жизненного цикла продукции и функции управления качеством, с этими понятиями достаточно четко связана и организационная структура. По качеству разработки процедур этих систем и их функционированию можно с достаточной долей вероятности судить и о качестве системы и ее работоспособности.

2. При элементном подходе все это размывается, усложняется как на стадии разработки системы, так и ее функционировании и особенно проверках (аудите).

Если при функциональном подходе набор систем понятен, достаточно изучен наукой и практикой и практически одинаков для всех предприятий, то набор элементов вызывает вопросы. Ряду исследователей он представляется случайным и субъективным, и не случайно в различных работах дается различное толкование содержания элементов.

Возьмем, к примеру, такие элементы, как «контроль качества», «идентификация и прослеживаемость», «статус контроля и испытаний». Согласно практике отечественных предприятий, статус контроля и испытаний, так же, как и идентификация и прослеживаемость должны быть неотъемлемыми составляющими контроля качества, т.к. контроль без них – это не контроль. Так зачем же их выделять? К такому выводу, видимо, пришли и разработчики системы. В версии 2000 г. «статус контроля» и «идентификацию и прослеживаемость» решили почему-то объединить с элементом «управление процессами».

Или элемент управление продукцией, поставляемой потребителем. Почему такой продукции не быть в управлении материально-техническом обеспечении? В чем разница?

Зачем нужен элемент «Анализ контракта»?

Или зачем нужен элемент «система качества»? Если это описание системы, то его надо выделить из элементной части и т.д.

Но, может быть, эти вопросы возникают из-за недостатка опыта управления качеством в нашей стране? Ведь отечественная КС УКП создавалась и внедрялась в 70-е годы, а после этого были другие новации, другие подходы, была перестройка и вообще смена строя и экономических отношений, был глубокий кризис нашей экономики, который продолжается и сейчас.

В стране за последние 5-10 лет выросло новое поколение специалистов по качеству, «системников», которые осваивали эту науку не столько на отечественном, сколько на «западном» опыте, в основном, по переводной литературе, многое осмысливая самостоятельно. Все это было и это надо иметь ввиду при работе с такой достаточно непростой системой как ИСО 9000.

Но вот мнение об этой системе (II и III версии) Д. Лепрехта, авторитетного специалиста по стандартам ИСО, доктора наук Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, США [14], который в статье «Стандарты ИСО 9001:2000 – начало конца?», пишет: «Долгое время я верил, говорил и писал в предыдущих работах, что стандарты версии 1994 года нуждаются в основательном пересмотре.

Однако, после анализа следующей редакции проекта стандарта ИСО 9001:2000 г. у меня возникло чувство, что, хотя в документ внесено немало улучшений, тем не менее, введено много новых спорных, излишних и неясных требований, вносящих в стандарт больше негативного, чем позитивного».

Доктор Д. Лепрехт – представитель американской школы управления качеством, которая зарекомендовала себя как ведущая школа в мире ХХ века и мнение ее представителей заслуживает внимания и доверия.

Таким образом, при достаточно поверхностном анализе новых версий системы, напрашивается 2 вывода:

1. Структура системы версии ИСО 94 не соответствует научному и техническому опыту, т.е. изменена без объективных на то причин в худшую сторону.

2. Усложнение системы сопровождается значительным увеличением документации. Эти усложнения становятся настолько значительными и неоправданными, что достаточно актуальными становятся вопросы:

· Какие нужны ресурсы для создания системы?

· Какие предприятия готовы платить такую цену?

· Нужно ли это для качества?

· Способен ли персонал предприятий освоить такую систему?

В этом отношении достаточно актуально звучит предупреждение Д. Лепрехта: «Стандарты ИСО 9001:2000 – начало конца?»

Если такой финал предполагается вероятным даже в США, то что же говорить о России, где уровень и состояние работ по управлению качеством, мягко выражаясь, несколько ниже, а экономическая ситуация сложнее?

Анализ содержания процедур системы

Не менее важным, чем структура системы (ее подсистемы, элементы, т.е. скелет системы) является содержание процедур, т.е. документированные методы, правила, которые должны выполняться участниками процесса обеспечения качества для выполнения целей и задач.

Трудно было бы ожидать, что рекомендации будут приемлемыми одинаково для всех стран, отраслей, предприятий и пр.

Это понимают все, и не случайно крупнейшие автомобильные компании США разработали свою редакцию (версию) стандартов, назвав ее QS 9000, а страны Европейского Союза свою ЕН 29000.

Своей версии нет пока в России, хотя необходимость таких работ признается и кое-где подобные работы ведутся.

Необходимость таких работ становится совершенно очевидной при знакомстве с содержанием «элементов» системы ИСО.

В этих элементах трудно найти процедуры, соответствующие разработанным в нашей стране системам СБИП, СБТ, НОРМ, КАНАРСПИ, КС-УКП и пр.

Возьмем, к примеру, элемент 20 версии ИСО-94 – «статистические методы».

Так, в конце 40-х годов, в ряде стран начали распространяться статистические методы управлением производства, в т.ч. и в нашей стране (см. выше). Считалось, что разработки этих методов у нас ничуть не хуже, чем в США или Японии, и внедрялись они повсеместно. Именно эти методы были в основе первой послевоенной системы управления качеством в нашей стране. Но этот факт почему-то совершенно забыт и вычеркнут из истории современными российскими авторами работ по качеству. Как вроде и не было у нас в стране такой системы и таких методов.

В начале 70-х годов, при очередном повышении интереса к этим методам, они были стандартизованы. Согласно отечественному подходу, эти методы должны применяться для:

- оценки стабильности технологического процесса;

- регулирования техпроцесса;

- статистического приемочного контроля.

Так оно и было до последних лет.

В настоящее время в научно-технической и методической литературе таких подходов уже нет.

Есть японская концепция, согласно которой существует 7 т.н. простых методов. Среди этих простых методов, которыми владеет, якобы, каждый японский рабочий и изучают школьники, есть такой, который в нашей отечественной практике называется статрегулированием. Там он называется контрольными картами Шухарта.

Как известно, такие карты появились в США в 20-х годах ХХ века. С тех пор американская наука и производство ушли далеко, и в 90-е годы в составе системы QS 9000 был разработан довольно объемистый сборник под названием «SPS», который и предлагается для руководства вместо простой карты Шухарта.

К сложным японским методам, среди прочих, относят статанализ стабильности технологического процесса и статприемочный контроль, причем на статанализ существует несколько формулировок. А ведь все это надо «переварить» специалисту предприятия, найти применение этим методам на предприятии и донести до исполнителя.

И, видимо, не случайно, эти методы не выполняются даже на тех предприятиях, которые получили сертификат на систему, в т.ч. и международный.

Проблему этого решили довольно просто: в русской редакции обязательности применения этих методов. Так, в работе [28] сказано: «поставщик должен определять потребности в статистических методах и устанавливать соответствующие процедуры их применения», а в работе [29]: «следует внедрить подходящие статистические методы».

Подобная картина имеет место в других элементах.

Т.е. в документах системы ИСО довольно подробно объясняется. «что надо делать» и крайне скудно «как надо делать».

Не случайно в американской версии QS 9000 выпущен ряд документов, таких как SPS (статистическое управление процессами), MSA (анализ измерительных систем), APQP (планирование качества перспективной продукции), FMEM (анализ видов и последствий отказов), которые являются руководством по выполнению тех или иных процедур.

Во втором издании основной документ системы «Требования к системам качества» включает три группы требований:

- требования, основанные на ИСО 9000;

- отраслевые требования;

- специфические требования фирм-разработчиков системы QS 9000.

В первой версии системы ИСО 9000 подчеркивалось, что система должна создаваться для каждого вида продукции. Это требование исчезло в последующих версиях, видимо, из желания сделать систему универсальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: