Расчет и подбор створных знаков

Створная обстановка на канале обеспечивает проведение судна строго по отведенной маневровой полосе. Навигационным створом называется система нескольких знаков или огней, расположенных на местности так, что ими обозначается одна линия, называемая осью створа. Наиболее распространённый линейный створ состоит из двух, иногда из трёх знаков, устанавливаемых по оси створа на расчётном расстоянии друг от друга. При проведении судна по линейному створу судоводитель должен так расположить судно на канале или фарватере, чтобы полотно переднего створного знака (ПСЗ) проецировалось на полотне заднего знака (ЗСЗ). Дневная видимость створных знаков обеспечивается наличием створных щитов, которые изготавливаются из деревянных досок, стеклопластиковых полос, листов или полос из легких сплавов металла.

Для создания наилучших условий освещённости лицевой поверхности щита, плоскость полосы или доски должна быть наклонена от вертикали на угол от 15° до 20°. Зазоры между полосами или досками должны оставлять от 0,2 до 0,3 их ширины, но не более 50 мм. Ночная видимость створных знаков обеспечивается огнями маячных светооптических аппаратов направленного действия, которые обладают большой силой света, но имеют сравнительно малый горизонтальный угол излучения (от 3° до 10°). В случаях, когда при подходе к створу требуется более широкий сектор видимости створных огней, могут быть применены маячные аппараты кругового действия или прожекторы.

Для отличия створных знаков от опознавательных посредине створного щита по всей его высоте наносится полоса симметрии шириной от 0,25 до 0,33 ширины щита. Цвет полосы выбирается с учетом цвета окраски полотна щита – на белых щитах полоса окрашивается черным цветом, на черных и красных – белым или желтым. Наличие такой полосы на створных щитах способствует более точному проведению судов в светлое время суток.

Створный знак типа колонны (рис.10,П.1) выполнен из труб диаметром 635мм с прикрепленным к ней створным щитом прямоугольной или трапециевидной формы. Наилучшей формой щитов считается прямоугольная, которая обеспечивает резкие очертания силуэта и наиболее позднее наступление момента точечной видимости знака, однако необходимо учитывать, что на фоне городских строений трапециевидная форма щита распознается лучше, чем прямоугольная. Щит и топовая фигура окрашиваются в цвет, создающий хорошую видимость знака на фоне местности. Освещение таких знаков осуществляется светооптическим аппаратом (электрическим или ацетиленовым), прожектором (освещающим спереди все полотно знака) и световой дорожкой (на оси симметрии знака размещаются светильники с люминесцентными лампами или газосветными трубками). Створный знак типа решетка (рис.11,П.1) выполнен из уголковой стали. Башня знака состоит из отдельных секций, собираемых на болтах с последующей сваркой закладных деталей.

На верхней площадке размещаются: фонарная будка со светооптическими аппаратами, ПРЛО, прожектор, устройство для подъема оборудования (до 200кг). К башне прикреплен створный щит прямоугольной либо трапециевидной формы. При необходимости предельная высота створного щита может быть уменьшена на размер секции – 3м. Принцип освещения полотна знака такой же, как и для знаков типа колонны.

На продолжении оси каждого из колен канала на берегу должна быть установлена пара створных знаков, включающая ближайший к берегу передний и более удаленный задний створный знак, сокращенно ПСЗ и ЗСЗ. Их положение характеризуется тремя расстояниями: D – от мористого начала колена до ПСЗ, км, D0 – то же от конца колена, км, d – между ПСЗ и ЗСЗ. Отметка h0 – низа ПСЗ назначается не менее отметки а глаза наблюдателя на капитанском мостике, принимается , (рис.12, П.1)

Параметры и размеры знаков указаны в табл.16.

Таблица 16

Тип знака Параметры Размеры, м
высота знака H , м высота огня от основания знака Hо, м А b 1 b 2
Створный с башней колонной (рис. 10, П.1)   8,6 -        
  11,1 - 7,5      
  12,6 -        
Створный с башней решетчатой конструкции (рис. 11, П.1)   7,9     2,8 3,4 2,2
  9,9       3,8 2,2
  11,9       3,8 2,2
  13,7          
  16,7          
  19,7          
  22,7       6,5 3,5
  28,7          

По рельефу берега из данного условия назначается место установки ПСЗ, затем определяются расстояния D, D0; расстояние между створными знаками d находится по формуле:

(8)

где 0,29 -- коэффициент перевода величины угла в минутах в радианную систему и расстояний из метров в километры;

ε – угловая чувствительность створа, рекомендуется принимать ε = ;

D – расстояние от ПСЗ до входа в канал со стороны моря; км;

р - допустимое отклонение судна от оси створа; величину р можно определить из выражения:

,м. (9)

р рекомендуется принимать в пределах

Размещается ЗСЗ с учетом полученной величины d и определяются высота полотна (h ) и ширина (b ) ПСЗ по формулам:

м. (10)

По полученным величинам h и b подбирается типовой створный знак по табл. 16; размеры типового знака не должны быть меньше расчетных значений ( и ).

Определяется отметка верха полотна ПСЗ по формуле (см. рис12 П1):

(11)

Обязательно проверяется достаточность высоты подобранного знака, исходя из условия:

(12)

где h - высота подобранного ПСЗ, м;

h - отметка поверхности грунта, на которой расположен ПСЗ, м.

Определяется отметка верха полотна ЗСЗ (рис.13, П.1) по формуле:

,м (13)

где ,м (14)

Требование к ЗСЗ: его верх должен быть виден над ПСЗ в любой точке длины (D-D0) колена, причём в его начале должен выступать на высоту п, соответствующую разрешающей способности β / глаза на огни данного цвета. Принято β / = 4 / для белых и β / = 2/ для цветных огней ПСЗ и ЗСЗ.

,м. (15)

Необходимо учитывать отметку поверхности грунта в том месте, где размещен ЗСЗ (H ), поэтому высота ЗСЗ определяется из выражения:

,м. (16)

Ширина ЗСЗ определяется по формуле:

(17)

По ширине ЗСЗ должен быть виден из-за ПСЗ даже на расстоянии D0, потому его ширина B проверяется, исходя из условия:

(18)

По полученным значениям H и B подбирается типовой створный знак по табл.16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: