Социокультурные доминанты развития современной западной культуры: кризис культуры, рождение феномена массовой культуры, глобальные проблемы современности

Таким же устойчивым стереотипом современного сознания становится констатация кризиса западной культуры. Однако в процессах развития культуры кризис становится обязательным явлением, свидетельствующим о смене одного типа культуры другим, что сопровождается переоценкой слагаемыхдуховно-смыслового ядра культуры. Критерием упадка культуры является внутреннее ощущение человека в культуре — психологический комфорт или чувство неустроенности (отметим, что в числе таких переходных, кризисных эпох была эпоха эллинизма с ее лозунгом «проживи незаметно», барокко, где скепсис, тяга к изображению страданий, преувеличенному пафосу стали отражением неверия в гармоничность мироустройства). Подобные эпохи Мартин Бубер в своей книге «Два образа веры» назвал эпохами «обустроенности» и «бездомности». Между тем Даниэл Белл в работе «Конец идеологии» отмечал, что в истории было мало периодов, когда человек чувствовал, что его мир прочен.

В качестве основных признаков кризиса выделяются:

· распад постоянного образа и представления культуры о себе самой, утрата самотождественности — разрушение конкретного типа целостности — мифологической, ценностной, политико-идеологической, религиозной. Так, К. Ясперс в книге «Истоки истории и ее цель» первым великим кризисом назвал время разрушения обособленных культур и создание империй;

· высокий уровень науки и техники, но упадок в области литературы,искусства;

· подмена образования пустым знанием;

· урбанизм;

· исчезновение традиционной культуры;

· тревожное сознание, рост смертности, суицидов, наркомании, обращение к таким средствам снятия психоэмоционального напряжения, как алкалоиды и наркотические вещества;

· «смерть Бога» (понятие Ф. Ницше) как идеала и организующего начала мира и культуры, превращение религии в простую формальность.

О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев в качестве одного из ведущих признаков кризиса отмечали демократизацию культуры, ее омассовление, стандартизацию человека, рождение ее «среднего», посредственного субъекта и формирование антиэлитарного менталитета («...герои исчезли, остался хор». Х.Ортега-и-Гассет).

Писатели-гуманисты (А. Швейцер, М. Ганди, Т. Манн, Р. Роллан, Л. Толстой) в качестве отрицательного качества современной культуры выделяли ее элитарность, отсутствие ориентации на простого человека, утрату любви, милосердия, отказ от традиции и многовековой мудрости.

Перечисленные особенности культуры XX в., а также развитие средств массовойкоммуникации естественным образом приводят к рождению феномена массовой культуры, основными функциями которой становятся:

· политическая, где массовая культура выступает в качестве механизма манипуляции общественным сознанием;

· экономическая, где массовая культура выступает как товар;

· психологическая — рекреативная, защитная, направленная на восстановление психического и эмоционального потенциала человека, позволяющая осуществить человеку виртуальное бегство от действительности, спастись от ее сложностей. Это качество массовой культуры принято называть эскапизмом (от англ. escape — бежать, спасаться).

Характерные особенности массовой культуры:

· ориентация на неразвитое сознание;

· формирование нетворческой личности;

· развлекательность;

· клишированность, стереотипичность;

· опора на нижние пласты сознания и ориентация на архетипы (по К. Юнгу, это базовые представления, выработанные человечеством в процессе развития): героя, матери, отца, учителя, сокровища, женщины-соблазнительницы, дара, полета, жертвы и т. д.

Между тем не все исследователи рассматривали динамику XX в. как негативную, были и мыслители, оптимистично воспринимающие процессы развития. Так, в работах В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Тейяра де Шарденапредставлены идеи космической культуры. Основными из них стали идея активной эволюции, когда разум становится ведущей силой мирового развития, а человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию и должен проникнуться духом космической этики, и идея о единстве забот о космическом целом и нуждах конкретных людей.

По мнению названных мыслителей, гуманистический оптимизм основан на законах развития культуры и самой природы. Причинами появления ноосферы, по Вернадскому, становятся развитие науки, НТР, объединение человечества и процессы глобализации.

Но объективно глобализация культуры приводит и к появлению ее глобальных проблем ( от лат. globus — земной шар) — это экологический кризис, истощение природных источников энергии, технологический детерминизм, неравномерность развития передовых европейских стран и стран третьего мира, демографический взрыв и т. п.

Основными причинами их возникновения становятся:

· целостность современного мира;

· возросшая экономическая мощь человека;

· неравномерность развития стран и культур с различной степенью развития общественного сознания.

В качестве задач по преодолению глобальных проблем выступают:

· задача преодоления экологического кризиса;

· предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;

· борьба с голодом, нищетой, неграмотностью;

· нахождение новых источников сырья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: