Подготовка персонала

Персонал является главным ресурсом в системе качества, поскольку факторы, создающие условия для обеспечения и улучшения качества, в первую очередь, не технические и даже не экономические, а социальные.

Многообразие и сложность задач, возникающих в процессе менеджмента качества и обеспечения качества, предъявляют повышенные требования к уровню специальных знаний и умений работников. Соответствующий уровень знаний и умений достигается прежде всего путем надлежащей подготовки персонала.

Подготовка персонала в области качества – это деятельность администрации предприятия по обеспечению готовности персонала к выполнению работ в соответствии с требованиями системы качества.

Согласно принципов стандартов ИСО подготовка в области качества должна охватывать все уровни персонала предприятия: руководителей всех уровней, инженерно – технический персонал, производственных рабочих и аппарат технического контроля.

Причем крайне желательно начинать подготовку персонала с руководителей.

Это определяет эффективность всей работы. Именно с подготовки руководящего состава была начата подготовка персонала в Японии, на которую было потрачено, как считают целое десятилетие и это дало дальнейший максимальный эффект.

Подготовка персонала всех уровней проводится по определенным программам, в которых должны быть отражены требования, необходимые для осуществления функций системы качества для всех категорий работающих.

В подготовке персонала можно выделить два основных направления: регламентирование и повышение квалификации.

Под регламентированием деятельности персонала в области качества понимается обоснованные и документальное закрепление функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества подразделений и должностных лиц предприятия. Регламентирование осуществляется путем разработки различных видов нормативных документов по качеству. К их числу наряду с такими видами, как Руководство по качеству, процедура качества, инструкция по качеству и др., относится и положение о подразделениях и должностные инструкции. Отличительной особенностью последних является то, что они носят не просто нормативный, а нормативно – правовой характер, в силу чего они имеют более высокий юридический статус: к нарушителям требований именно этих документов могут быть применены административно – дисциплинарные меры вплоть до увольнения.

Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на Российских предприятиях показывает, что в действующих на них положениях о подразделениях и в должностных инструкциях, как правило, не отражается (или делается это крайне неудовлетворительно) новая деятельность в области качества. Данное обстоятельство следует рассматривать как существенный недостаток в организации работ по менеджменту качества. Для устранения этого недостатка могут быть полезны методические рекомендации, разработанные С – Петербургским центром по качеству «Конфлакс»[7].

Другим важнейшим направлением работы предприятия по подготовке персонала является повышение квалификации в области качества, которое становиться в современных условиях объективно необходимой частью производственной деятельности, т.е. ее обязательной частью.

В этом направлении накоплен значительный опыт подготовки специалистов по качеству в высших учебных заведениях, в частности в Ижевском ГТУ, где с 2000г. работают кафедра и факультет «Управление качеством», и ведется подготовка специалистов по качеству по методу непрерывного образования (среднеобразовательная школа, среднее и высшее профессиональное образование), а также специалистов служб качества по программе высшего образования [37].

Согласно проведенному исследованию на многих отечественных предприятиях руководители и специалисты не обладают достаточной квалификацией для выполнения функций в области качества. Некомпетентность этих работников, недостаточность их знаний часто является причиной ошибочных решений и неспособности предприятия, в конечном счете, обеспечить требуемое качество продукции.

Для подготовки специалистов по качеству существуют две формы обучения.

Всесторонняя подготовка – это подготовка профессионалов качества вне предприятия и обучение непосредственно на предприятие.

На эти формы обучения разработаны и действуют системы, в том числе и в нашей стране, которые соответствуют международным нормам.

Так, согласно принятой в 1994 г. Единой согласованной системе ЕОК (Европейская организация по качеству) для регистрации (сертификации) профессиональных работников по качеству предусмотрено по 3 степеням: специалисты ЕОК в области качества, инженер системы качества ЕОК и аудитор качества ЕОК.

Обучение на предприятии должно быть организовано для всех уровней работников, участвующих в процессе создания качества, т.е. такое обучение носит тотальный (всеобьемлющий) характер.

Так предлагается (7) 10 уровней или категорий обучающихся работников:

1. Руководитель предприятия и его заместители;

2. Главные специалисты, руководители подразделений и служб;

3. Специалисты службы качества;

4. Специалисты технической службы;

5. Специалисты экономических служб;

6. Специалисты служб снабжения, сбыта;

7. Специалисты служб персонала и обучения;

8. Начальники цехов и их заместители;

9. Мастера, бригадиры;

10. Рабочие.

Для каждой категории устанавливается цель обучения в соответствии с требованиями системы качества, программа обучения, объем в часах, устанавливаются календарные графики обучения.

Согласно рекомендациям (7) такое тотальное обучение в зависимости от масштаба предприятия растягивается на 2 – 3 года, но по нашему мнению оно должно проводиться в гораздо более сжатые сроки, максимум за 1 год.

Обучение персонала в области качества должно находиться в центре внимания руководителей предприятия и подразделений.

Результаты обучения должны оцениваться и аттестовываться.

Желательно по результатом обучения стимулировать обучающихся и эффективность учебы.

При организации и проведении обучения роль и работа службы качества должна быть самой активной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: