Введение. Это было в самом начале 70х годов уже прошлого века

Это было в самом начале 70х годов уже прошлого века.

На одном из производств крупного предприятия были большие проблемы с качеством продукции.

И нельзя сказать, что уделяли этой проблеме мало времени. Качеством этих изделий занимались все, включая директора предприятия, но сдвигов не было. Вечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» были без ответов. Проблемы были кругом, везде. В конце концов, решили заменить начальника ОТК.

Новый начальник ОТК горячо взялся за дело. Именно этого от него и ожидали.

Еще интенсивнее пошли совещания, разборки, разносы, митинги. Все относились к этому с пониманием, все вроде бы за качество, а сдвиги минимальные.

И вот как-то на очередном совещании обсуждали качество на одном из участков, где было очень много брака по всем понятным причинам и проблемам. Посидели специалисты и разошлись писать очередной план. Всем было ясно, что от этого качество скоро не улучшится.

И тогда работники ОТК решили действовать сами. Они решили остановить брак, не допуская его. Это было похоже на закрытие амбразуры, из которой шел брак, грудью. Но никто не погиб, производство не остановилось, наоборот, оно пошло. Оказалось, что изготовление качественной продукции дает возможность делать и необходимые количества. Также было и на других участках.

Аппарат ОТК стал работать по-другому. Он перестал быть «винтиком системы», он стал «двигателем системы».

Никто не был против этого, считая, что так и должно быть. Говорят, что «качество – это ОТК» и если ОТК сумело что-то достигнуть, значит, ОТК на «уровне», оно выполняет возложенные на него задачи.

В то же время похожая история произошла на другом заводе. И даже продукция была похожа: мотоциклы и мопеды. Мопедов делали не так уж много, а продать их не могли, не нравились они покупателям - слишком часто ломались.

Перед производством завода возникла проблема: закрывать производство или поднимать качество. Решили попытаться поднять качество. Договорились, кто, что будет делать и как. Чего не умели делать - обратились за помощью и дело пошло. Повысилось качество мопедов. Оказалось, что нужны они рынку. Завод успешно заработал. Так родилась Львовская комплексная система управления качеством.

О том, как это происходило, какие процессы и какие службы играли ведущую роль, в обеспечении качества, и какая система и при каких условиях может дать результат, говорится в этой работе.

Работа состоит из двух частей.

В первой части «Обеспечение качества на отечественных предприятиях (характеристика систем качества, их анализ)» дается краткое описание систем обеспечения качества в нашей стране с 30-х годов до настоящего времени, дается анализ этих систем, их полезности, эффективности функционирования.

Во второй части «Система качества для отечественного предприятия» дается описание системы и ее функции на основе анализа систем, приведенного в первой части.

В первой части работы 5 глав.

В главе I «Немного истории» - предлагается история внедрения и функционирования системы качества в нашей стране.

Отмечается, что достаточно полезные и нужные для повышения качества системы, как правило, не очень заинтересовано внедрялись предприятиями и делается анализ такого положения.

В главе II «То же самое на отдельно взятом предприятии» - рассматривается опыт внедрения систем качества на крупном многоотраслевом предприятии, которое по объему и номенклатуре своей продукции было вынуждено внедрять все новое в управлении качеством продукции для поддержания необходимого высокого уровня продукции предприятия.

В этих двух главах выявляются основополагающие принципы заинтересованности предприятий и возможности внедрения на них эффективных систем качества, таких как:

- объективная необходимость высокого качества;

- наличие ресурсов;

- наличие службы качества, владеющей необходимой методологией и способной решать насущные проблемы качества.

В главе III дается краткая характеристика отечественных систем управления качеством 40-70-х годов, таких как:

1. Система управления качеством производственных процессов статистическими методами.

2. Система бездефектного изготовления продукции.

3. Система бездефектного труда.

4. Горьковская КАНАРСПИ и Ярославская НОРМ система.

5. Комплексная система управления качеством на базе стандартизации.

В главе IV дается характеристика систем качества на основе международных стандартов ИСО 9000-2000.

В главе V «Анализ систем качества на основе международных стандартов ИСО 9000» - дан анализ систем ИСО на основании исследований ведущих специалистов-системщиков.

В трех главах (III, IV и V) дается характеристика и анализ систем не только в качестве учебного и познавательного материала, но и делается попытка найти закономерности и наиболее рациональные и эффективные формы построения системы качества, которая бы соответствовала организации работ отечественных предприятий.

В части 2 «Система качества для отечественного предприятия» предлагается структура такой системы и содержание ряда функциональных подсистем.

При создании «Системы качества для отечественных предприятий» ставилась задача, чтобы эта система соответствовала идеологии, положениям, принципам и требованиям системы ИСО 9000-2000.

Структуры систем предлагается в двух вариантах:

1. В первом варианте «Системы» структура значительно отличается от структуры, принятой в редакции ИСО 9000-2000, но почти полностью соответствует структуре системы ИСО 9000 редакции 1987 года. Такой вариант будет более пригоден для предприятий, не работающих на зарубежных рынках.

2. Во втором варианте «Системы» полностью сохраняется структура системы ИСО 9000-2000 и лишь добавляется блок функциональных управляющих подсистем, которые введены в процессную схему структуры ИСО 9000-2000г. Такой вариант может быть рекомендован для предприятий, проводящих сертификацию системы по международным стандартам зарубежными сертификационными организациями.

В главе VI 2 части «Системы обеспечения качества» - формируются требования к системе, дается идеология системы и ее структурное построение.

В главе VII «Характеристика подсистем» дается описание 10 функциональных управляющих подсистем.

Более подробно описаны подсистемы, имеющие наибольшую важность и определенную новизну, такие как:

- управление экономикой качества;

- управление производственными, технологическими процессами;

- статистические методы;

- организация работ по контролю качества.

Работа предназначена в первую очередь, для специалистов по качеству, но может быть полезна для всех, интересующихся проблемами качества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: