Вопрос 40. Собственность, иные вещные права и предпринимательство. Осуществление собственником предпринимательских функций как форма реализации отношений собственности

Содержанием отношений собственности является принадлежность имущества определенным лицам, которые имеют право использовать его по своему усмотрению. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие владения определяется как основанная на законе возможность иметь у себя данное имущество и фактически обладать им.

Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации и хозяйственного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности или состояния (передача по договору или уничтожение имущества). Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также - риск случайной гибели или повреждения имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника. Действующее законодательство основывается на признании государственной, муниципальной и частной форм собственности.

Имущество может принадлежать лицу не только на праве собственности, но и на основании иных вещных прав. Лицо, имеющее вещные права на имущество, использует его не только в соответствии с законом, но и с указаниями собственника, поэтому его вещное право, в отличие от права собственности, ограниченно, поскольку имущество, составляющее объект вещного права, принадлежит на праве собственности другому лицу. Право собственности является наиболее полным и широким по объему вещным правом, поэтому иные вещные права часто называют ограниченными.

Право хозяйственного ведения. На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом и иным действующим законодательством (ст.294-295 ГК РФ). Государственное предприятие владеет чужим имуществом, собственником которого является государство. Собственник государственного имущества имеет в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных (муниципальных) предприятий, следующие права:

1.
решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия;

2.
определяет предмет и цели его деятельности;

3.
назначает директора (руководителя) предприятия;

4.
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

5.
получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.


Предприятие не вправе без согласия собственника распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом: продавать его, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им (п.2 ст.295 ГК РФ). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно.

Право оперативного управления. На праве оперативного управления имущество принадлежит казенным предприятиям, являющимся разновидностью государственных унитарных предприятий (ст.115 ГК РФ), а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества (ст.296 ГК РФ). В отличие от унитарных и казенных предприятий учреждение может быть как государственной, так и негосударственной организацией, поскольку собственником учреждения может быть любое лицо (ст.120 ГК РФ).

Права казенных предприятий и учреждений ограничены законодательством в большей степени, чем права унитарных предприятий. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст.297 ГК РФ). Учреждение также не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст.298 ГК РФ). Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, имеет широкие права. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п.2 ст.296 ГК РФ).

Особое внимание надо обратить на то, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, являются собственностью собственника предприятия (учреждения) и поступают лишь в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Арендные отношения. Особый комплекс отношений возникает у лица в отношении арендованного имущества. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Право аренды возникает у лица на основании договора с собственником и потому является обязательственным отношением между сторонами договора. Но одновременно арендатор в отношении третьих лиц действует как законный владелец имущества, обладающий особым вещным правом в отношении него, сохраняющимся при переходе права собственности на это имущество (ст.617 ГК РФ).
Вопрос 41. Правовые основы формирования имущественной основы предпринимательской деятельности.

Для формирования имущества в целях ведения предпринимательской деятельности организация или индивидуальный предприниматель могут приобретать имущество в собственность или во временное владение и пользование.

Основания приобретения права собственности:

1.
изготовление вещи для себя

2.
приобретение права собственности на результаты хозяйственного использования имущества (плоды, продукцию, доходы) (ст.136 ГК РФ);

3.
приобретение права собственности на общедоступные для сбора вещи (ст.221 ГК РФ), бесхозяйные вещи (ст.225 ГК РФ), вещи, от которых собственник отказался (ст.226 ГК РФ), на находку (ст.227 ГК РФ), клад (ст.233 ГК РФ);

4.
приобретательная давность (ст.234 ГК РФ);

5.
приобретение права собственности на основании договора

6.
правопреемство в результате реорганизации юридического лица


Все основания (способы) возникновения права собственности в теории права принято делить на первоначальные и производные. Первоначальными способами являются случаи, когда право собственности возникает впервые или помимо воли прежнего собственника. Производными способами - способы, при которых право собственности у приобретателя возникает по воле предшествующего собственника и с согласия приобретателя. Основным производным способом возникновения права собственности является приобретение имущества на основании гражданско-правовых договоров приобретения (отчуждения) имущества. К подобным договорам относятся договоры купли-продажи, поставки, мены, дарения, подряда, учредительный договор о создании общества (товарищества), а также иные сделки об отчуждении имущества. Основным и особым способом формирования имущества хозяйственного общества или товарищества является внесение имущества в уставный капитал при создании общества или в процессе его дальнейшей деятельности. Отличительной особенностью хозяйственных обществ является образование уставного капитала, формируемого в результате объединения денежных средств и имущества учредителей (участников). Имущество хозяйственного общества, созданное за счет вкладов учредителей (акционеров), принадлежит обществу на праве собственности.

Имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности, может приобретаться не только в собственность, но во владение и пользование по различным основаниям, например по договору аренды, лизинга и пр. Использование различных видов договоров, оформляющих приобретение имущества, влечет различные правовые последствия.

Одним из способов формирования имущества является привлечение заемного капитала, т.е. денежных средств, полученных на определенный срок. Правовым способом формирования заемного капитала является заключение договоров займа (кредита), выпуск облигаций или иных ценных бумаг.
Вопрос 42. Правовой режим отдельных видов имущества, используемых в предпринимательской деятельности.

Вещами называются объекты окружающего материального мира, созданные как природой, так и человеком, которые могут быть объектами гражданских прав.

Вещи в гражданском обороте принято делить на следующие группы:

1.
разрешенные к обороту, ограниченно оборотоспособные и изъятые из оборота (ст.129 ГК РФ);

2.
недвижимые и движимые вещи (ст.130 ГК РФ);

3.
делимые и неделимые вещи (ст.133 ГК РФ);

4.
сложные и простые вещи (ст.134 ГК РФ);

5.
главные вещи и принадлежности (ст.135 ГК РФ);

6.
индивидуально-определенные вещи и вещи, определяемые родовыми признаками;

7.
потребляемые и непотребляемые вещи.


Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.132 ГК РФ)

Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК РФ).
Вопрос 43. Понятие приватизации, цели, задачи приватизации государственного и муниципального имущества.

Приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

Действующее законодательство понимает под приватизацией государственного и муниципального имущества возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и/или юридических лиц (ст.1 Закона о приватизации 2001 г.).

От приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества, в том числе при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленным за ними государственным имуществом.

Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:


  • государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

  • государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.


Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Так, например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется Законом о банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.
Вопрос 44. Законодательство о приватизации: структура, функции, особенности.

Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.

Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

Закон 1991 г. выделял следующие условия приватизации государственных предприятий:

1.
нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности;

2.
принадлежность покупателя к субъектам частной собственности;

3.
возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.


Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения.

Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", существенно изменившего понятие и условия приватизации.

Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах:


  • обязательная возмездность приватизации;

  • законодательное определение способов приватизации;

  • принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона;

  • существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

  • ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество.


Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования. Сохранив существовавшее в законодательстве понятие приватизации, новый Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий. Из числа способов приватизации исключен один из основных и первоначальных ее способов - выкуп арендованного государственного или муниципального имущества, но в то же время добавлены новые способы приватизации, такие как: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа указанного имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Изменен статус программы приватизации: прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества подлежит ежегодному утверждению Правительством РФ.

Большое значение для правового регулирования приватизации имели указы Президента РФ:

1) Указ Президента РФ от 22 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", которым было утверждено 7 различных Положений, в том числе о порядке оформления документов на приватизацию, о приватизации предприятий на аукционе и по конкурсу, о работе комиссий по приватизации и некоторые другие.

2) Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"

Особую роль в правовом регулировании приватизации сыграли нормативные акты Министерства имущественных отношений РФ:


  • от 15 февраля 1994 г. N 342-р "Об утверждении Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий";

  • от 4 ноября 1992 N 701-р "Об утверждении и введении в действие Положения о продаже акций в процессе приватизации и Положения о специализированных чековых аукционах";

  • от 18 апреля 1994 г. N 840-р "Об утверждении Положения о реестре акционеров акционерного общества".


В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.
Вопрос 45. Порядок и способы проведения приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок приватизации - предусмотренный законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Действующий федеральный закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает следующие этапы приватизации:


  • разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества,

  • принятие решения о приватизации имущества,

  • приватизация государственного имущества предусмотренным законом способом.


Способы приватизации - это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Закона о приватизации 2001 г.).

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

1.
преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2.
продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3.
продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4.
продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5.
продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6.
продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7.
продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8.
продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9.
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10.
продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.


Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.
Вопрос 46. Предприниматель, рынок товаров (работ, услуг) и право: понятие товарного рынка, его функционирование, инфраструктура.

Товаром является продукт труда, произведенный для продажи или обмена. Реализуется товар на рынке. Рынком товаров (работ, услуг) - товарным рынком признается сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможностей покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п.5 ст.40 НК РФ). В законодательстве содержатся такие характеристики товаров, как: взаимозаменяемость, идентичность и однородность.

Для полной характеристики товарных рынков и оценки состояния на них конкурентной среды последовательно определяются следующие показатели:


  • продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров;

  • географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами;

  • структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов (количество и состав продавцов и покупателей) и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

  • барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок;

  • рыночный потенциал хозяйствующего субъекта - экономическая (рыночная) власть предприятия.


Правовой формой обмена товарами в рыночной экономике является договор. Из всей совокупности предпринимательских договоров особое значение для предпринимателя имеют договоры на реализацию (приобретение) продукции (товаров).

В рыночной экономике существуют различные способы реализации продукции: по прямым связям изготовителей с потребителями; через посредников (торгово-посреднические фирмы, торговые дома, коммерческие центры и фирмы, лизинговые компании, торговые агенты и др.); на аукционах, торгах, ярмарках, по конкурсу, посредством проведения тендера, по почте, посредством бартерных сделок; через товарные биржи.


Вопрос 47. Сущность товарных бирж,виды осуществляемых ими операций и их правовое регулирование.

Основными формами взаимодействия и сотрудничества предпринимателя и товарной биржи являются:


  • участие предпринимателя в учреждении товарной биржи, в одной из ее организационно-правовых форм, предусмотренных действующим законодательством, со всеми вытекающими отсюда последствиями в области прав и обязанностей;

  • членство предпринимателя на товарной бирже;

  • владение предпринимателем брокерским местом на товарной бирже;

  • аренда брокерского места;

  • выступление предпринимателя в качестве клиента брокерской конторы или свободного брокера. При этом брокеру поручается на постоянной или временной основе реализовывать через биржу товары предпринимателя и приобретать на бирже нужные ему товары.


Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст.2 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование деятельности товарных бирж включает две группы актов:

1.
нормативные акты централизованного регулирования (Закон о товарных биржах и иные законодательные и подзаконные нормативные акты);

2.
локальные нормативные акты (учредительные документы бирж, правила биржевой торговли, положения и иные акты, определяющие правовой статус внутренних подразделений биржи и ее персонала, иные правила, принятые (утвержденные) органами самой биржи в соответствии с действующим законодательством).


Отличительная черта российского биржевого законодательства - его специализированный характер: каждый вид бирж и биржевой деятельности регламентируется отдельными нормативными актами.

Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие указанным выше требованиям, не являются биржевыми. Биржевые сделки могут быть различных видов. Так, в ходе биржевых торгов участниками биржевой торговли могут совершаться сделки, связанные с:


  • взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

  • взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

  • взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

  • уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (опционные сделки);

  • другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли. Например, смешанные сделки с залогом, бартерные, с условием, с кредитом.


Сделки "спот" служат преимущественно удовлетворению действительного спроса на какие-либо биржевые товары, поэтому их главная цель - реальная купля-продажа биржевого товара. Для этих сделок ("спот") характерен простой торговый акт: деньги-товар, поэтому здесь нет биржевой игры, спекуляции.

Сделка с наличным товаром - сделка, в которой товар передается одним контрагентом другому на оговоренных в договоре между ними условиях и оплачивается в момент его поступления в собственность покупателя.

Форвардная сделка - сделка на товар, который передается организацией-продавцом в собственность организации-покупателя на оговоренных сторонами условиях поставки и расчетов, в установленный договором определенный срок в будущем.

Фьючерсные сделки - сделки, заключаемые, как правило, не с целью покупки или продажи товара, а с целью страхования (хеджирования) сделок с наличным товаром или получения в ходе перепродажи или после ликвидации сделки разницы от возможного изменения цен.

Сделки с премией, или "опцион", служат ограничению возможных потерь по сделке на срок. Сделка с премией представляет собой срочную сделку, при которой плательщик премии покупает у получателя премии право выбора: либо отказаться от сделки и уплатить премию, либо выполнить обязательства по сделке.

Сделка с залогом - сделка, в которой в момент ее заключения один контрагент выплачивает другому контрагенту сумму, определенную договором между ними, в качестве гарантии исполнения своих обязательств.

Сделки с кредитом - это такие сделки, по которым брокерская контора, получив в банке кредит для совершения биржевых сделок, приобретает на бирже нужный ей товар с последующей реализацией своего товара также через биржевые торги.

Бартерная сделка - сделка, при которой взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты. Пропорции обмена при этом определяются, как правило, с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на внутреннем или мировом рынке, качества продукции и условий ее поставок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: