Роль профсоюзных организаций в антикризисном управлении

В России история профсоюзного движения начинается с 1905 года. Профсоюзы пережили эпоху мощных войн и мощных социальных потрясений, периоды гонений и времена, когда они были частью государственной машины.

Политика государства по отношению к профсоюзам отражена в Конституции РФ, законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также в Трудовом Кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране труда, Законе «О занятости населения в Российской Федерации».

Профсоюзы выступают одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости. Этот принцип заложен в документах Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда, Всемирной встречи на высшем уровне в 1995 году в Копенгагене, на которой главы правительственных организаций более 180 стран, включая Россию, взяли на себя обязательства:

•регламентировать продолжительность рабочего времени;

•осуществлять политику полной занятости и улучшения условий труда;

•гарантировать минимальную заработную плату, обеспечивающую удовлетворительные условия жизни;

•распространить социальное страхование на всех, кто в нем нуждается;

•обеспечить охрану жизни и здоровья всех трудящихся;

•признать и реализовать принцип «равная оплата за равный труд»;

•обеспечить реализацию профсоюзных свобод и прав на коллективные договоры;

•обеспечить необходимые службы и меры для защиты благополучия детей и охраны материнства;

•защитить интересы трудящихся-мигрантов;

•организовать профессиональную и техническую подготовку в равных для всех условиях;

•охранять природу и ресурсы.

В условиях кризиса действенным средством решения обострившихся социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством является социальное партнерство. Идеологию партнерства характеризует ее содержание: •преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;•согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов;•согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;•утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда;•участие наемных работников в управлении.

В России начало разработки концепции социального партнерства относится к 1991 году, когда был издан Указ Президента «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», а затем в 1992 году в соответствии с Указом была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

В условиях кризиса для наемных работников принципиальное значение имеет создание коллективной защиты своих прав через профсоюзы, которые, как правило, выступают в качестве их представителей в переговорном процессе. Специфика состоит в том, что профсоюзы и администрация многих предприятий объединены общим интересом – сохранением производства, а следовательно, рабочих мест и минимальных социальных гарантий работникам.

Для того чтобы социальное партнерство достигало своих целей, при обсуждении и подписании коллективных договоров необходимо учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности.

Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса:

1.зар.плата;2.занятость населения;3.соц.гарантии;4.охрана труда и экологии.

Профсоюзы должны реагировать на все изменения на рынке труда. Кроме представительства интересов своих членов профсоюзы призваны непрерывно вовлекать в свои ряды неорганизованных трудящихся, защищать тех, кто не имеет коллективного голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: