Управление надежностью изделий

В структуре показателей качества надежность работы изделий всегда была одним из наиболее сложных и определяющих качество показателей.

Эта проблема имела место практически во всех странах, производящих продукцию, особенно в машиностроении.

Достаточно сложной была проблема надежности изделий, выпускаемых промышленностью США, в послевоенный период. [6].

Как отмечалось, 20 – 25 % всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на устранение дефектов продукции.

Такое же положение было и в других странах, включая бывший Советский Союз.

Значительная сложность в решении проблемы надежности заключается в том, что она носит комплексный характер, т.е. зависит от многих факторов.

Ведущими здесь являются следующие:

· Надежность систем качества изготовления и выпуск продукции соответствующей технической документации;

· Надежность конструкции, т.е. соответствие конструкции выполнять запланированные функции.

Это двуединая проблема, т.к. зачастую обнаружить производственный дефект в отказавшем изделии бывает крайне сложно.

Поэтому во многих странах, в том числе в нашей стране, в 50 – 60е годы была создана система надежности, разработаны ее количественные показатели, методы и средства обеспечения надежности, система испытаний для оценки надежности.

В нашей стране, например, для решения этой проблемы привлекались большие силы ученых и специалистов, была создана структура обеспечения надежности.

Так был создан Комитет по контролю качества и надежности, который решал проблемы в пределах всей страны. Этой проблемой занимались ведущие специалисты во главе с академиком А. И. Бергом.

Подразделения надежности были созданы на многих предприятиях страны. Были вновь созданы или усилены испытательные и исследовательские подразделения.

Несмотря на то, что в настоящее время многие проблемы надежности решены, актуальность этих работ не снижается и там где этим работам уделяется недостаточное внимание, имеют место крайне серьезные последствия.

В связи с этим вызывает недоумение, что эта крайне актуальная проблема, не нашла достаточного отражения в системе качества ИСО.

По нашему мнению, на каждом предприятии, производящем продукцию, связанную с надежностью, должна быть в рамках системы качества, система обеспечения надежности.

Эта система должна включать:

· Сбор и анализ данных по отказам на всех стадиях существования продукции;

· Исследование причин отказов;

· Установление обоснованных уровней надежности и расчеты фактических уровней;

· Эффективную и достаточную систему испытаний продукции для установления и подтверждения уровня надежности;

· Систему мероприятий для поддержания и повышения надежности;

· Другие необходимые мероприятия, такие как работа с поставщиками по качеству и надежности, проведение и осуществление совместных мероприятий и пр.

Работы по надежности проводят все подразделения и службы предприятия, участвующие в разработке, производстве и эксплуатации продукции.

На многих предприятиях для проведения работ по надежности существует специальная служба.

Главными задачами такой службы являются:

· Координация работы и методическое руководство всех участников процесса;

· Разработка методических, организационных и прочих документов;

· Контроль за проводимой работой и выполнением мероприятий;

· Другие специальные функции, указанные выше;

Исходя из опыта предприятий, наиболее важный и сложный является анализ отказавших изделий, о чем уже говорилось выше.

В отказах изделий, как уже отмечалось, главными причинами являются отступления от документации и определенная слабость конструкции;

Достаточно серьезным представляется и третий фактор: правильная эксплуатация.

Часто отказ вызывается сочетанием двух или нескольких факторов.

Для определения истинной причины необходим квалифицированный и тщательный анализ отказывающего изделия.

При анализе имеет значение и фактор субъективности, т.к. любая из сторон, определяющих отказ (производство, конструкторы, эксплуатационники) будут стремиться доказать свою непричастность и невиновность в отказе.

Поэтому имеет большое значение участие в этой работе и руководство ею нейтральной службой, ее специалистами, которые, как правило, бывают в службе анализа или надежности.

Как показывает опыт предприятий, целенаправленная работа по повышению надежности на основе передовой методологии и специальной службы надежности позволяет значительно повысить эффективность работ по надежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: