Правовое регулирование торгово-экономических отношений

_____________________________________________________________________________

Источниками правового регулирования торгово-экономических отношений являются, прежде всего, основные принципы международного права (в том числе основные международного частного права) и специальные принципы международного частного права. Кроме того, правоотношения в данной сфере регулируется международными договорами и обычаями, а также решениями международных организаций. Дискуссионным (как уже отмечалось ранее) является вопрос о включении в соответствующий перечень источников контракты. Торгово-экономически отношения охватывают не только сферу частных, но и публичных правоотношений. В частности, когда, в такие отношения вступают государства. Однако такие случае охватываются международным публичным правом.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, на ряду с основными принципами международного права, был установлены также специальные принципы международного экономического права. Среду этих принципов было указано: взаимная и справедливая выгода (на тот момент, имелось ввиду, что должна быть справедливой для развивающихся в первую очередь – не должно быть большой разницы цен между сырьевыми товарами, и промышленными товарами, полученными в результате обработки); отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния (данный принцип очень не конкретизировано выражен, да и вообще является очень сомнительным); содействие международной социальной справедливости (коррелирует с первым принципом); международное сотрудничество в целях развития (в основном имелось ввиду, что развитые государства должны по мере своих возможностей содействовать странам развивающимся); устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для ее нормального развития (речь идет о какой-либо компенсации, «завуалированная» норма об ответственности за применение силы – на тот момент, в первую очередь речь шла об устранении последствий колониализма); свободный доступ к морю и из него для стран, не имеющих выхода к морю, в рамках вышеуказанных принципов (данный принципе уже был зафиксирован во всех конвенциях по морскому праву – в частности, не должны быть закрыты порты для судов государств, которые не имеют выхода к морю; право таких государства иметь свой флот и др.).

Следующим документов является Декларация об установлении нового международного экономического порядка от 1 мая 1974 года. Декларацию приняла Генеральной Ассамблея ООН по инициативе развивающихся государства. Они, в свое время. появившись на международной арене оказались уже в сложившейся и устоявшейся системе взаимоотношений, которая во много ограничивала возможность для их экономического развития. Ввиду этого совокупностью ряда этих государства («Группа 77») было предложено внести определённые изменения в сложившийся мировой порядок результатом чего и стала соответствующая Декларация 1974 года. В ней было указано на тот факт, что текущее благосостояние развитых стран во многом было обеспечено благодаря «эксплуатации» развивающихся стран (бывших колоний). Соответственно, с их стороны требовалось установление в отношении таких государств определенных политико-экономических преференций (сниженные пошлины, льготное налогообложение и др,). Однако, как можно догадаться, на практике никто из развитых стран ничего в этом отношении не предпринял. Было принято несколько дополнительных протоколов к конвенциям по интеллектуальной собственности, где предусматривалось, что развитые стран будут безвозмездно передавать развивающимся странам определенные объекты интеллектуальной собственности (такие протоколы на данный момент ратифицированы тремя государствами). Большое значение данная декларация имела в отношении транснациональных корпораций из развитых стран, которые в соответствии с Конвенцией могли быть приватизированы развивающимися государства (в той части, которая расположена территории соответствующих государств с выплатой определенной компенсацией). Данная декларация содержала и другие положения (о ликвидации разницы цен на сырье, право развивающихся стран на участие в международных публичных организациях. 4 октября 1976 года Советское правительство сделало заявление о перестройке международных экономических отношений, в котором полностью признавало положения Конвенции 1974 года, однако со своей стороны СССР устанавливать какие-либо преференции в отношении развивающихся государств отказывалась (так как ни СССР, ни Российская Империя никогда колоний не имела). В итоге, фактические преференции развивающимся государствам были предоставлены в отношении их государственных долгов.

Экономические договоры являются одни из основных источников регулирования торгово-экономических отношений. Их обычно подразделяют на многосторонние, региональные и двусторонние. Среди них самыми малочисленными являются многосторонние, которые в основном касаются торговли сырьевых товаров (нефть, каучук, сахар) и установления в отношении них определённых квот и ценовых категорий, а также наркотических и психотропных веществ. Имеются многосторонние договоры унификационного характера, но их очень мало. К ним прежде всего стоит отнести Венскую конвенцию о договорах купли-продажи товаров, Конвенции УНИДРУА - о международном лизинге, факторинге, агентства, о трасте. При этом, большинство положений Венской конвенции обязательного характера не имеют. РФ являются участником Венской конвенции, всех сырьевых конвенций, а также Конвенции УНИДРУА о лизинге. Имеется международная конвенция о векселе 1930 года и унифицированные конвенции о чеках (РФ является участником первой из них). Существуют международные договоры по перевозкам – ж/д, коносамент, смешанные перевозки. Также имеется большое множество региональных договоров, которые в основном принимаются в рамках интеграционных сообществ (конвенции в рамках ЕС, Совета Европы). Самыми многочисленными являются двусторонние экономические договоры. Эти договоры называют по-разному (торговые соглашения, соглашение о торговле и платежах, кредитные договоры, договоры о военно-техническом сотрудничестве и др.). Популярным в современный период является такой экономический двусторонний договор как долгосрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Они отличаются от остальных договоров длительным сроком, на который они заключаются (15, 20, 25 лет). Такой договор говорит о наличии стабильных экономических отношений между государствами. У РФ такие договоры имеются с Швеций, Индией и еще рядом государств. Такие договоры носят по большей части декларативный (конститутивный) характер (говорится об установлении торгово-экономических отношений в той или иной сфере). Такие договоры являются базой для заключения торговых соглашений (которые заключается на 3-5 лет), где уже предусматриваются конкретные исполнители и механизмы реализации. Таким образом, исполнение программы переходит с уровня публичного на уровень частного (международного частного) права. В соответствии с торговыми соглашениями создаются комиссии на паритетных началах (на основании абсолютного равенства по отношению к сторонам соглашениям), которые следят за соблюдением этого соглашения (установленных квот, цен и др). По результатам проверки комиссией исполнения юридическими лицами торгового соглашения, ими принимаются определённые рекомендации в отношении тех, кто нарушает положения соглашения. Несмотря на то, что такие соглашения не обладают обязательным характером, на практике не исполняющие предписания этих рекомендаций юридические лица несут существенные для них фактические последствия этого неисполнения.

