При расследовании деятельности преступных структур следователю приходится взаимодействовать с оперативными работниками различных ведомств: органов внутренних дел, ФСК, службы налоговых расследований и др.В органах внутренних дел с оперативными работниками РУОП-УОП, уголовного розыска, БЭП, ИТУ.
На характере и эффективности взаимодействия при этом крайне отрицательно сказываются следующие факторы:
- различия интересов различных силовых структур и их подразделений;
- различия в критериях оценки деятельности различных подразделений органов внутренних дел, особенно РУОП-УОП,БЭП и УР;
- недостаточная информированность взаимодействующих органов и служб о специфике их работы;
- коррумпированность работников отдельных оперативных подразделений и их связь с участниками организованных преступных структур.
В целом взаимодействие, комплексное использование сил и средств можно определить как согласованную или совместную деятельность должностных лиц различных правоохранительных органов или их подразделений, направленную на достижение конкретной тактической цели.
|
|
Взаимодействие следователя с оперативными работниками при неизбежно и обязательно по следующим причинам:
- необходимость выполнения комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в рамках тактической операции;
- ограниченность времени ее проведения, необходимостью использования значительных сил и средств, которыми не располагают следственные подразделения;
- необходимость интеграции доказательственной и ориентирующей информации,которой располагает следователь и оперативные работники и правильного ее использования для достижения поставленных целей;
- необходимость сочетать различные функции и компетенцию при осуществлении совместной деятельности;
- необходимость обеспечить безопасность участников уголовного процесса, быть готовыми к преодолению вооруженного сопротивления участников преступной структуры.
Основной формой организации взаимодействия следователей с органами дознания, оперативными службами является создание следственно-оперативных групп. Руководителем следственно-оперативной группы должен быть следователь,поскольку он принимает основные тактические и процессуальные решения, определяющие весь ход совместной работы.
Создание следственно-оперативной группы осуществляется путем издания двух документов:
1) приказа, определяющего руководителя группы, ее состав, цель создания группы, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности. В приказе целесообразно также предусмотреть освобождение членов группы от всех иных видов работы, которая им была поручена до этого момента и запрет отвлекать их для выполнения заданий, не связанных с достижением целей, поставленных перед следственно-оперативной группой;
|
|
2) постановления о создании следственно-оперативной группы с указанием членов группы (данный документ приобщается к уголовному делу).
Практика деятельности органов внутренних дел и прокуратуры выработала различные формы организации работы следственно-оперативных групп.
Для выезда на места происшествия:
- разовые следственно-оперативные группы;
- дежурные (в течение суток) следственно-оперативные группы;
- постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для выезда на места происшествий;
- следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений " по горячим следам";
- постоянно действующие следственно-оперативные группы для оказания методической помощи при осмотре мест происшествия по наиболее сложным уголовным делам (например, по уголовным делам по пожарам и взрывам).
Для расследования отдельных уголовных дел или группы взаимосвязанных уголовных дел:
- следственно-оперативные группы городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте;
- межведомственные следственно-оперативные группы с участием следователей прокуратуры и военных следователей;
- следственно-оперативные группы, действующие при штабах (координационных центрах, советах), создаваемых для координации работы по раскрытию серий наиболее опасных преступлений или для организации работы в особых условиях;
- "фильтрационные" следственно-оперативные группы, создаваемые при проведении комплексных операций в особых условиях расследования; в их задачу входит проверка причастности доставляемых лиц к совершению тех или иных преступлений.
Для расследования определенных категорий преступлений, которые могут быть и не связаны между собой:
- постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений, совершаемых в условиях неочевидности (всех преступлений либо преступлений определенной катего-
рии, например, краж из квартир);
- оперативно-зональные группы, включающие сотрудников различных служб, за которыми закреплена определенная территория (зона);
- следственно-оперативные группы по раскрытию преступлений прошлых лет, создаваемые на уровне МВД,УВД,УВДТ- в их задачу входит также аналитическая работа по всем преступлениям
данной категории, осуществление контроля и координации работы всех следователей, у которых в производстве находятся уголовные дела, приостановленные по основаниям п.3 ст.195 УПК РФ;
- координационные следственно-оперативные группы, осуществляющие аналитическую работу по раскрытию органами и подразделениями определенных категорий преступлений;
- следственно-оперативные группы, обеспечивающие раскрытие и расследование преступлений на определенных объектах;
- поисковые следственно-оперативные группы, предназначенные для борьбы прежде всего с организованной преступностью, осуществляющие работу по принципу: от лица, являющегося членом преступной группировки - к преступлениям, которые им были совершены.
В зависимости от изменяющейся обстановки могут быть использованы и иные формы организации раскрытия и расследования преступлений, не противоречащие действующему законодательству. В целом, несмотря на то, что управленческая деятельность в системе правоохранительных органов непосредственно не связана с процессом собирания, исследования, оценки и использования доказательств, от нее в первую очередь зависит эффективность работы следователей и органов дознания.