Вопрос 21. Порядок заключения крупных сделок с имуществом в АО

Для начала выясним, что же такое крупная сделка? Крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный настоящим Федеральным законом.

Фокус в том, что если руководитель совершил такую сделку без соответствующего одобрения, она может быть признана недействительной.

Порядок одобрения крупной сделки:

1. Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.

2. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В случае, если единогласие совета директоров (наблюдательного совета) общества по вопросу об одобрении крупной сделки не достигнуто, по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

3. Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

4. В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

5. В случае, если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения главы XI настоящего Федерального закона.

6. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.

7. Положения настоящей статьи не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа.


Вопрос 22. Заинтересованность в совершении АО сделки и требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Потенциально заинтересованные лица:


  • член СД;

  • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;

  • член коллегиального исполнительного органа общества;

  • акционер общества, имеющий совместно с его аффилироваными лицами 20% и более голосующих акций;

  • лица, имеющие права давать обществу обязательные для него указания;

  • супруги, дети, братья и сестры, усыновители и усыновленные вышеперечисленных лиц.


Основания возникновения заинтересованности указанных лиц:


  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

  • владеют 20% и более акций юр.лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

  • занимают должности в органах управления юр.лица, являющегося стороной выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

  • иные случаи, предусмотренные в уставе.


Совпадение указанных категорий формирует круг лиц, признанных заинтересованными в совершении сделки с обществом.

Порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность:

1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.

2. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

3. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. В случае, если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

Независимым директором признается член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не являющийся и не являвшийся в течение одного года, предшествовавшего принятию решения:


  • лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющим, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации;

  • лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которого являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества, управляющей организации общества либо являющимися управляющим общества;

  • аффилированным лицом общества, за исключением члена совета директоров (наблюдательного совета) общества.


4. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций в следующих случаях:


  • если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2 и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;

  • если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции;

  • если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.


5. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, в случаях, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Указанное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.

6. В решении об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Общее собрание акционеров может принять решение об одобрении сделки (сделок) между обществом и заинтересованным лицом, которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его обычной хозяйственной деятельности. При этом в решении общего собрания акционеров должна быть также указана предельная сумма, на которую может быть совершена такая сделка (сделки). Такое решение имеет силу до следующего годового общего собрания акционеров.

7. Для принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества и общим собранием акционеров решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, цена отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона.

8. Дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Последствия несоблюдения требований к сделке, в совершении которой имеется заинтересованность:

1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, совершенная с нарушением требований к сделке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может быть признана недействительной по иску общества или акционера.

2. Заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу. В случае, если ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.


Вопрос 23. АО и рынок ценных бумаг (правовые вопросы).

Отсутствует.


Вопрос 24. Особенности деятельности производственных кооперативов в сфере предпринимательства.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Кооператив представляет собой объединение и капитала, и лиц. Соответственно, он не может не преследовать цели извлечения прибыли, и он не может не учитывать экономических, социальных и иных интересов своих членов.

При решении вопросов голосует именно член кооператива, а не его капитал, следовательно, у каждого члена по одному 1 голосу.

Члены кооператива должны иметь право на участиях и в прибыли, и в управлении, а также, в кооперативе должна идти речь о самоуправлении и капитала и лиц.

ПК – коммерческая организация, но главная его цель- не извлечение прибыли, а удовлетворение личных потребностей его членов. Следовательно, есть специфические особенности, касающиеся труда и управления.

В ПК нет наемного труда, здесь речь идет о самонайме. ПК строит свою деятельность на демократических принципах самоуправления.

Существует проблема перерастания ПК в паевое товарищество или АО. Поэтому члены кооператива добровольно принимают на себя всякие обязательства (ограничения в изъятии своих паев, ограничение доходов на вложенный пай и т.д.).


Вопрос 25. Государственный сектор экономики России. Государственные, муниципальные и казенные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Именно отсутствием права собственности на закрепляемое имущество они отличаются от иных коммерческих организаций. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Действует ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1.
основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

2.
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее - казенное предприятие).


Правоспособность унитарных предприятий специальная, т.е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия. Действующее законодательство также ограничивает деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности (например, в ст.1015 ГК РФ установлен запрет на деятельность унитарного предприятия в качестве доверительного управляющего; также казенное предприятие не может быть таможенным брокером).

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Указание на форму соответствующего предприятия и собственника имущества (РФ, СРФ или муниципальное образование) должно содержаться в его фирменном наименовании. По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

РФ, СРФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. РФ, СРФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества последних.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае (открытый перечень):


    • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

    • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

    • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

    • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и т.д.


Казенное предприятие может быть создано в случае:


    • если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд СРФ или муниципального образования;

    • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

    • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

    • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

    • необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

    • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий и т.д..


Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ, СРФ или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными ОИВ в соответствии с компетенцией, об учреждении государственного предприятия СРФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ в соответствии с компетенцией. Федеральное казенное предприятие, казенное предприятие СРФ, муниципальное казенное предприятие – соответственно решением Правительства РФ, органа государственной власти СРФ, органа МСУ.

Устав унитарного предприятия является его единственным учредительным документом. Источники формирования имущественной основы деятельности унитарного предприятия: имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходы унитарного предприятия от его деятельности; иные не противоречащих законодательству источники. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником имущества, возникает с момента его передачи унитарному предприятию, если иное не предусмотрено ФЗ или не установлено решением собственника о передаче имущества.

В государственных и муниципальных предприятиях создается уставный фонд, которым определяется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия. Он может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч МРОТ, а муниципального предприятия - не менее чем одну тысячу МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Уставной фонд может быть увеличен либо уменьшен. При увеличении его размер с учетом размера резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия. Уменьшение уставного фонда – право, а в определенных законом случаях – обязанность собственника имущества. Например, в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда осуществляется только при представлении предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. За счет чистой прибыли унитарное предприятие может создавать резервный и иные фонды.

Поскольку унитарные предприятия не являются собственниками принадлежащего им имущества, существуют значительные особенности, связанные с распоряжением имуществом. Государственное или муниципальное предприятие по общему правилу распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно. Такое предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия соответствующих органов государственной власти и МСУ. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества этого предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Деятельность государственных унитарных предприятий планируется. Уполномоченный орган осуществляет контроль за выполнением плана. Предприятие ежеквартально представляет уполномоченному органу статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана и о выпуске продукции (работ, услуг).

Эффективность деятельности предприятия и его управления во многом зависит от руководителя. Действующее законодательство определяет порядок назначения руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который предусматривает проведение конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, заключение контракта с руководителем и регулярное проведение аттестации руководителей. Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику. Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах МСУ, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руководителю.

В унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Права собственника имущества государственного и муниципального предприятия:


    • принятие решение о создании унитарного предприятия;

    • определение целей, предмета, видов деятельности унитарного предприятия, а также дача согласия на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    • утверждение устава унитарного предприятия, внесение в него изменений;

    • принятие решения о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;

    • дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок и т.д.

    • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.


Кроме того, собственник имущества казенного предприятия вправе:


    • изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

    • доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

    • утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.


Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. В определенных законом случаях проводится обязательный аудит. Отбор аудиторских организаций для его проведения определяется по итогам конкурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: