Антикризисное управление проводится в ситуации наступившего или приближающегося кризиса. Поэтому оно практически всегда сопряжено с повышенным эмоциональным фоном участников этой ситуации. Обостряются противоречия между людьми, втянутыми в кризисные обстоятельства, что приводит к множеству конфликтов между ними, между людьми и организациями и т.п.
Конфликт (как обстоятельство) - это острое противоречие во мнениях, целях, позициях и интересах, выражающееся в столкновении различных сил как внутри организации, так и вне ее.
Конфликт (как действие) - это способ преодоления возникших противоречий, взаимодействия людей или сложных систем через состязание (ресурсов, идей, доказательств и т.п.).
Наличие конфликта может спровоцировать или углубить кризис. Вместе с тем кризис неизбежно создает почву для конфликтов. Последние могут быть как конструктивные, так и деструктивные.
Для эффективного управления конфликтами необходимо, чтобы управляющие:
- осознавали вероятные предпосылки и причины конфликтных ситуаций;
- понимали механизм развития конфликта как процесса;
- умели применять методы разрешения конфликтов.
Причины конфликтов подразделяются на порождаемые самим трудовым процессом и на те, что вызваны психологическими особенностями отношений в коллективе и особенностями отдельных его членов.
Для антикризисного управления конфликтами существует две главные стратегии:
1) стратегия предупреждения конфликта, которая имеет целью создание таких условий в организации и коллективе, при которой возможности возникновения конфликта сведены к минимуму;
2) стратегия разрешения конфликта, которая имеет цель прекратить противоборство сторон и найти приемлемое решение конфликта.
Организационно-структурные методы основаны на использовании ресурсов организационной структуры управления предприятием и заключаются:
- в формулировании и разъяснении работникам их задач, прав и полномочий;
- использовании координирующих механизмов (целевые группы, совместные совещания сотрудников разных подразделений, отделов);
- установлении общеорганизационных целей;
- разработке системы поощрений, исключающей столкновение интересов.
Административные методы используют ресурсы иерархической системы подчиненности:
- разведение участников конфликта по целям, средствам и ресурсам деятельности;
- решение конфликта на основе приказа (или решения суда).
Межличностные методы используют ресурсы психологического, мотивационного воздействия:
- уклонение, уход от конфликта, когда одна из сторон стремится занять нейтральную позицию и не позволяет втянуть себя в конфликт;
- противоборство, когда одна из сторон пытается навязать другой стороне (заставить принять) свою точку зрения;
- подавление или сглаживание конфликта, принуждение к конструктивному диалогу;
- разрешение конфликта через компромисс, когда в той или иной степени учитывается позиция всех сторон;
- разрешение конфликта посредством сотрудничества, т.е. когда сторонам предлагается реализовать решение, принятое с учетом разногласий.






