Навигационная глубина участка канала, которая слагается из проектной глубины и запаса на допустимый перебор глубины дноуглубительными снарядами из-за невозможности точной выемки грунта по проектной горизонтальной плоскости дна канала, а также из-за просора грунта из шаланд и заносимости в период между дноуглубительными работами и сдачей работ.
Проектная глубина участка канала, представляющая его навигационную глубину плюс запас на заносимость.
Навигационная и проектная глубина d канала (рис.3,П.1) определяется по формулам:
(1)
Т – осадка расчетного судна в грузу, м;
поправка на изменение осадки при плотности ρ (солености, ‰) воды в районе проектируемого канала, отличающейся от стандартной (); величина определяется по табл.6;
Таблица 6
Плотность ρ кГ/м | Соленость, ‰ | ,м |
0,000Т 0,004Т 0,008Т 0,012Т 0,016Т 0,020Т |
Z0 – запас на крен судна от ветра и на повороте, м;
Z1 – минимальный навигационный запас, необходимый для обеспечения управляемости судна, м;
Z2 – волновой запас на погружение оконечности судна при волнении, м;
|
|
Z3 – скоростной запас на изменение осадки судна на ходу, м;
Z4 – запас глубины на заносимость, м.
Запас Z0 определяется по формуле:
для прямолинейного участка (2)
ширина расчетного судна, м;
- угол крена судна от ветра, град.
Угол крена определяется в зависимости от скорости ветра и типа судна, в курсовом проекте принимается:
для контейнеровозов,
для универсальных судов и газовозов,
для нефтеналивных судов.
Запас Z1 определяется в зависимости от осадки судна Т и вида грунта на уровне навигационного дна по табл. 7. Вид грунта устанавливается на глубине проектной прорези ,м (рис.3,П.1), при этом средняя забровочная глубина определяется для середины колена канала.
Таблица 7
Грунт дна в интервале d и (d +0,5),м | Z1,м |
Ил | 0,04Т |
Наносной грунт (песок заиленный, ракуша, гравий) | 0,05Т |
Плотный слежавшийся грунт (песок, глина, супесь, суглинки, галька) | 0,06Т |
Скальный грунт (песчаники, валуны, известняки и др.) | 0,07Т |
Запас Z2 определяется по графикам рис.4,П.1 в зависимости от числа Фруда, высоты волны h и угла волнения .
Число Фруда определяется из выражения:
, (3)
где V – расчетная скорость движения судна по каналу, принимается для каналов неполного профиля 5м/с, для каналов полного профиля 4м/с;
L – длина расчетного судна, м;
(курсовой угол волнения) определяется по плану канала как угол между направлением господствующего ветра и трассой канала.
Высоты волны h определяется по заданию, затем вычисляется значение и по графику (рис.4,П.1) определяется величина , а затем вычисляется запас Z2.
Величина скоростного запаса Z3 при движении одиночного судна определяется с помощью графиков (рис.5,П.1) методом последовательных приближений. Величина третьего слагаемого , входящего в сумму , сначала принимается равным 0,35м и из графика находится значение Z3; затем найденное значение подставляется в сумму вместо 0,35м, и вычисления повторяются. Операции по определению Z3 повторяют до тех пор, пока заданное и полученное из графика значения Z3 примерно совпадут. Как правило, достаточно двух первых подстановок.
|
|
Запас на заносимость Z4 назначается на основании специальных исследований, величина которого зависит от интенсивности заносимости. В курсовом проекте Z4 принимается в пределах