Для торгово-экономических отношений важное значение имеют акты международных организаций. Считается, что акты международных направительных и международных публичных организаций не обладают юридической силой. Однако такой вывод представляется абсурдным, так как в таком случае их нельзя будет отнести к источникам права вообще. Например, акты торгово-экономических комиссий ООН являются типовыми и не носят обязательного характера, обратная ситуация с актами ВТО (в случае их ратификации государствами). Иных обязательных актов международных организаций на мировом уровне не имеется. По-другому ситуация обстоит с актами международных межгосударственных организаций на региональном уровне (например, огромное количество актов в рамках ЕС). Акты международных неправительственных организаций, по общему правилу, обязательной юридической силы не имеют. Однако, как можно догадаться, есть исключения – Международная торговая палата. МТП приняла большое количество документов, которые называются Унифицированными правилами. К ним, в частности, относятся Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP-600) 2007 года, Унифицированные правила по инкассо 1995 года, ИНКОТЕРМС 2010 года, Общие условия экспортных поставок машинного оборудования ЕЭК ООН 1955 года, Унифицированные правила по банковским платежным 2013 года (так как акт является относительно новым, на данный момент банки РФ им еще не пользуются). Обязательный характер эти правила приобретают в случае, если стороны сошлются на соответствующие положения Правил. На практике, соответствующим Унифицированным правилам следуют практически все участники торгово-экономических отношений. В связи с этим можно отнести соответствующие правила Международной Торговой Палаты к международному правовому обычаю в сфере торгово-экономического права. Такие международные организации как ООН и ЕС постоянно подтверждают Унифицированные правила МТП (и, соответственно, их действие).

Как уже отмечалось, существуют разные взгляды по поводу того – являются ли внешнеэкономические сделки (контракты) источником международного частного права. Стоит отметить, что, когда мы говорим в международном частном праве о договорах – имеются ввиду межгосударственные соглашения; когда мы говорим о внешнеэкономических сделках юридического лица (организации) – мы говорим о контракте. Для более точной детерминированности, надо рассматривать контракт, как оформление (внешнее выражение) внешнеэкономической сделки. В праве и доктрине нет единого подхода к определению признаков внешнеэкономической сделки. В частности, к ним относят следующие условия: товар, работы или услуги пересекают границы; получение прибыли; участие иностранного партнера; расчеты в иностранной валюте. Такие признаки, например, как пересечение границы или расчеты в иностранной валюте являются спорными, так как не во всех случаях их наличие или отсутствие будет свидетельствовать о наличии (или, соответственно, отсутствии) в конкретном случае внешнеэкономической сделки. Но, все-таки, существенным (обязательными условиями) для внешнеэкономической сделки будет являться наличие получения прибыли и участие иностранного партнера. Безусловно, контракт будет являться обязательным для соблюдения его сторонами. Однако, нельзя однозначно утверждать, что его положения не будут являться источником права для других лиц (например, для третейского или арбитражного суда; третьи лица, права или обязанности которого были затронуты этим контрактом). Зачастую, круг таких лиц (заинтересованных, вовлеченных) может быть достаточно обширным. Также встает вопрос о преюдициальной силе судебного решения по конкретному контракту (при разрешении аналогичных споров он будет выступать в качестве прецедента). Стоит отметить, что контракт в системе источников международного частного права не всегда должен следовать после актов международных организаций или экономических договоров («публичного» уровня). Зачастую этого уровня регулирования просто может не быть (чаще всего, субъекты могут просто не знать о соответствующих актах). Однако безусловным и постоянным в любых видах частных международных правоотношениях является обязательная сила основных и специальных принципов (которые, конечно, могут быть закреплены и в международных договорах). Основными разновидностями внешнеэкономических сделок являются: купля-продажа, подряд, оказание услуг, агентский договор, перевозка, лизинг, факторинг, аккредитив, специализация, кооперирование и др. (в частности, две последние разновидности не знакомы российскому гражданскому праву). Структура содержания контрактов, по сути, является идентичной. Главным условием является действительность контракта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: