Социокультурные доминанты развития современной западной культуры: гуманизм, сциентизм, европоцентризм

Ведущей отличительной особенностью современной европейской культуры стала ее гуманистическая ориентация, но это не элитарный гуманизм Возрождения, значимый для избранных, а универсальный, демократический, ориентированный на каждого, любого человека и провозглашающий право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Гуманистическая ориентация культуры проявляет себя во всех областях: экономике, искусстве, нравственности. В области политической культуры эта тенденция отразилась в создании Всеобщей декларации прав человека, основные идеи которой были выработаны во Франции эпохи революции и зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина (1789).

Существенной чертой культуры этого времени является сциентизм — представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности, а онауке как о способной решать все проблемы, стоящие перед человечеством. Эта тенденция оформилась уже в XVIII в., в эпоху Просвещения, в XX в. наука превращается в производительную силу, что приводит к резкому ускорениюнаучно-технического прогресса и феномену НТР. Мировая научная целостность следствием имела экономическую целостность мира, образование транснациональных корпораций и компаний (на их долю приходится более 1/3 промышленного производства, более 1/2 внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий).

В то же время вера в безграничные способности науки не является всеобщей и формируется антисциентистская установка — принижение научного знания, обвинение науки в том, что она вызвала кризисы: экономический, экологический, национальный, а сама наука воспринимается как «чума XX века». Данная ситуация обрисована Ч.-П. Сноу в книге «Две культуры», где автор противопоставляет художественной интеллигенции интеллигенцию научную — в частности,ученых-физиков.

Характерно, что в XX в. многие истины и ментальные установки обращаются в свои противоположности — такие изменения наблюдаются по отношению к европоцентризму — культурфилософской и мировоззренческой установке, согласно которой духовный уклад Европы является центром мировой культуры и цивилизации. Подобные культурцентристские воззрения характерны для любой культуры, особенно же отчетливо они проявили себя еще в Древней Греции, для которых разграничение Запада и Востока было формой обозначения противоположности эллина и варвара, цивилизованности и дикости. В эпоху Средневековья Европа воспринималась как «круг земель, возрожденных духом Христовым», и это ощущение религиозной исключительности привело к Крестовым походам, Великим географическим открытиям и христианизации новых земель, колониальным войнам.

Для Просвещения характерна вера в прогресс и человеческие знания, где под прогрессом понималось проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Идея европоцентризма исходила из мысли, что все народы рано или поздно пройдут путем западной культуры, Восток мыслился как зона «недовыполненного человечества», а дикие народы — как несостоявшиеся европейцы.

На рубеже XIX–XX вв. наблюдается кризис европоцентризма. О. Шпенглерв своей книге «Закат Европы» отмечал, что Европа вступила в стадию цивилизации, характеризующуюся высоким развитием науки и техники, но падением уровнялитературы и искусства, потерей народом «души культуры», омассовлением всех сфер жизни. Европоцентризм в XX в., с точки зрения Шпенглера, не имеет смысла, так как Европа — небольшое пятнышко на карте мира, и китайский историк может построить всемирную историю, исключив из нее, к примеру, Крестовые походы или эпоху Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: